Идеализм - что это такое?

Идеализм является одним из центральных направлений в истории философии наряду с материализмом. Сущность этого философского мировоззрения заключается в утверждении приоритета духовного, идеального перед материальным. Идеализм имеет многовековую историю и насчитывает множество разновидностей.

В статье проводится обзор основных этапов развития идеализма от Античности до немецкой классической философии. Рассматриваются ключевые представители этого направления и их вклад в формирование идеалистического мировоззрения.

Зарождение идеализма в античности

Идеализм как философское направление берет свое начало в Древней Греции. Его истоки можно проследить в учениях Платона и неоплатоников. Платон различал мир вечных идей и мир преходящих вещей. Подлинным бытием для него был мир идей, а мир вещей - лишь несовершенным подобием идей. Таким образом, Платон полагал первичным идеальное начало. Эта позиция является одним из определяющих признаков идеализма.

Неоплатоники, такие как Плотин и Прокл, развивали учение Платона об идеальном космосе, населенном идеями-эйдосами. Они считали материю низшей ступенью бытия, производной от Единого. Такой подход также характерен для идеалистических систем.

Таким образом, уже в Античности были заложены основы идеализма, который провозглашал приоритет идеального над материальным. Эта традиция получила дальнейшее развитие в средневековой христианской философии.

Платон и Аристотель прогуливаются и обсуждают философию в Древней Афинах

Развитие идеализма в Средние века

В Средние века идеализм продолжал развиваться под влиянием христианства. Ведущими представителями идеализма были Августин Блаженный и Фома Аквинский.

  1. Августин Блаженный развивал объективный идеализм, утверждая, что источником истины является Бог. Весь мир сотворен Богом и подчинен его воле.
  2. Фома Аквинский также был объективным идеалистом. Он считал, что Бог является первоосновой всего сущего. При этом он признавал реальность материального мира.

Таким образом, в Средние века господствовал объективный идеализм, базирующийся на христианском мировоззрении. Центральной идеей была мысль о том, что Бог является творцом мира и управляет им по своей воле. Эта идея оказала огромное влияние на развитие философии и науки в Средние века.

Как мы выяснили, идеализм - это направление в философии, утверждающее первичность духовного, идеального начала и вторичность материального мира. В Средние века идеализм в философии - это прежде всего учение о Боге как основе всех вещей и явлений.

Идеализм в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения происходит возрождение интереса к античной философии, в том числе к идеализму Платона. Влияние платоновского идеализма сказывается в учениях ряда мыслителей этого периода.

  1. Николай Кузанский развивал учение о совпадении противоположностей, в котором объединил идеи неоплатонизма, христианского мистицизма и натурфилософии. Он говорил о единстве максимума и минимума в Боге, рассматривал мир как проявление божественных идей.
  2. Джордано Бруно выдвинул идею о бесконечности Вселенной, что противоречило церковному учению. Он считал, что мир - это бесконечное проявление божественной субстанции. Таким образом, его можно отнести к представителям пантеистического идеализма эпохи Возрождения.
  3. Наиболее последовательно идеи платоновского идеализма развивал Марсилио Фичино. Он различал мир идей как подлинную реальность и мир вещей как несовершенное подобие идей. Душа человека, по его мнению, стремится к созерцанию мира идей.

В целом философия эпохи Возрождения соединяла в себе рационализм, натурфилософию и мистицизм. Многие мыслители опирались на идеи Платона, развивая различные формы идеализма. Это способствовало развитию метафизики, натурфилософии, гуманистических идей.

Однако в философии Возрождения также были представлены и материалистические воззрения. Например, Пьетро Помпонацци отстаивал принципиальную познаваемость природы, отвергал вмешательство сверхъестественных сил. Таким образом, в эпоху Возрождения наблюдалась борьба идеализма и материализма.

Живописное полотно, изображающее философов эпохи Возрождения, ведущих дискуссию

Классический идеализм в немецкой философии

В немецкой классической философии XVIII-XIX веков идеализм получает новое развитие в трудах Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Этот период часто называют эпохой немецкого классического идеализма.

  1. Иммануил Кант разработал трансцендентальный идеализм, согласно которому наше познание определяется априорными формами чувственности и рассудка. Мир, по Канту, существует объективно, но познается нами идеально, через призму сознания.
  2. Иоганн Готлиб Фихте перешел к субъективному идеализму, утверждая, что реальность конструируется активностью «я». Весь мир, по Фихте, есть продукт самодеятельности сознания.
  3. Фридрих Шеллинг пытался преодолеть противоположность субъективного и объективного идеализма, развивая учение о тождестве субъекта и объекта в абсолюте. Он ввел понятие абсолютного тождества субъективного и объективного как основы мира.
  4. Георг Гегель довел идеализм до логического завершения, разработав систему абсолютного объективного идеализма. По Гегелю, развитие абсолютной идеи составляет основу мирового процесса.

Таким образом, немецкий классический идеализм внес огромный вклад в развитие философской мысли, разработав диалектический метод и систематизировав основные принципы идеалистического мировоззрения. Это оказало огромное влияние на последующее развитие европейской философии.

Основные принципы идеализма как мировоззрения

Идеализм как философское мировоззрение базируется на ряде основных принципов:

  1. Признание приоритета духовного, идеального начала над материальным. Идеализм рассматривает сознание, дух, идею как первооснову мира.
  2. Понимание бытия как порождения мышления, сознания или духа. Материальный мир в идеализме вторичен, является производным от идеального.
  3. Утверждение познаваемости мира разумом, его рациональной упорядоченности. Идеализм отстаивает разумное устройство бытия.
  4. Признание объективного характера идеальных сущностей: идей, чисел, законов логики и т.д. Они не зависят от индивидуального сознания.
  5. Рассмотрение исторического процесса как осуществления разумных целей, идеалов, принципов. Идеалистическая философия истории акцентирует роль идей.

В то же время существуют различные формы идеализма, по-разному трактующие соотношение духа и материи. Наиболее влиятельными являются объективный и субъективный идеализм. Но в целом идеализму присущи указанные выше основные принципы.

Дуализм в идеалистических системах

Многие идеалистические системы носят дуалистический характер, то есть признают наличие двух начал: духовного и материального. При этом духовному началу отдается приоритет.

  1. У Платона эти начала - мир идей и мир вещей. Мир идей вечен и неизменен, мир вещей преходящ и изменчив.
  2. Декарт противопоставлял мыслящую субстанцию - душу и протяженную субстанцию - материю. При этом он считал, что мы можем познать только душу, а о материи знаем лишь то, что она протяженна.
  3. В философии Канта также присутствует дуализм явлений, данных нам в опыте, и вещей в себе, которые принципиально непознаваемы.

Такой подход порождает проблему взаимосвязи духовного и материального начал. Различные формы идеализма по-разному ее решают. Но сам дуализм типичен для многих идеалистических систем.

Субъективный и объективный идеализм

В идеалистической философии различают два основных направления: субъективный и объективный идеализм. Они по-разному определяют природу идеального.

  1. Субъективный идеализм считает, что источником идеального является человеческое сознание, мышление субъекта. К нему относятся солипсизм, феноменализм, философия Фихте.
  2. Объективный идеализм полагает, что идеальное существует независимо от человеческого сознания, имеет объективный характер. Это - платонизм, гегельянство, объективно-идеалистические религиозные учения.

Одни философы последовательно придерживаются одного из этих направлений (например, Фихте или Гегель). Другие пытаются их сочетать или преодолеть (Шеллинг, неогегельянство).

Различие между субъективным и объективным идеализмом важно для понимания эволюции идеалистической мысли. Но общим для них является признание первичности идеального по отношению к материальному.

Критика идеализма в марксистской философии

Марксистская философия подвергла идеализм последовательной критике с позиций материализма. К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на ограниченность и односторонность идеалистических представлений.

Они критиковали идеалистическое понимание истории как осуществления абсолютной идеи или разума, утверждая зависимость сознания от общественного бытия.

Марксизм рассматривает сознание как отражение объективной материальной действительности, а не как первооснову мира.

Идеализм обвиняется в игнорировании роли материальной практики людей как движущей силы общественного развития.

Однако в марксизме признается рациональное содержание идеалистической диалектики Гегеля. Его диалектический метод, очищенный от идеализма, был использован Марксом в материалистической форме.

Таким образом, идеализм - это философское направление, которое последовательно критиковалось в марксизме за игнорирование материальных факторов общественного развития и сведение духовного к первичному.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.