Достопримечательности Москвы: памятник Минину и Пожарскому. Описание

Среди достопримечательностей Москвы выделяется один из первых памятников, посвященный не правителям, а народным героям, защитникам государства Московского. Расположен этот монумент у собора Василия Блаженного (собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву) на Красной Площади. Прежде чем описать памятник Минину и Пожарскому, заглянем в историю его создания.

Годы создания памятника и народные пожертвования

памятник Минину и Пожарскому описание

История памятника Пожарскому и Минину начиналась еще до Первой Отечественной войны. Монумент установлен в 1818 году на месте, выбранном скульптором Мартосом Иваном Петровичем вопреки велению царя Александра I. Сбор средств для строительства памятника запечатлен на лицевом барельефе постамента.

Мужчины и женщины с обильными пожертвованиями изображены двумя отдельными группами. Женщины, плавно двигаясь, отдают украшения и драгоценности. Их значительные и торжественные позы показывают, насколько важны действия по сбору денег для благого дела во славу Отечества. Античные одежды коленопреклоненных женщин - дань времени. Однако скульптор показал их в русских кокошниках. Изображенные на барельефе мужчины также приносят щедрые дары.

Слово об авторе памятника

описать памятник Минину и Пожарскому

Создание памятника скульптором Мартосом Иваном Петровичем совпало с подъемом патриотического сознания народа во время войны с наполеоновскими войсками. После изготовления монумент транспортировали в Москву из Петербурга речными путями. В созданные из бронзы фигуры автор памятника Минину и Пожарскому вложил гражданский пафос и патриотизм. За эту работу И.П. Мартосу пожаловали ежегодную пожизненную пенсию и звание действительного статского советника. Работая над скульптурой с 1804 г. по 1817 г., Мартос создал свое лучшее произведение, воплотив в нем патриотические идеалы.

Находясь в звании академика и ректора скульптуры в Петербургской Академии Художеств, в указанные годы Мартос занимался изготовлением надгробных памятников. Его искусство представлено мемориальной пластикой в сложных скульптурных композициях для надгробий аристократии. Памятник Минину и Пожарскому, описание и проект которого основан на сюжете, взятом из старинной гравюры, выиграл сложный конкурс.

Монумент российскому единству

Памятник Минину и Пожарскому, описание его в справочниках давно считается своеобразной визитной карточкой столицы России. Минин, высоко подняв руку в призывном жесте, убеждает Пожарского возглавить народную армию. Воевода, не взирая на раны, приподнимается, опираясь на свой щит. Его поза символически показывает пробуждающееся народное самосознание в смутные и трудные для России времена.

история памятника Пожарскому и Минину

Смысл

Вскинутая ввысь рука Минина призывает не только Пожарского к действиям. Это своеобразное обращение ко всему русскому народу, призыв к борьбе.

Настроения и волю людей визуально передает созданный на пожертвованные общественностью средства памятник Минину и Пожарскому. Описание мужественного лица Минина, несмотря на его истинно крестьянскую прическу, наталкивает на мысль, что он похож своей решительностью на Зевса. Античные хитоны персонажей обшиты традиционными русскими узорами по краю, что придает им сходство с русской рубахой.

В фигуре ослабленного ранами Пожарского ясно виден решительный отклик на увещевания соратника возглавить войско народного сопротивления. Одной рукой опираясь на свой щит с изображением Спаса, Воевода приподнимается со своего ложа. Его вторая рука лежит на мече, протянутом Мининым. Их руки соприкасаются и перекрещиваются на нем. Изображение этого жеста символически связывает фигуры воинов, указывая на их единение.

Откуда взят сюжет для скульптуры

автор памятника Минину и Пожарскому

Скульптор памятника Минину и Пожарскому воплотил в бронзе сюжет, взятый из старинной гравюры. Работа неизвестного автора посвящалась победе русских ополченцев в польско-российской войне 1605-1613 годов. В эти смутные времена власть над российским престолом переходила из одних рук в другие. Дошло до того, что за военную иноземную помощь некий князь отдал Швеции исконно российские земли. Лжедмитрии, лженаследники престолов воевали между собой. Военные перевороты и убийства прямых наследников правили в государстве.

К началу 17 века все прямые потомки Даниила Московского были мертвы или погибли в боях. Дележка власти привела к смуте и восстаниям городов. Практически каждый боярин хотел стать царем. Самозванцы, используя имя убитого царевича Дмитрия, собирали войска и вели военные действия по захвату престола и Москвы.

Лжедмитрий I, II, III, польское войско и шведские притязания на русские земли

памятник Минину и Пожарскому Москва

Разброд, заговоры и анархия царили на территории России после смерти Бориса Годунова. Удельные князья воевали между собой. Самозванцы, прикрываясь именем царевича, набирали себе в армии польских панов, которые участвовали в мятежах против своего короля. Им не было пути домой, в Польшу.

Король польский, имея виды на Российский престол и земли, использовал ситуацию в свою пользу. Свергнув сидящего на троне Шуйского, московские бояре впустили в город польское войско. Под поляками оказались Борисов, Берея, Можайск. Полный беспорядок и анархия царили в стране.

Шведские власти, предложив русским свою помощь, затребовали Ливонию (Карелию). Впоследствии шведы захватили прибрежные участки Белого и Баренцева морей, овладели Ладогой, Орешком, Тихвином.

Ополчение

Именно в это время Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в Нижнем Новгороде было организовано народное ополчение. Это была регулярная армия, состоявшая из служилых людей и дворян.

Мудрый князь Пожарский дипломатично договорился со шведами и сумел выбить из Москвы польских шляхтичей вместе с несколькими десятками предателей-бояр. К нему присоединились князья нескольких городов. Большую ошибку Пожарский допустил, распустив дворян ополчения. Вооруженные казачьи отряды, отвыкнув за годы войны от нормальной мирной жизни, уничтожили Пожарского и посадили на престол Михаила Романова.

Перенос монумента на новое место

скульптор памятника Минину и Пожарскому

Перед собором Василия Блаженного в Москве установлен памятник Минину и Пожарскому. Описание событий, связанных с перестановкой монумента на это место, требует возвращения к 30-м годам прошлого столетия. Автор памятника выбрал для своего творения место в центре площади, перед Верхними торговыми рядами. В скульптурной композиции Минин призывает Пожарского поднять народное ополчение на штурм Кремля, где спрятались польские шляхтичи, указывая рукой на закрытые ворота и на сам Кремль. Ворота его открылись после этого штурма.

По одной из версий, нынешнее расположение скульптуры выбрано советским правительством для удобства проведения военных парадов с тяжелой военной техникой Советской Армии.

Другая версия по-иному описывает причину переноса памятника. В первоначальном расположении Минин указывал Пожарскому на Кремль с запершимися там поляками и их приспешниками. После постройка мавзолея получилось, что рука Минина указывает на усыпальницу вождя пролетариата и на снова запертые ворота Кремля. Возможно, что оба названных фактора стали причиной «переезда» исторического монумента к собору Василия Блаженного.

Установив после победы над французами в центре Красной площади памятник Минину и Пожарскому, Москва и вся страна в лице царя признала способность и стремление непобедимого русского народа к единству, порядку и государственной целостности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.