Поступайте с людьми так, как хотели бы, чтобы поступили с вами: это правило работает и в обратном направлении
Известно, что травма, полученная в детстве, передается из поколения в поколение, как и сила семьи. Сочувствие родителей к своему ребенку порождает надежную привязанность детей к мамам и папам. Сильные стороны отношений между отцом и матерью, включая доброту, любовь и социальный интеллект, имеют значение для воспитания этих же сильных сторон у детей и подростков. О правиле, которое работает в обратном направлении, поговорим ниже.
Сила опыта
«Новое поколение глубоко любящих родителей изменит мозг следующего поколения, а вместе с ним и весь мир», - говорит доктор философии Джесси Стерн. Очень многое из того, что мы узнаем в детстве и когда становимся взрослыми, зависит от нашего опыта. Опыт из первых рук, особенно если он приобретается в течение долгого времени, буквально формирует мозг и нервную систему. После мы на этой основе взаимодействуем с окружающим миром, справляемся с эмоциями и ведем себя в обществе.
Мы получаем этот опыт следующим образом:
- Мы не учимся ходить, когда нам говорят идти. Мы учимся ходить, переживая ходьбу.
- Мы не учимся любить, когда нас учат любить. Мы учимся любить, испытывая любовь.
- Мы не учимся уважать других, когда нам говорят уважать других. Мы учимся уважать других, испытывая уважение к себе и другим.
- Мы не учимся доброте, когда нам говорят быть добрыми. Мы учимся доброте, испытывая доброту в самые мрачные моменты (опыт, который некоторые называют благодатью).
Эти утверждения меняют один из ключевых вопросов о воспитании детей: нам следует спрашивать не о том, как научить наших детей доброте, а о том, как мы хотим, чтобы дети испытывали доброту от нас.
Эмпатическая дисциплина
Согласно этой логике, мы не можем наказывать детей, чтобы они стали добрыми и сочувствующими людьми. Хотя шлепки являются обычными способами, с помощью которых родители навязывают «хорошее поведение», десятилетия свидетельств в различных контекстах и культурах показывают, что это обычно приводит к обратным результатам. Дети, к которым применяются телесные наказания, подвергаются повышенному риску тревожности и депрессии, имеют проблемы с поведением и борются с употреблением психоактивных веществ во взрослом возрасте. Если мы хотим вырастить добрых детей, мы должны проявлять к ним доброту и уважение. Также мы должны и моделировать эти качества по отношению к другим.
Это не означает отказ от ограничений или дисциплины. Но это указывает на изменение того, как мы устанавливаем лимиты. Ученые говорят, что эмпатическая дисциплина ставит на первое место оценку и понимание детских переживаний и негативных чувств, которые приводят к неправильному поведению, а также поддержание позитивных отношений.
Преимущества эмпатической дисциплины выходят за пределы дома. В исследовании с участием 1682 учеников средней школы краткая программа, побуждающая учителей использовать эту дисциплину, снизила вдвое частоту отстранения учащихся, укрепила отношения между учителем и учеником и повысила уважение учеников.
Плати вперед
Но действительно ли доброта других людей заставляет нас быть добрее? В лабораторных экспериментах простое напоминание о человеке, который проявил к нам доброту в момент нужды, может вызвать усиление нашего собственного сочувствия и желание помощь другим.
Это не просто услуга за услугу (вы делаете что-то хорошее для меня, а я делаю что-то хорошее для вас). Исследования показывают, что упоминание кого-то, кто заботился о нас, делает нас добрее к людям, которых мы никогда не встречали. Дети в возрасте 4 лет, получившие помощь во время игры, впоследствии делились с другим ребенком игрушками, возможно, из-за чувства благодарности к человеку, который им помогал. Мы не просто платим за доброту. Мы платим вперед.
Увеличение масштаба
Если эти идеи будут расширены, они смогут трансформировать вредоносные системы. Если мы хотим создать более доброе и справедливое общество, мы могли бы начать с политики, обеспечивающей доброжелательное отношение к детям (и лучшую поддержку их опекунов). Это означает переосмысление наших систем образования, правосудия и приемных семей с точки зрения сострадания и поддержки, а не наказания. Это также означает учет исторических и современных форм угнетения и травм, которые неравномерно сказываются на семьях чернокожих, коренных жителей и иммигрантов. Наука говорит нам, что проявление доброты в детстве оказывает долгосрочное, биологическое, межпоколенческое влияние на развитие человека в целом.