Краткий анализ "Хамелеона" Чехова А. П.

Так вышло, что многие врачи, которые сменили докторские инструменты на писательское перо, не слишком любят людей. Вернее так, у писателей-врачей (А. П. Чехов и М. А. Булгаков) сложное отношение к человеку, двойственное: с одной стороны, они не любят человека за недостатки его и безжалостно их бичуют в своих произведениях, а с другой - жалеют своего собрата. Тема нашей статьи: «Анализ “Хамелеона” Чехова». Она повествует о русском классике как талантливом обличителе людских пороков. В центре внимания - конформизм и приспособленчество.

анализ хамелеона чехова

Шум на базарной площади

Открывает рассказ "Хамелеон" сцена на базарной площади. Внимание полицейского надзирателя (Очумелова) привлек шум: ругался дровяной купец Пичугин неизвестно на кого. Когда полицейский разобрался, оказалось, что скандалист спорил с собакой. На месте событий уже собралась толпа, к которой отправился и надзиратель, дабы уточнить детали случившегося.

Пичугин и щенок

Горемыку-Пичугина укусила собака - маленький щенок борзой породы, о чем свидетельствовал поднятый вверх окровавленный палец несчастного. Купец настаивал на компенсации, ведь он вышел из строя в трудовом смысле, возможно, на целую неделю.

анализ рассказа чехова хамелеон

Сначала полицейский решает удавить щенка, думая, что он бродячий. Потом кто-то из народа говорит: «Так это из генеральской своры». Полицеский меняется на глазах: жертва Пичугин превращается в виновника, затем слышно: «Да не, бродячий он». Настроение Очумелова снова меняет полюс.

Повар Прохор

Так бы они и простояли весь день на базарной площади, если бы не повар генерала - Прохор, который и разрешил ситуацию в пользу собаки, сказав, что это не генеральский щенок, но на днях к ним в гости пожаловал брат хозяина, вот это - его животное. В итоге все кончается не в пользу укушенного.

Анализ «Хамелеона» Чехова предваряется сюжетом произведения, без него у исследования нет необходимой фактологической базы.

анализ рассказа а п чехова хамелеон

Конформизм как характеристика мелкого чина в России

Можно ли осуждать надзирателя за приспособленчество? Осуждать можно, но это бессмысленно, ибо чем меньше чин человека, тем более он зависим от других людей. Единственное, что мог сделать Очумелов, так это не спешить с выводами и подробно разобраться в ситуации, а не выставлять себя прилюдно дураком. Анализ «Хамелеона» Чехова двигается далее и выходит за собственные пределы. Тема конформизма тематически смыкает между собой «Хамелеона» и «Маску».

«Маска» Чехова и случай конформизма в элитарных кругах

анализ произведения чехова хамелеон

Оказывается, как показывает Чехов, человек приспосабливается не только из-за страха умереть с голоду, а так сказать, по привычке лебезить и лизоблюдствовать. Доказать сей печальный факт нам поможет не только анализ «Хамелеона» Чехова, но и психологическое исследование «Маски» - произведения того же автора.

Случай в библиотеке

Место события - общественный клуб, время 00:00. В самом разгаре бал-маскарад, но там каким-то образом оказались люди, которые не танцуют, они удалились в библиотеку и в ней читают.

Неожиданно появляется человек в лакейской униформе и в маске. За ним следует официант с подносом, сервированным вином, и две дамы легкого поведения. Лакей начинает шумно давать распоряжения, куда поставить алкоголь, где лучше сесть и так далее. Не правда ли, завязка этого произведения русского классика слегка напоминает события предыдущего сочинения, даже если сильно не углубляться в анализ рассказа Чехова «Хамелеон».

Потом он принимается и за посетителей библиотеки. Говорит им всякие гадости, кричит на них. Одним словом, ведет себя крайне неприятно и вызывающе.

Такое поведение тем более возмутительно, ведь в тихом уголке общественного клуба собрались люди почтенные, среди них даже директор банка присутствовал, на шум из библиотеки сбежались полицейские, танцы прекратились.

Маски сорваны, масок больше нет

а п чехов хамелеон анализ

Человек в лакейской форме, дождавшись, когда на представление соберется как можно больше народу, срывает маску с лица, а под ней оказывается местный скандалист и миллионер. Все собравшиеся стоят, как громом пораженные, от их негодования не остается и следа. Напротив, все в течение трех секунд очищают помещение библиотеки, оставляя фабриканта с «мамзелями» наедине. Повествование заканчивается знаковой фразой начальника полицейских: «Негодяй, подлый человек, но ведь благодетель!.. Нельзя!..». Вот это «нельзя» основательно сидит в головах и душах тех, кто вынужден всю жизнь подчиняться вышестоящим. Ведь к тому же самому выводу подводит нас и анализ рассказа Чехова «Хамелеон».

Почему русский человек не способен к цивилизованному бунту против хамства?

Еще А. С. Пушкин сказал: «Русский бунт бессмысленный и беспощадный». Россия - страна контрастов и противоречий. Обычно русский человек сам о себе говорит (или своих собратьях): «Я умею делать хорошо только две вещи: работать и воевать». Нам кажется, что он к себе не слишком справедлив. На самом деле русский чувствует себя замечательно только в предельных состояниях и ситуациях, а все остальное время он прекрасно терпит разного рода неудобства. К такому выводу нас подводит анализ произведения Чехова «Хамелеон», и, разумеется, не только он наводит на такие мысли. Но если вдруг русский человек устанет терпеть, то спасайся, кто может.

Обычно мы, русские, очень гордимся и своим долготерпением, и своей огневой мощью. Но есть ли чем гордиться? Может быть, противоречия нашего национального характера и не дают нам устроить, наконец, жизнь так, как того требуют законы разума?

Мы очень гордимся своей духовностью, будто бы она оправдывают царящую везде и всюду "булгаковскую разруху". Может быть, русский человек еще и намекает, что без разрухи не было бы и духовности? В любом случае, не верит в это русский классик А. П. Чехов. «Хамелеон» (анализ его также) подтверждает, что для одного из самых знаменитых врачей в литературе, духовность отдельно, а «разруха» - отдельно. В чистых подъездах и общем порядке нет ничего плохого, а также нет ничего скверного в том, чтобы ставить хамов на место. Одна беда - из-за своего характера русский человек не склонен к полумерам.

Есть ли выход?

В ранних произведениях А.П. Чехов не дает никаких рецептов. В сочинении «Крыжовник» писатель в свойственной ему манере рисует человека без прикрас, но потом рассказчик неожиданно заключает: «Делайте добро, пока можете».

краткий анализ хамелеона чехова

Конечно, таким выводом не располагает анализ рассказа А. П. Чехова «Хамелеон», но он необходим, чтобы понять, а какие вообще у нас есть контраргументы против этого «нельзя» полицейского из «Маски», поэтому мы прибегаем к помощи более позднего и взрослого Чехова.

Молодость удовлетворяется тем, что изобличает. Зрелости же еще хочется найти какой-то выход из сложившейся ситуации, как-то преодолеть зло, царящее в мире. Только добро может противостоять злу. Таким получился краткий анализ «Хамелеона» Чехова.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.