Слишком близко к сердцу: как душевная боль перерастает в физическую

Соматизация - это трансформация или преобразование неприятных чувств в физические симптомы. Это механизм психологической защиты. Проблема в том, что он может привести к потере двигательной функции определенной группы мышц. Например, у пациента может парализовать конечности или всю сторону тела (гемиплегия).

В некоторых случаях соматизация связана с сенсорной потерей, чаще всего это - зрение. В других случаях психическая боль преобразуется в отклоняющуюся модель двигательной активности, такую ​​как тик или судороги.

Соматизация

Психогенные припадки имеют психологическую природу, их следует отличать от судорог, имеющих физическую основу, таких как эпилепсия, повреждение мозга. Психогенные судороги очень похожи на органические спазмы.

Один из способов отличить их - это взять образец крови через 10-20 минут после события и оценить уровень гормона пролактина, который повышается после органического приступа, но не псевдозамещения.

Другим способом, более надежным, является видеотелеметрия, которая включает наблюдение за пациентом в течение нескольких дней с помощью видеокамеры и электроэнцефалограммы, регистрирующей электрическую активность на черепе.

Соматизация, конечно, бессознательный процесс. Люди обычно не знают о психологических причинах своей инвалидности. При этом болезнь не воображается и не симулируется: конечность на самом деле не может двигаться, глаза - не могут видеть.

Как проявляется?

Соматизация, особенно после травмирующего события, долгих переживаний, является внезапной. Но она также может быть обыденной. Например, человек склонен испытывать головную боль всякий раз, когда настаивает на чем-то, что противоречит его природе или желаниям.

Точно так же люди, находящиеся в депрессивном состоянии, часто предъявляют не психологические жалобы, такие как грусть, вина, страдание или безнадежность, а физические жалобы, среди которых - усталость, мигрени или боль в груди. Многие сообщества в Индии, Корее и Нигерии даже не употребляют термин «депрессия», которое в основном является современным и западным понятием.

Синдром "Мюнхгаузена"

Тенденция к конкретизации психической боли глубоко укоренилась в нашей человеческой природе и не должна ошибочно приниматься или неверно толковаться как искусственное расстройство или симуляция.

Последнее - определяется физическими и психологическими симптомами, которые вырабатываются или преувеличиваются с целью использования привилегий состояния больного, в частности: привлечение внимания, сочувствия или освобождение от вины.

Искусственное расстройство с преимущественно физическими симптомами иногда называют синдромом "Мюнхгаузена". Одно из многих утверждений Мюнхгаузена указывало на то, что он "сам себя вытащил из болота". При этом синдроме преступник и жертва - это отдельные лица, чаще всего мать и ребенок.

Симуляция или психическое заболевание?

В отличие от проблем психического характера, цель симуляции состоит в том, чтобы наслаждаться чем-то, кроме роли больного. Эта цель обычно более конкретна и рассчитана: например, получение отпуска по болезни, компенсации, уклонение от уголовного правосудия. Симуляция не классифицируется как психическое расстройство.

Соматизация не имеет ничего общего с искусственным расстройством или симуляцией: люди, которые материализуют психическую боль, могут, как и все больные, пользоваться их привилегиями или конкретными выгодами, но это не их основная цель.

Психологические стрессоры могут приводить к физическим симптомам не только соматизацией, являющейся психическим процессом, но также и физическими процессами, затрагивающими нервную, эндокринную и иммунную системы. Например, исследование Гарварда показало, что первые 24 часа после тяжелой утраты связаны с ошеломляющим 21-кратным повышенным риском сердечного приступа.

Физическая и душевная боль

Сегодня область психонейроиммунологии действительно расцвела, открыв большой массив фактов, которые привели к общему признанию неблагоприятного воздействия психологических стрессоров на здоровье, процессы выздоровления и старение. Известны и полезные или защитные эффекты от положительных эмоций, таких как счастье, мотивация, чувство цели или смысла.

Но современная наука едва может соперничать с мудростью древних, которые хорошо понимали тесную связь между психологическим и физическим благополучием. В Charmides Платона Сократ рассказывает юному Хармиду, страдающему от мигреней, об очаровании головной боли, которое он узнал от одного из мистических врачей. Этот великий доктор предупредил, что лучше всего исцелить душу, прежде чем лечить тело, поскольку здоровье и счастье в конечном итоге зависят от состояния души. Он сказал, что к душе нужно обращаться с определенными чарами, которые являются прекрасными словами.

Комментарии
Да, к сожалению так и происходит, всегда сначала эмоции, потом и болезни(