Идеализм является одним из центральных направлений в истории философии наряду с материализмом. Сущность этого философского мировоззрения заключается в утверждении приоритета духовного, идеального перед материальным. Идеализм имеет многовековую историю и насчитывает множество разновидностей.
В статье проводится обзор основных этапов развития идеализма от Античности до немецкой классической философии. Рассматриваются ключевые представители этого направления и их вклад в формирование идеалистического мировоззрения.
Зарождение идеализма в античности
Идеализм как философское направление берет свое начало в Древней Греции. Его истоки можно проследить в учениях Платона и неоплатоников. Платон различал мир вечных идей и мир преходящих вещей. Подлинным бытием для него был мир идей, а мир вещей - лишь несовершенным подобием идей. Таким образом, Платон полагал первичным идеальное начало. Эта позиция является одним из определяющих признаков идеализма.
Неоплатоники, такие как Плотин и Прокл, развивали учение Платона об идеальном космосе, населенном идеями-эйдосами. Они считали материю низшей ступенью бытия, производной от Единого. Такой подход также характерен для идеалистических систем.
Таким образом, уже в Античности были заложены основы идеализма, который провозглашал приоритет идеального над материальным. Эта традиция получила дальнейшее развитие в средневековой христианской философии.
Развитие идеализма в Средние века
В Средние века идеализм продолжал развиваться под влиянием христианства. Ведущими представителями идеализма были Августин Блаженный и Фома Аквинский.
- Августин Блаженный развивал объективный идеализм, утверждая, что источником истины является Бог. Весь мир сотворен Богом и подчинен его воле.
- Фома Аквинский также был объективным идеалистом. Он считал, что Бог является первоосновой всего сущего. При этом он признавал реальность материального мира.
Таким образом, в Средние века господствовал объективный идеализм, базирующийся на христианском мировоззрении. Центральной идеей была мысль о том, что Бог является творцом мира и управляет им по своей воле. Эта идея оказала огромное влияние на развитие философии и науки в Средние века.
Как мы выяснили, идеализм - это направление в философии, утверждающее первичность духовного, идеального начала и вторичность материального мира. В Средние века идеализм в философии - это прежде всего учение о Боге как основе всех вещей и явлений.
Идеализм в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения происходит возрождение интереса к античной философии, в том числе к идеализму Платона. Влияние платоновского идеализма сказывается в учениях ряда мыслителей этого периода.
- Николай Кузанский развивал учение о совпадении противоположностей, в котором объединил идеи неоплатонизма, христианского мистицизма и натурфилософии. Он говорил о единстве максимума и минимума в Боге, рассматривал мир как проявление божественных идей.
- Джордано Бруно выдвинул идею о бесконечности Вселенной, что противоречило церковному учению. Он считал, что мир - это бесконечное проявление божественной субстанции. Таким образом, его можно отнести к представителям пантеистического идеализма эпохи Возрождения.
- Наиболее последовательно идеи платоновского идеализма развивал Марсилио Фичино. Он различал мир идей как подлинную реальность и мир вещей как несовершенное подобие идей. Душа человека, по его мнению, стремится к созерцанию мира идей.
В целом философия эпохи Возрождения соединяла в себе рационализм, натурфилософию и мистицизм. Многие мыслители опирались на идеи Платона, развивая различные формы идеализма. Это способствовало развитию метафизики, натурфилософии, гуманистических идей.
Однако в философии Возрождения также были представлены и материалистические воззрения. Например, Пьетро Помпонацци отстаивал принципиальную познаваемость природы, отвергал вмешательство сверхъестественных сил. Таким образом, в эпоху Возрождения наблюдалась борьба идеализма и материализма.
Классический идеализм в немецкой философии
В немецкой классической философии XVIII-XIX веков идеализм получает новое развитие в трудах Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Этот период часто называют эпохой немецкого классического идеализма.
- Иммануил Кант разработал трансцендентальный идеализм, согласно которому наше познание определяется априорными формами чувственности и рассудка. Мир, по Канту, существует объективно, но познается нами идеально, через призму сознания.
- Иоганн Готлиб Фихте перешел к субъективному идеализму, утверждая, что реальность конструируется активностью «я». Весь мир, по Фихте, есть продукт самодеятельности сознания.
- Фридрих Шеллинг пытался преодолеть противоположность субъективного и объективного идеализма, развивая учение о тождестве субъекта и объекта в абсолюте. Он ввел понятие абсолютного тождества субъективного и объективного как основы мира.
- Георг Гегель довел идеализм до логического завершения, разработав систему абсолютного объективного идеализма. По Гегелю, развитие абсолютной идеи составляет основу мирового процесса.
Таким образом, немецкий классический идеализм внес огромный вклад в развитие философской мысли, разработав диалектический метод и систематизировав основные принципы идеалистического мировоззрения. Это оказало огромное влияние на последующее развитие европейской философии.
Основные принципы идеализма как мировоззрения
Идеализм как философское мировоззрение базируется на ряде основных принципов:
- Признание приоритета духовного, идеального начала над материальным. Идеализм рассматривает сознание, дух, идею как первооснову мира.
- Понимание бытия как порождения мышления, сознания или духа. Материальный мир в идеализме вторичен, является производным от идеального.
- Утверждение познаваемости мира разумом, его рациональной упорядоченности. Идеализм отстаивает разумное устройство бытия.
- Признание объективного характера идеальных сущностей: идей, чисел, законов логики и т.д. Они не зависят от индивидуального сознания.
- Рассмотрение исторического процесса как осуществления разумных целей, идеалов, принципов. Идеалистическая философия истории акцентирует роль идей.
В то же время существуют различные формы идеализма, по-разному трактующие соотношение духа и материи. Наиболее влиятельными являются объективный и субъективный идеализм. Но в целом идеализму присущи указанные выше основные принципы.
Дуализм в идеалистических системах
Многие идеалистические системы носят дуалистический характер, то есть признают наличие двух начал: духовного и материального. При этом духовному началу отдается приоритет.
- У Платона эти начала - мир идей и мир вещей. Мир идей вечен и неизменен, мир вещей преходящ и изменчив.
- Декарт противопоставлял мыслящую субстанцию - душу и протяженную субстанцию - материю. При этом он считал, что мы можем познать только душу, а о материи знаем лишь то, что она протяженна.
- В философии Канта также присутствует дуализм явлений, данных нам в опыте, и вещей в себе, которые принципиально непознаваемы.
Такой подход порождает проблему взаимосвязи духовного и материального начал. Различные формы идеализма по-разному ее решают. Но сам дуализм типичен для многих идеалистических систем.
Субъективный и объективный идеализм
В идеалистической философии различают два основных направления: субъективный и объективный идеализм. Они по-разному определяют природу идеального.
- Субъективный идеализм считает, что источником идеального является человеческое сознание, мышление субъекта. К нему относятся солипсизм, феноменализм, философия Фихте.
- Объективный идеализм полагает, что идеальное существует независимо от человеческого сознания, имеет объективный характер. Это - платонизм, гегельянство, объективно-идеалистические религиозные учения.
Одни философы последовательно придерживаются одного из этих направлений (например, Фихте или Гегель). Другие пытаются их сочетать или преодолеть (Шеллинг, неогегельянство).
Различие между субъективным и объективным идеализмом важно для понимания эволюции идеалистической мысли. Но общим для них является признание первичности идеального по отношению к материальному.
Критика идеализма в марксистской философии
Марксистская философия подвергла идеализм последовательной критике с позиций материализма. К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на ограниченность и односторонность идеалистических представлений.
Они критиковали идеалистическое понимание истории как осуществления абсолютной идеи или разума, утверждая зависимость сознания от общественного бытия.
Марксизм рассматривает сознание как отражение объективной материальной действительности, а не как первооснову мира.
Идеализм обвиняется в игнорировании роли материальной практики людей как движущей силы общественного развития.
Однако в марксизме признается рациональное содержание идеалистической диалектики Гегеля. Его диалектический метод, очищенный от идеализма, был использован Марксом в материалистической форме.
Таким образом, идеализм - это философское направление, которое последовательно критиковалось в марксизме за игнорирование материальных факторов общественного развития и сведение духовного к первичному.