Вот уже много лет такая должность, как психолог-педагог, имеется в школах, детских садах, больницах и даже служебных учреждениях. Подобной практикой занимаются люди, психологи по образованию, которые имеют в некотором роде и медицинские знания, и педагогические. Нередко в больших коллективах возникают проблемы различного рода, которые способен решить далеко не каждый. Подобные казусы могут быть свойственны и людям с узким кругом общения.
Итак, психолог-педагог чаще всего приглашается в детские сады и школы. Такого рода специалист необходим детям, дабы он направил в нужное русло их духовное развитие, установил моральные ценности, решил проблемы экзистенциального характера, а также устранил возможные тенденции к расстройству личности. В любом коллективе психолог-педагог ведет работу по улучшению микроклимата и каких-либо взаимодействий между его участниками, налаживает отношения, устраняет конфликты. В обязательном порядке также проводится психологический анализ.
Однако деятельность педагога-психолога не ограничивается лишь подобными аналитическими занятиями и лекциями, которые нормализируют «погоду» в обществе. Нередко случается так, что в одном классе (группе, коллективе), в принципе, работа идет своим чередом, но отдельный человек испытывает некий дискомфорт.
Он может быть связан с отношениями с остальными членами общества, с принятием себя и своих обязанностей, с внутренней адаптацией и так далее. Таким образом, психолог-педагог обеспечивает надежную охрану психологического здоровья каждого ребенка в классе, каждого сотрудника в коллективе, куда он приглашен. Также специалист данного рода (в частности тот, который работает в детских учреждениях) способствует личностному развитию каждого ребенка.Особого внимания заслуживает также сам принцип работы столь важного специалиста. Как правило, программа педагога-психолога тесно связана со школьным курсом, теми предметами и занятиями, которые детки изучают в садах, с тем направлением деятельности, которое характерно для конкретной организации. В ходе анализа, многочисленных тестов и семинаров, которые проводят психологи в обществе, выясняется компетентность каждого сотрудника непосредственно в конкретной сфере деятельности, способность того или иного ученика воспринимать информацию, особенности его мышления и задатки. Как правило, именно психолог-педагог косвенным образом формирует классы: математический, гуманитарный, музыкальный.
Находясь в школьном коллективе, «инженер детских душ» должен принимать во внимание процесс взросления учеников. Для каждой возрастной категории разрабатывается отдельная программа, которая связана и с теми знаниями, что даются на уроках, и с особенностями развития нервной системы. Например, первоклашки легко «читаются» психологом по их рисункам, аппликациям, а также по манере вести тетради. Глядя на эти атрибуты, специалист сразу открывает многие особенности личности, темперамент и даже пристрастия подопечного. Позже детям предлагают пройти психологические тесты и тренинги, в которых необходимо отвечать на вопросы, представлять себя в различных ситуациях и проводить собственные исследования.