"Телефон новый, поэтому цена выше?": какие данные пользователей собирают приложения такси, и что влияет на стоимость поездки
Популярным российским агрегаторам нужно будет отчитаться перед ФАС по поводу повышения цен на свои услуги. А все потому, что антимонопольный комитет заподозрил эти организации в стремлении недобросовестного заработка. Разбираемся, какие претензии и почему предъявляются к агрегаторам.
Разные цены разным клиентам
Все началось с любопытного наблюдения председателя Молодежного парламента при Госдуме Дмитрий Шатунов. Он обратил внимание на то, что цена на поездку при заказе такси с мобильного приложения варьируется в зависимости от модели смартфона. У кого гаджет дороже — тот и платит больше.
Шатунова такая ситуация возмутила, поэтому он написал письмо в ФАС, чтобы инициировать расследование по данному вопросу.
Любопытный эксперимент
Агрегатор «Яндекс.Такси» уже успел дать свои комментарии относительно взаимосвязи модели смартфона и политики ценообразования. По мнению руководства, никакой взаимосвязи нет. То, что обладатели дорогих смартфонов платят за услуги такси больше, — это не более, чем миф. Причем это может проверить любой человек.
Руководство канала «Яндекс Go» провело эксперимент. На нескольких смартфонах разных моделей в мобильных приложениях был выбран один и тот же пункт назначения. Но цена действительно оказалась разной. Разница была в пределах 50 рублей: где-то больше, где-то меньше.
Сотрудники агрегатора прокомментировали это так. Чем больше спрос — тем выше цена. То есть заказ, который был оформлен первым, оказался дешевле, нежели тот, который был оформлен последним. Модель смартфона не при чем.
Зачем агрегаторам данные о модели телефона
И все же остается фактом тот момент, что мобильное приложение агрегатора такси все равно собирает данные о моделях устройств клиентов. Вопрос: зачем?
У сотрудников агрегаторов такси есть объяснение. Сбор данных необходим разработчикам для того, чтобы выявлять ошибки на тех или иных устройствах. А для этого как раз таки и нужно знать операционную систему и другие технические данные об устройстве. Якобы без этой информации невозможно было бы наладить бесперебойную работу приложения.
Руководство развенчивает еще один миф
Бытует еще одно мнение о том, что если на телефоне разряжается батарея, то указывается высокая стоимость поездки. В «Яндекс.Такси» также опровергли данную информацию, назвав ее фейковой.
В руководстве объяснили, что повышенный коэффициент может появляться вследствие разных факторов (того же повышенного спроса, например), но точно не из-за разряжающейся батареи устройства.
Как формируются цены
В целом цену на поездку можно просчитать по формуле «тариф х повышенный спрос - оптимизация (эффективность) = цена». Есть установленный тариф на подачу авто. Это фиксированная стоимость, куда могут входить два километра поездки. Руководство устанавливает тариф таким образом, чтобы учитывать расходы на эксплуатацию авто, чтобы не уйти в «минус». Дальше считается либо каждый километр поездки, либо время в пути. Подсчеты происходят в автоматизированном режиме. То есть система сама высчитывает стоимость поездки по уже заложенной формуле.
Безусловно, повышающий коэффициент имеет место быть. Например, когда появляется больше желающих воспользоваться услугами такси, а количество таксистов осталось таким же, каким и было раньше. Тогда цены начинают подниматься, что соответствует рыночной экономике. Традиционно повышение цен на такси наблюдается в непогоду, зимой и осенью, а также во время крупных мероприятий. Например, концертов, выступлений, когда потом появляется множество желающих добраться домой с комфортом на такси.
Один из способов экономии - это осуществлять вызов такси до окончания концерта. Таким лайфхаком поделились в "Яндекс.Такси".