Религиозные убеждения: как раннее детство формирует ваши отношения с Богом
В религиозном мире образы святых часто напоминают родительские фигуры. Христиане прямо называют Всевышнего "Отцом". Бог иудаизма и ислама также обладает явными отцовскими качествами.
Но божества также могут быть подобны образам матери. Восточноазиатские буддисты поклоняются Гуаньинь (по-китайски) или Каннон (по-японски) как "Матери милосердия".
Эти наблюдения предполагают, что религиозная вера может быть основана на общении с нашими родителями в очень раннем детстве. В недавней обзорной статье шведский психолог Аарон Черняк и его коллеги написали, что наши отношения с Богом во взрослом возрасте основаны на типе привязанности, которую мы сформировали с нашими опекунами во младенчестве.
Стили привязанности
Младенцы совершенно беспомощны при рождении, поэтому неудивительно, что у них развивается сильная эмоциональная связь со своими родителями. Психологи называют эмоциональную связь между младенцем и матерью привязанностью.
Дети понимают, что они могут доверять своей матери и другим опекунам, ведь те удовлетворяют их физические и эмоциональные потребности. Так у них развивается безопасный стиль привязанности. По мере взросления дети используют своего опекуна как надежную базу для исследования мира.
По разным причинам родители не всегда могут в полной мере удовлетворить потребности своего ребенка. В таких случаях у него развивается ненадежная привязанность, которая может принимать одну из двух форм.
Некоторые дети узнают, что им нужно быть особенно суетливыми и нуждающимися, чтобы привлечь внимание матери или отца, и у них развивается тревожный стиль привязанности. Вместо этого другие учатся полагаться на себя, формируя избегающий стиль.
Стили привязанности, сформированные в раннем детстве, могут переноситься во взрослую жизнь, когда человек строит отношения с близкими людьми и друзьями. Люди с безопасным стилем привязанности чаще строят доверительные, любящие отношения, зная, что у них всегда есть близкие, к которым можно обратиться в трудную минуту.
Напротив, люди с тревожным стилем привязанности могут жаждать близости, но их постоянное беспокойство часто отталкивают любого, кто приближается к ним.
Между тем люди с избегающим стилем привязанности могут поддерживать поверхностные отношения с друзьями и возлюбленными, всегда думая в глубине души, что они могут полагаться только на самих себя, когда дела идут тяжело.
Бог как родитель
По мере того как дети растут, они развивают независимость, все больше полагаясь на друзей и других членов семьи в удовлетворении своих эмоциональных потребностей. Это также период, когда дети развивают представление о Боге как о невидимой фигуре привязанности - о том, кто все еще может обеспечить им надежную базу в трудные времена. Таким образом, в процессе развития религиозной веры дети могут отождествлять привязанность к своим опекунам с божественной сущностью.
По словам Черняка и его коллег, привязанность людей к Всевышнему обычно соответствует стилю привязанности, которую они проявляют к другим людям в своей жизни.
Человек с безопасным стилем склонен видеть в Боге надежную опору в трудные времена, и эта вера дает ему силы действовать, когда дела идут плохо.
Компенсация: Бог как замещение родителей
Стиль привязанности, усвоенный в младенчестве, может служить моделью для отношений во взрослой жизни. Люди с небезопасным стилем привязанности могут не доверять другим в удовлетворении своих потребностей. Исследования показывают, что это может распространяться и на их отношения с Богом. Эти люди с большей вероятностью подвергают сомнению свои детские религиозные учения и могут даже полностью отказаться от религии.
Взрослые люди с устойчивым стилем привязанности редко уходят далеко от своего религиозного воспитания. Однако те, кто имеют ненадежный стиль, могут использовать религиозное обращение как способ отбросить дезадаптивные отношения привязанности в детстве. Они делают это, отвергая свою детскую религию и принимая новую веру, как правило, с чрезмерным рвением. Это как если бы они заявляли миру: "У меня не было надежной базы, когда я рос, но мой новый Бог - безопасное убежище". Как отмечают Черняк и его коллеги, такое религиозное обращение может помочь некоторым людям со временем развить надежную привязанность, но в конечном итоге большинству это не удается, поскольку они возвращаются к своему первоначальному стилю.
Опыт раннего детства
Рассмотрение веры в божественную фигуру как стиль привязанности помогает объяснить психологические преимущества, которые, кажется, исходят от религиозной веры. Это также помогает нам понять, почему некоторые люди ревностно обращаются в новые религии.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что опыт раннего детства может повлиять на то, какие отношения человек будет иметь с Богом во взрослом возрасте.