Кино про деревню: пресловутый размах русской души

Прежде всего деревня - это неиссякаемый источник традиций, которые прочно укоренились в жизни ее обитателей. До сих пор многое там происходит так, как продолжалось испокон веков, и эти действия имеют сильнейшую чувственную и эмоциональную подоплеку. Возможно, поэтому кино про деревню не теряет своей актуальности и в нашей сумбурной современности.

Ассоциации, близкие каждому

Для многих горожан Родиной до сих пор является русская деревня, не избалованная достатком, трудолюбивая. Это природа, порой суровая, но необыкновенно красивая. Обычно вся деревушка лежит, будто на ладони. Удаленный лай дворовых псов сливается с блеяньем коз и мычанием коров, которые пасутся на усыпанном цветами зеленом лугу в стороне от улиц. Запыленная проселочная дорога уходит в поля и теряется за лесом. Воздух чист, жизнь размеренна — благодать! Такое кино про деревню демонстрируют зрителю режиссеры Борис Барнет в комедии «Аленка» (1961), Сергей Герасимов в драме «Сельский врач» (1951), Станислав Ростоцкий в мелодраме «Дело было в Пенькове» (1957).

кино про деревню

От ужасов до драмы

Несколько иными получаются картины зарубежных создателей, в их работах мало светлых красок. Оказывается, кино про деревню снимают в самых разнообразных жанрах. Самыми знаменитыми кинопроектами с одинаковыми и говорящими сами за себя названиями — «Деревня» — являются: индийская приключенческая драма (1995), драма совместного производства Великобритании и Швейцарии (1953), американская драма Ричарда Пирса 1984 года, волнующий германский фильм ужасов (2009) и два сезона драматического сериала производства Великобритании.

русское кино про деревню

Приют спокойствия и вдохновения

Кажется, что только в деревне можно по-настоящему ощутить и прочувствовать воспетый многими творцами пресловутый размах русской души, особенности менталитета. Для творческих людей жизнь в деревне сладка и притягательна по-своему. Простор, величественное спокойствие, красота русской природы являются сильнейшими источниками вдохновения, в которых порой так нуждаются одаренные личности. Недаром многие шедевры культуры были созданы вдали от городской суеты, когда создатель мог уединиться со своими мыслями, идеями.

советское кино про деревню

Одни кинорежиссеры, снимая кино про деревню, изображают ее духовно чистой и красивой, другие же доносят до зрителя абсолютно противоположный образ – нищую, живущую по принципу "только б пережить, не умереть от голода, не замерзнуть лютой зимой".

Великий перелом

В советское время деревенская тематика стала практически ведущей, а проблема «великого перелома» актуальна и поныне. Следует отметить, что именно коллективизация побудила многих киномастеров взяться за освещения столь актуальной тематики.

Советское кино про деревню, казалось бы, должно было рассказать все о судьбе советского крестьянства, показать истинное положение вещей. Но все же этот период остается по большому счету загадкой, ведь о нем принято умалчивать. Еще в начале 30-х годов в СССР было запрещено упоминать о голоде, стихийных бедствиях и даже плохой погоде. Поэтому советское кино про деревню не отражает действительности и изобилует пропагандистскими штампами. Например, такие фильмы: «Трактористы» (1939), знаковая кинолента «Кубанские казаки» (1949), «Щедрое лето» (1950), «Свадьба с приданым» (1953), «Судьба Марины» (1953), «Чужая родня» (1955), «Отчий дом» (1959), экранизация «Поднятая целина» (1959), «Простая история» (1960), «Евдокия» (1961), «Стряпуха» (1965), «Бабье царство» (1967), искрометная музыкальная комедия «Свадьба в Малиновке» (1967), «Двое в пути» (1973), «За спичками» (1979), «Василий и Василиса» (1981), «Цыганское счастье» (1981), «Трижды о любви» (1981), «Однолюбы» (1982), «Белые росы» (1983), «Девочка из города» (1984), «Иди и смотри» (1985), «Не забудь оглянуться» (1988). Свою лепту в формирование образа социалистической деревни внесли сериалы: «Тени исчезают в полдень» (1971), «Анискин и Фантомас» (1 серия, 1973) и «Вечный зов» (1973).

кино старая деревня

Народное кино про любовь

Прекрасное кино про любовь в деревне сняли Владимир Меньшов («Любовь и голуби», 1984) и Василий Шукшин («Калина красная», 1978).

  • «Любовь и голуби» - кинолента, которая после просмотра навсегда остается в сердцах зрителя, любящего качественные, добрые и искренние фильмы. Меньшов будто говорит на универсальном языке, который и есть «язык народа». Помимо иронии, любви и голубей, в картине есть четко узнаваемые каждым соотечественником «ролевые модели».
  • «Калина красная» - народная сказка с трагическим концом, редчайшее жанровое исключение в советской киноиндустрии, где все трагедии должны были заканчиваться оптимистически. Ее мелодраматический надрыв бередит душу всем без исключения.

кино про любовь в деревне

Русское кино про деревню

Очевидным является тот факт, что 90-е годы стали необычной эпохой как для советского кинематографа, который испустил свой последний дух, переродился в неоднородное и расфокусированное наблюдение за происходящей действительностью при помощи объектива кинокамеры. Интересно сказались произошедшие события тех времен на восприятии советский режиссеров. Естественно, что и русское кино про деревню получилось разноплановым – от уморительных и легких комедий до глубоких трагедий и драм: «Не валяй дурака» (1997), «Не послать ли нам… гонца?» (1998), мини-сериал «Участок» (2003), «Старухи» (2003), «Заколдованный участок» (2006), сериал «Сваты 3» (2008), «Ванька Грозный» (2008), «Не надо печалиться» (2010), «Петрович» (2012). Все эти картины в той или иной степени имеют сентиментальный характер, так как это киноленты о нашей действительности, о нас. Поэтому и воспринимает их отечественный зритель не разумом, а чувством. Западным кинокритикам и зрителю не понять их, у них другой менталитет. Такое разное кино. Старая деревня – единственное, что является для них общим.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.