Как улучшить эмоциональный интеллект, чтобы лучше понимать не только себя, но и окружающих: 8 советов

Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году в научной публикации, но на тот момент она не вызвала большого интереса. Он возник значительно позже, когда Дэниел Гоулман - психолог и репортер New York Times - написал на эту тему книгу. Сегодня психологи утверждают, что у всех, кто, принимая решения, руководствуется эмоциями, а не логикой, недостаточно развит эмоциональный интеллект.

Что это такое

Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека определять и управлять эмоциями, собственными и окружающих людей. Исследователи считают, что люди, у которых эта способность развита на высоком уровне, добиваются больших успехов не только в работе, но и в личной жизни. Кроме того, их физическое состояние гораздо лучше.

Многие эксперты убеждены, что эмоциональный интеллект позволяет точнее рассчитать производительность человека, чем с учетом его умственных способностей, хотя с этой теорией согласны не все. У некоторых людей может быть очень высокий общий интеллект (IQ) и при этом низкий эмоциональный (EQ).

Психологи убеждены, что уровень эмоционального интеллекта повысить можно, хотя это не самая простая задача, требующая мотивации, смелости, чтобы увидеть то, что окружающие люди думают о вас в действительности.

Как развивать эмоциональный интеллект

Предлагаем вам ознакомиться с советами психологов. Они помогут вам лучше понимать не только себя, но и окружающих.

1. Выберите одну область, в которой планируете развиваться

Гоулман советует заняться улучшением одного аспекта ЭИ за один раз. Подумайте, возможно, вы хотите улучшить навык самоанализа или лучше понимать действия окружающих. Задайте себе вопрос и ответьте на него максимально откровенно: «Что мне больше всего хотелось бы улучшить, если бы была возможность развития только одной способности?»

2. Направьте эмоции в нужное русло

Люди, считающие, что эмоции — это главное в жизни, пытаются их контролировать. К сожалению, это сложная задача, которая не всем по плечу. Вы можете на них только реагировать. В связи с этим можно говорить только о «хорошей» или «плохой» реакции на них. Так, гнев в основном рассматривается как разрушительная эмоция, если она направлена на причинение боли себе или окружающим. При этом он может приносить пользу, если будет использован для исправления несправедливости или защиты себя и других.

Прекрасную эмоцию - радость - мы испытываем, когда происходит что-то очень хорошее. При этом она может быть разрушительной, если исходит от причинения кому-то вреда. Научитесь распознавать, что вы чувствуете, решать, подходит ли в данной ситуации эта эмоция, и действуйте в соответствии с обстоятельствами. Такое поведение психологи называют целенаправленным.

3. Учитесь мотивировать себя

Большинство людей перед принятием решения пытаются найти мотивацию или вдохновение. Они совершенно уверены в том, что, стоит им найти правильную мотивацию, к ним придет озарение и они с энтузиазмом начнут тренироваться, работать, заниматься творчеством. Однако через несколько дней запал заканчивается, и человек оказывается в исходной точке.

Поэтому следует искать альтернативные способы поиска мотивации. Когда это необходимо, просто начните делать хотя бы что-то. Действие можно рассматривать не только как следствие мотивации, но и как причину. Не осталось сил, чтобы приступить к работе? Составьте план, наметьте список дел. Начните с самого мелкого пункта. Вы не успеете оглянуться, как из намеченного вы сделаете половину.

Пропал стимул идти в спортзал? Купите на месяц пробный абонемент, чтобы «только посмотреть». Вы и сами не заметите, как вас затянут тренировки и за первым абонементом последует второй, третий. Не стоит ждать стойкой мотивации. Сделайте что-то вначале, а потом появится желание продолжить. Прислушивайтесь к своим ощущениям до, во время и после действия, и эти эмоции используйте. Помните, что мотивировать могут не всегда «хорошие» чувства. Вы можете раздражаться, расстраиваться или беспокоиться, если результата достигнете не сразу. Эти эмоции можно обратить в стимул и продолжать действовать. Согласитесь, что самая желанная и сладкая победа — та, что достигнута вопреки всему.

4. Признавайте и уважайте чужие эмоции

Все, о чем мы говорили прежде, касалось только ваших эмоций. Но в развитии эмоционального интеллекта одна из важнейших целей заключается в том, что он должен стимулировать построение здоровых отношений с окружающими. Любые здоровые отношения — семейные, дружеские, деловые — начинаются с уважения и признания эмоциональных потребностей друг друга.

Этого можно достичь только при условии, что вы будете слушать и сопереживать окружающим. Возможно, вы не совсем понимаете человека, но необходимо ему сочувствовать. Учитесь ценить и принимать близких людей такими, какие они есть, даже если вы не совсем разделяете их взгляды.

5. Пусть в вашем окружении будут люди, которые не всегда и не со всем с вами соглашаются

После того как вы выбрали область, в которой хотели бы добиться успеха, поинтересуйтесь у других людей, в чем вы могли бы стать лучше. В данном случае очень важно задавать вопросы тем людям, которые вашу точку зрения необязательно разделяют. В обществе людей, верящих во все, что вы говорите и делаете, вы остановитесь в развитии и не будете воспринимать иные точки зрения.

6. Взгляните на ситуацию другими глазами

Понимание индивидуальных сил и возможностей окружающих людей особенно важно для руководителей. Регулярные дискуссии в коллективе приводят к пониманию мотивации и влияния на других людей. Следуйте «платиновому правилу»: с другими людьми ведите себя так, как они того хотят. Это важно для того, чтобы им были понятны ваши слова и они захотели бы дать вам то, что требуется.

7. Оставляйте людям право сомневаться

Психологи считают это ошибкой атрибуции - механизма объяснения причин поведения другого человека. Мы склонны верить в то, что человек груб, потому что он глуп, а не потому что у него был сложный день. Психолог Релли Надлер рекомендует не осуждать поведение окружающих, а стараться его понять.

8. Практикуйтесь в валидации

Термин «валидация» означает принятие мыслей, чувств, эмоций и действий окружающих. Иными словами, мы признаем, что у другого человека есть чувства и эмоции, а не говорим пренебрежительно: «Да ладно! Что за чушь ты несешь!»

Валидация – это еще и принятие, понимание, почему именно так, а не иначе поступил человек, чем его поведение мотивировано. Это не означает, что вы одобряете его поступки, но при этом осознаете, что у человека были причины, чтобы поступить именно таким образом.

Для признания эмоций и чувств другого человека совсем необязательно иметь подобный опыт. Например, можно поддержать подругу словами: «Я понимаю, что ты чувствуешь. Со мной было то же самое, когда меня без причины уволили». Таким образом вы ссылаетесь на себя и собственный опыт. А как поступить, если такого опыта у вас не было? В этом случае необходимо найти другие слова поддержки: «Я хорошо понимаю, насколько для тебя это неожиданно, ведь начальник перед увольнением тебя даже не предупредил». Освоив принципы валидации, вы сможете лучше понимать окружающих вас людей.

Комментарии