ЗИЛ-158 - автобус городского типа советского периода

Автобус городского типа ЗИЛ-158 выпускался с 1957 по 1960 год на заводе имени Лихачева. С 1959-го до 1970-го производство продолжалось на Ликинском заводе в Ликино-Дулево Московской области. ЗИЛ-158 был самой популярной моделью советского времени, его по разнарядке получали практически все автобусные парки СССР. Один завод не мог обеспечить полностью потребность страны, но темпы производства были хорошими. На московском заводе имени Лихачева выпустили 9515 машин ЗИЛ-158.

зил 158

Смена завода

В 1957 году, ко дню открытия VI Всемирного фестиваля студенческой молодежи, было собрано и обкатано 180 машин. Годовой выпуск автобусов после перевода производства в Ликино-Дулево составлял 213 машин в 1959-м, 5419 единиц в 1963-м, 7045 единиц в 1969 году. Всего на Ликинском автобусном заводе за десять лет было произведено около 50 тысяч автобусов. Выпуск модели ЗИЛ-158 (Ли АЗ-158) продолжался до 1971 года, малыми партиями - до мая 1973-го, когда был собран финишный экземпляр, ставший экспонатом отраслевой выставки того же года под эгидой НАМИ.

Усовершенствование

Автобус ЗИЛ-158 являлся продолжением модернизации модели ЗИС-155. Кузов его стал длиннее на 770 миллиметров. Пассажировместимость увеличилась до шестидесяти мест, 32 из которых были сидячими. Дизайн экстерьера 158-й модели также заметно обновился, окна приняли другую форму, передняя панель стала более современной, задняя часть получила несколько угловатые очертания, которые хорошо отвечали моде того времени. ЗИЛ-158, фото которого размещены в статье, вовремя обновлялся. Модернизация коснулась и силовой установки, двигатель стал мощнее на 9 процентов.

зил 158 фото

Автопоезд

В 1960 году в производство малой серией поступил автобусный поезд ЗИЛ-158 "Аремкуз-2ПН", состоявший из прицепа и тягача ЗИЛ-158. Поезд получил несколько странное название "племянник" и стал курсировать по московским улицам. После двух лет эксплуатации от такой формы пассажирских перевозок пришлось отказаться, так как полностью автопоезд загружался только в час пик, все остальное время ходил порожняком. Тем не менее, идея полностью не была забыта, и в дальнейшем получила развитие в виде автобуса-гармошки.

В 1960-м на Ликинском заводе был запущен в серию модернизированный автобус ЗИЛ-158. Машина отличалась от базовой версии упрощенным сцеплением, однодисковым, сухим. Корзина сцепления стала намного легче, а сам узел - более надежным. На автомобиль установили коробку передач с автомобиля ЗИЛ-164 с измененным передаточным числом.

С обновленной модели сняли верхние люки, которые не имели никакого смысла в условиях городской эксплуатации, поскольку в жаркое время можно было открыть боковые окна.

автобус зил 158

Применение в телевизионном производстве

Модель ЗИЛ-158 оказалась достаточно универсальной, и на ее базе были созданы передвижные станции для телевидения. Эти комплексы успешно эксплуатировались вплоть до 1980 года. В просторном салоне легко размещались все необходимые принадлежности, стационарная аппаратура, уголок отдыха и редакторский модуль для оперативной работы и выхода в прямой эфир.

Силовая установка у автобуса ЗИЛ-158 расположена впереди, по центру. В зимнее время кожух двигателя служит для отопления кабины и передней части салона. Середина пассажирского пространства и задняя его часть также отапливаются горячим воздухом, поступающим от двигателя принудительным порядком по специальным воздуховодам с помощью мощного вентилятора.

Ходовая часть

Привод на задние колеса передавал вращение от мотора через карданный вал на двух подвесных подшипниках. Подвески, как задняя, так и передняя, рессорные. Все колеса оснащались рычажными амортизаторами. В конце производства некоторое время на машину устанавливались новые гидравлические амортизаторы. Снаружи кузов обшивался металлическими листами на заклепках. При качественной покраске борта выглядели достаточно современно.

зил 158 ли аз 158

Снятие с производства и утилизация

Автобусы ЗИЛ-158 эксплуатировались во всех регионах Советского Союза и считались удобным современным транспортом. Однако срок службы машин не превышал 8-10 лет, поскольку кузов больше не выдерживал. Сказывалась усталость металла и подверженность коррозии. В 1973 году на замену ЗИЛ-158 пришла новая модель - ЛиАЗ-677, и 158-й постепенно стали снимать с рейсов и списывать. Первое время старые машины некуда было девать, автобусы стояли под открытым небом и ржавели. Но вскоре руководители предприятий осознали, что есть возможность приобрести почти даром комфортабельный автобус, и стали подавать заявки на покупку отслуживших свой срок автомобилей.

Массово устаревшие автобусы утилизировались во второй половине 70 годов прошлого столетия. В 1976 году 158-й ушел с московских улиц, в 1977-м - с улиц Минска, в 1978-м покинул маршруты в Ленинграде. В начале 80-х на территории СССР практически не осталось ни одного ЗИЛ-158, который был бы задействован как пассажирский транспорт. Списанные автобусы, если позволяло их техническое состояние, передавались предприятиям и ведомствам, капитально ремонтировались и продолжали служить еще долгие годы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.