Три характерные черты, по которым можно определить образованного человека
Многие люди понимают образованность только как нечто прикладное. Например, у нас многие работы и профессии требуют диплома о высшем образовании, хотя сама работа может и не предполагать какой-то особенной квалификации. Другие воспринимают образование как бремя, которое необходимо получать, только если возникает необходимость, например начальство требует. Но мы хотим рассмотреть другие аспекты. Что характеризует действительно образованного человека, который любит учиться и познавать окружающий мир просто так? И у него не обязательно должен быть диплом.
Почему детям порой бывает скучно?
Начнем издалека. Вы знаете, почему большинство роликов на на YouTube очень короткие? Совсем не потому, что у современного человека мало времени, а потому, что современному зрителю сложно сосредотачивать внимание долго. М.Н. Задорнов (и не только он) замечал, что у современной молодежи клиповое сознание, то есть современное поколение не может долго удерживать внимание.
Как это связано с детьми? Нередко, когда ребенку скучно, он просит, чтобы его развлекли. Суровые или просто не обделенные чувством юмора родители говорят: "Ах, нечем заняться? Ну, пойди комнату убери свою".
И проблема не в том, что у ребенка нет игрушек, например, а в том, что ему все быстро надоедает. Хочется все время нового. Корень зла не в каком-то дефектном поколении или двух. Сначала людей испортило MTV, а потом гаджеты. Все дело в отсутствии привычки концентрировать внимание, которое у образованного человека присутствует, так как он читает в основном книги.
Образованный человек всегда сможет себя развлечь
Вспоминается эпизод из фильма "Побег из Шоушенка", когда главного героя посадили в карцер на две недели. Он вышел, у него спрашивали, как он провел время и не скучал ли он. Энди Дюфрейн ответил: "Мистер Моцарт составил мне компанию". Естественно, проигрыватель Энди Дюфрейну не позволили взять в карцер - мистер Моцарт играл у него в голове. Это такой отличительный знак образованного человека: у него всегда найдется в голове что-то, что позволит не чувствовать одиночества даже в карцере. В конце концов, нет ничего трудного в том, чтобы развлечь себя с помощью книги, а что делать, когда книги нет или нет возможности дотянуться до благ цивилизации? У образованного человека есть то хранилище, которое располагается в голове, и оттуда он может достать что-то интересное (философскую проблему, научный метод, цитату из художественного произведения или целый кусок текста) и переждать скучный разговор, поддакивая в такт, или очередное "очень важное" рабочее собрание.
А все потому, что образованному человеку интересен мир во всем его многообразии, в нем жива черта, традиционно считающаяся детской, - любопытство. А мир взрослых ему скучен - да и правда, что в нем хорошего?
Образованные люди всегда найдут, о чем поговорить с другими
Если человек интересуется многим, то ему, конечно, есть что рассказать. Проблема с образованными людьми только одна: нужно суметь их разговорить. То есть необходим более или менее достойный партнер. Если речь идет о компании, то нужно, чтобы она была подготовлена. В принципе, человек с широкими и глубокими интересами может вовлечь с беседу любую аудиторию. Другое дело - стимул, который должен быть у образованного человека, чтобы он начал разговор.
В остальном, если у вас есть в окружении такие люди, то вам повезло, а если вы сам такой человек, то вам повезло вдвойне: вы легко сможете развлечь и себя, и других, если захотите.
Образованный человек всегда может подсказать идею или сгенерировать ее
На основании любопытства формируются широкие и глубокие интересы, постоянный поток данных не позволяет информации застаиваться и превращаться в болото. Когда человек много знает и много читает, то он может собрать из данных различные идеи. Но это не главное, важнее другое: у человека не наступает ригидности мышления, то есть неспособности приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам. И дело не в том, что образованный человек меняет каждый раз свои базовые ценности или точку зрения на проблему, а в том, что он знает о существовании других точек зрения. Человек менее образованный придерживается одной точки зрения, но не потому, что она ему наиболее близка из множества других, а потому, что только она ему знакома и/ или понятна.
Интересный опыт, который наглядно показывает, почему споры в Интернете бесполезны
Не секрет, что американские ученые любят все ставить на физиологическое основание - наверное, подобная база их успокаивает. Так вот, было доказано, что человек мыслит прежде всего не рационально, а эмоционально (и отбросьте свои старые представления о разделении на мужчин и женщин в этом вопросе). Бессознательные установки человека играют значительно большую роль, чем рациональные аргументы, которые вам предоставляет оппонент. Почему так происходит?
Согласно эксперименту с использованием современной техники, у людей, участвующих в политических спорах, область мозга, отвечающая за рациональное мышление, не проявляет активности, пока они не услышат аргумента, созвучного их собственной позиции.
Большинству людей трудно отказаться от собственных убеждений, которые они отстаивают в споре, а контраргументы только заставляют их еще глубже уходить в глухую оборону. Защита выстраивается, потому что идея, за которую человек ратует, им выстрадана и он уже многое в нее вложил: деньги, время, эмоции. Поэтому совершенно бессмысленно спорить в Интернете. В этих спорах не рождается истина. Если бы Сократ жил сейчас, он наверняка пересмотрел бы свой афоризм.