Вдохновлено коммерческой культурой: поп-арт как стиль в искусстве

Поп-арт представляет собой художественное направление в искусстве, возникшее и развивавшееся в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого венка, которое было вдохновлено коммерческой культурой западного мира. Его основная идея - протест против традиционного искусства.

Отражение западных ценностей

Исследователи рассматривают поп-арт как движение, не имеющее определенного художественно стиля, но объединенное реакцией его создателей на новые ценности западного мира, возникшие в послевоенную эпоху. Они были связаны с обществом потребления, с товарами, которые часто использовались в быту. Речь идет, например, о комиксах, дорожных знаках, гамбургерах, банках для супа.

Характерная черта поп-арта - это яркие цвета, основные из них - красный желтый и синий. Они часто использовались в комиксах. С их помощью отображалась окружающая действительность, связанная с коммерческой культурой, а отнюдь не искания художника, как это было присуще классическому искусству.

Широкое понимание культуры

Движение поп-арта связано также с исследовательским аспектом. В 1952-1955 годах группа художников, архитекторов и историков дизайна регулярно встречалась в Лондоне, в Институте современного искусства, чтобы обсудить различные темы, касающиеся, например, дизайна автомобилей или оформления журналов. Они называли себя "Независимой группой" и были привержены широкому пониманию культуры, выступая за развитие ее различных форм - от высоких до популярных.

Эстетика Голливуда и супермаркетов

Представители поп-арта сначала в Великобритании, а затем и в США выражали свой протест против традиционных взглядов на искусство. Они считали их устаревшими, отжившими свое, не имеющими отношения к окружающей действительности. Они обратили свой взгляд на эстетику голливудских фильмов, на фото кинозвезд и прочих знаменитостей, на рекламу, на упаковки, на комиксы и популярную музыку.

Автором термина "поп-арт" является Лоуренс Аллоуэй, британский искусствовед и куратор. До конца 1960-х годов это направление было ведущим среди авангардных течений. Его отличают смелые, простые, повседневные образы и яркие цветовые решениям, современный, "модный" образ. Поп-арт, подчеркнув те или иные элементы современной культуры, помог сузить границу между коммерческим и традиционным искусством.

Работы нью-йоркских художников - Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Джеймса Розенквиста и Клааса Ольденбурга - определили направление, которое впоследствии стало феноменом международного масштаба. Для работ Энди Уорхола, в частности, характерно изображение знаменитостей и различных товаров массового потребления.

После Второй мировой войны именно всеобщее увлечение двумя этими аспектами в большой мере являлось двигателем экономики. Оформляя торговые центры и глянцевые журналы, Уорхол запечатлел подлинную американскую эстетику, изображая людей и упаковку продуктов. И это было весьма продуманным ходом, ведь на повестке дня были такие вещи как потребление и желание получить свои хотя бы несколько минут славы.

Разновидности поп-арта

Во Франции поп-арт принял форму "нового реализма", определенного критиком Пьером Рестани как "новые способы восприятия реального". Арман, американский художник, имевший французское происхождение, который ранее создавал картины в различных жанрах, прославился в качестве автора "аккумуляций". Он составлял объемные композиции из идентичных предметов, которые были кем-то выброшены.

В Германии термин "столичный реализм" стал использоваться для обозначения художников, творчество которых испытывало на себе влияние американской поп-музыки. Основателем этого направления был Зигмар Польке. К нему принадлежали также Герхард Рихтер и Конрад Луэг. Они объединяли технику классического офорта и ультрасовременные технологии.

Что касается России, то по сей день идут споры о том, существовал ли русский поп-арт. Потому что в то время Советский Союз не был обществом потребления. Некоторые из произведений, близкие к этому направлению, появились лишь в начале семидесятых. Течение, существовавшее в рамках "альтернативной" культуры получило ироничное название "соц-арт". Оно противостояло государственной идеологии.

В конечном итоге поп-арт получил признание критиков как форма искусства, подходящая для высокотехнологичного общества западных стран, ориентированного на средства массовой информации. Хотя поначалу публика не воспринимала его всерьез, к концу ХХ века оно стало одним из самых узнаваемых художественных течений.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы относитесь к этому стилю? Применяете ли его в своей повседневной жизни?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.