Традиционные костюмы народов Поволжья. Мужская и женская одежда народов Поволжья

Традиционные костюмы народов Поволжья, как и абсолютно все национальные одежды, отражают региональную и социальную принадлежность человека. Волга - река длинная, и по мере продвижения вдоль ее берегов можно наблюдать возникающую разницу в национальных одеяниях.

традиционные костюмы народов поволжья

Связующее звено

Внешний вид национальных костюмов обусловили в первую очередь обычаи и традиции народов Поволжья, которые складывались под действием окружающей среды и погодных условий. Характерной чертой для каждого национального костюма является отделка. Орнамент, уходящий корнями в доисторические времена, недаром называют письменами из прошлого. Вера пращуров в начертанные обереги создавала узоры, принадлежащие только этому племени или народности, и передавалась из века в век. Так возникали дошедшие до нас орнаменты, служащие, как вышивка и меха, своеобразным определителем принадлежности костюма определенному народу. Но как самая длинная река Европы соединяет все народы Поволжья, так и основная часть национального костюма - рубашка (особенно женская) - является общей и характерной чертой для всех национальных костюмов народов этих территорий.

Общее для всех

Итак, традиционные костюмы народов Поволжья имеют один общий признак. Советский археолог и этнограф Борис Алексеевич Куфтин называл его «туникообразным покроем»: рубашки всех этносов Поволжья не имеют плечевых швов. Конечно, и у других народов, например у древних римлян или японцев, отсутствовали плечевые швы. Объяснялось это в первую очередь примитивностью условий, в которых надо было красить или разрисовывать одежду, или чем-то другим, но не отметить тот факт, что при разности национальных нарядов такая общая для всех костюмов деталь существовала, нельзя. Одинаковыми, очевидно, были и материалы, из которых одежда шилась, – конопля и лен. Можно предположить, что речной жемчуг и дробленый перламутр находили применение во всех поволжских костюмах. В основном же традиционные костюмы народов Поволжья: мордовский, чувашский, татарский, народов Среднего и Самарского Поволжья - отличаются друг от друга.

Эрзя и мокша

традиционные костюмы народов поволжья мордовский
Для сравнения рассмотрим сначала мордовский костюм. Каждый народ, его возникновение, история очень разнообразны. Мордва, делящаяся на два субэтноса (мокша и эрзя, имеющие свои языки), является финно-угорским народом. Только треть проживает в Мордовии, остальные - в сопредельных областях и по всей России. Исповедуют в основном православие, но есть молокане и лютеране. И все это из века в век формировало национальные одежды и отражалось в них. Надо сказать, что водные артерии долгое время были единственными торговыми дорогами, связывающими соседей. Общаясь между собой, народы Поволжья заимствовали друг у друга обычаи, нравы, рецепты национальных кухонь, знакомились с традициями, перенимали элементы нарядов и украшений.

Различия в костюмах даже внутри одного этноса

Так и формировались традиционные костюмы народов Поволжья. Мордовский женский наряд замысловат, а мужской - прост и удобен. Можно отметить, что мокшанки национальный костюм носят постоянно, а эрзянки - только по праздникам. И это не единственное отличие даже в национальном костюме одного народа. Общим и абсолютным для них является белый цвет холста, покрой рубахи, присутствие в украшениях монет бисера и раковин, а также отделка нарядов вышивкой. Одежда мужчин незамысловата и очень напоминает русский костюм – рубаха навыпуск, штаны, заправленные в онучи. Панар и понкст (рубаха и штаны) на каждый день изготавливались из конопли, праздничные - изо льна.

Обязательные детали

Неотъемлемой частью костюма был кушак, или каркс, которым всегда подпоясывали рубаху. Ему придавалось большое значение. Изготавливался он, как правило, из кожи, имел пряжку, простую в виде кольца или всячески украшенную.

традиционные костюмы народов поволжья татарский
На пояс подвешивалось или оружие, или орудия труда, по поясу отличали воинов. Поверх рубахи летом мордовские мужчины надевали легкую белую распашонку (мушкас - у мокши, руця - у эрзи), зимой – чапан, напоминающий русский армяк, прямого кроя, с длинными рукавами, большим запахом и широким воротом, или отрезную в талии овчинную шубу. Самым распространенным головным убором были валяные шапки (белые или черные) с небольшими полями, позднее, как и у русских, фабричные картузы, зимой - шапки-ушанки или малахаи. На ногах были лапти с портянками или онучами, по праздникам - сапоги. Просто и удобно. А вот для того чтобы нарядить мордовскую женщину, требовалось несколько часов и две-три помощницы.

Уникальные особенности

обычаи и традиции народов поволжья
Традиционная белая рубаха, украшенная вышивкой, у мокшан была короче, и поэтому к ней обязательно добавлялись штаны. Богато расшитый пояс у эрзян заменялся пулайем - набедренным украшением из бисера, блесток, бус, цепочек. Впервые девушка-эрзянка надевала его в день совершеннолетия и не снимала до старости. В дни больших праздников поверх всего этого надевался пояс из бисера с красными кисточками, под который по бокам подтыкались богато украшенные полотенца. Назывался он сэлге пулогай. А у мокшанских женщин поясным украшением служили кеска руцят, надетые сразу по несколько штук и тоже очень богато украшенные. Таким образом, видно, что традиционные костюмы народов Поволжья даже в рамках одного народа имели существенные различия. И по их внешнему виду и манере носить можно было безошибочно определить приблизительный возраст женщины, социальное положение и национальную принадлежность.

Верхняя одежда

традиционные костюмы народов поволжья чувашский
Поверх всего вышеперечисленного мордовские женщины надевали разновидность сарафана – кафтонь-крда. Иногда надевали распашную одежду руцю, напоминающую безрукавку длиной выше колен. И покроем и цветом у субэтносов они разнились, как и онучи. Головные уборы были сложными сооружениями, отражающими возраст, семейное и социальное положение. Для них не жалели никаких украшений. Демисезонной одеждой была сумань, как и у мужчин. Зимой женщины носили овчинные шубы с большим количеством оборок под отрезной талией. Обувь от мужской не особо отличалась. И, конечно же, женщины носили украшения, мокшанки к традиционным кольцам, бусам, браслетам добавляли нагрудники. Можно добавить, что в XIX веке в мордовский женский костюм был добавлен фартук. На примере национального костюма этого этноса видно, что женская одежда народов Поволжья по количеству вещей, замысловатости и многообразию украшений и дополнений значительно превосходит мужской костюм, да и женские наряды других народностей куда как проще мордовских.

Яркие детали

Тюркоязычный народ (второй по численности в РФ) татары разделяется на три этнотерриториальных группы, одной из которых является волго-уральская. Все они отличаются друг от друга, в том числе и национальной одеждой. Сравнивая традиционные костюмы народов Поволжья, татарский можно выделить сразу. Ему присущи заостренные кверху головные уборы округлой формы, шаровары с широким шагом, бешметы и очень красивая обувь из тисненой кожи или расшитого бархата. Характерны и широкие рубахи, казакины и камзолы в талию. Прямые кафтаны синего цвета с рукавами, разрезанными от плеча, или чекмени, напоминают древнюю тюркскую одежду. Это говорит о том, что яркий индикатор национальной принадлежности человека, которым является традиционный костюм, пройдя долгий путь исторического развития, сохранил память о далеких предках.

Характерная черта костюма

Общей чертой одежды всех татар считается ее трапециевидная форма (спина всегда приталивалась) и наличие как в мужском, так и в женском костюме рубахи (кулмэк) и штанов (ыштан). Женская рубаха отличалась только длиной – порой она доходила до щиколотки. Татарская рубаха отличалась от других туникообразных рубах, входящих во все традиционные костюмы народов Поволжья, шириной и длиной (у мужчин она доходила до колен) и воротником-стойкой.

национальные костюмы народов среднего поволжья
У женщин под рубахой, у которой, как правило, был глубокий вырез, всегда находился нагрудник. Богатые татарки имели рубахи из дорогих привозных тканей. Штаны отличались тем, что для мужчин они шились из полосатых тканей (пестряди), для женщин - из однотонных.

Изящная простота

Верхняя одежда: казакин, бешмет и чекмень - была запашной, с цельной приталенной спиной. У мужчин был еще и чапан для посещения мечети. Обязательным атрибутом являлся пояс. И верхняя женская одежда отличалась от мужской только украшениями, для которых использовали мех, позумент, вышивку и декоративную строчку. Рассматривая традиционные костюмы народов Поволжья (татарский, к примеру), можно сделать следующий вывод: и мужской, и женский костюмы не очень замысловаты, что не делает их менее красивыми. Отличаются они друг от друга декоративными деталями и рубахой, которая в некоторых вариантах напоминает, скорее, платье с воланами. Главной особенностью национальной одежды любого этноса является то, что она тесно связана с жизнью этого народа, формировалась веками и создавалась всей этнической общностью.

Костюм Самарского Поволжья

национальная одежда народов самарского поволжья
Национальная одежда народов Самарского Поволжья у бедных и богатых одна и та же. Отличается она качеством изготовления, красотой материалов, дороговизной декора. В Самаре кроме русских, украинцев живут чуваши и очень много татар. Поэтому и традиционные костюмы жителей Самарского Поволжья не очень отличаются. Так, широкая женская рубаха кулмэк, лежащая в основе национального костюма самарских татарок, делится на три вида. Первая из них ничем не отличается от описанной выше рубахи – широкая, прямая, схожая с мужской. Она имеет основное прямое полотнище и два боковых, расширяющихся книзу, прямой, обшитый ленточками разрез на груди. Рукава дополняли ластовицы, по низу подола шел волан. Все кулмэки были длинными. У рубахи второго вида воланы поднимались до бедер, талии, иногда до груди. Кулмэк третьего вида больше напоминал платье с кокеткой.

Тонкости костюмов этой территории Поволжья

Обязательной принадлежностью женского туалета был камзол, который надевался поверх кулмэка и шился из тяжелых тканей. Отличительной чертой являлась тесная связь нагрудно-шейных украшений с головным убором. Пожилые женщины носили своеобразный, богато украшенный тамбурной вышивкой головной платок – орпэк. По манере ношения платка можно было определить, к какой татарской группе принадлежит женщина: к самарским или казанским татарам. Костюм мужчин Самарского края мало отличался от одежды других народов Поволжья. Разве что боковые клинья кулмэка были более широкими, в результате чего напоминали одежду казаков. Поверх рубахи надевался недлинный камзол с короткими рукавами, последним был казакин. В этом районе мужчины-мусульмане носили богато вышитые бисером тюбетейки, орнамент на них был растительный.

Отличительные черты костюмов Среднего Поволжья

Национальные костюмы народов Среднего Поволжья перекликаются с вышеперечисленными нарядами, потому что проживают здесь русские, чуваши, мордва и татары. Для женской одежды характерна все та же рубаха. Носили ее с сарафаном разных покроев или с понёвой – шерстяной юбкой с богато украшенным подолом. Завершающей деталью был шугай – короткий теплый пиджачок. Роль кофточки, надеваемой поверх рубахи, выполнял навершник, коротай, шулпан или нарукавники. Мужской костюм был прост, а потому удобен: рубаха с кушаком, порты в полоску, заправленные в обувь. Зимой - теплый свободный кафтан.

Отсутствие разительных отличий

Не имели разительных отличий традиционные костюмы народов Поволжья. Чувашский тоже не особо отличался, разве что названиями деталей. Все та же туникообразная рубаха у чувашей именовалась секе, а штаны с широким шагом – йем. У женщин секе, украшенная красивой вышивкой, носилась с напуском на талии, а поверх рубахи надевался запон (фартук). Характерными были украшения из металлических блях и монет. Тухья, головной убор девушек, отличалась своеобразием: форма у нее была конусообразной, дополняли ее тика (украшение, спускающееся на лоб) и наушники с тесемками. Платки татарок Среднего Поволжья назывались туттар. Надо отметить, что именно головные уборы, особенно женские, отличали традиционные костюмы народов Поволжья. Чувашский мужской костюм разнился с другими в основном цветом штанов: они всегда были белыми, вышивка на рубаке вдоль выреза могла быть треугольной формы. Верхняя одежда декорировалась аппликацией и вышивкой. Орнамент украшал грудь, шел по запаху и подолу. Белый прямоспинный халат шупар имел очень узкие рукава.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.