Методика Лири - описание и интерпретация

Методика диагностики межличностных отношений была разработана в 1954 году американским психологом Тимоти Лири (1920-1996) в соавторстве с Г. Лефоржем и Р. Сазеком, а в 1957 опубликована в его монографии The Interpersonal Diagnosis of Personality. Интересно, что данный тест до сих пор активно используется спецслужбами США. Широкой популярностью среди психологов, в силу своей компактности и информативности, также пользуется методика Лири.

Описание и предназначение методики

Тест исследует представления личности о себе. При этом его возможно использовать для оценки представлений как о реальном «Я», так и об идеальном. Также возможно использование для оценки других, если необходимо выяснить видение одного индивида в глазах другого. В процессе диагностики выделяется доминирующий тип отношения индивида к окружающим. Речь идет о двух ключевых факторах, определяющих межличностные отношения:

1) доминирование – подчинение;

2) дружелюбие - агрессивность.

методика лири

Данные факторы были выделены М. Аргайлом в качестве основных характеристик межличностного поведения. Также они соотносятся с двумя осями семантического дифференциала Ч. Осгуда, использовавшего для исследования психологических переменных биполярные шкалы (например, горячий-холодный, сильный-слабый и др.) с фиксированным количеством делений на каждой из них.

Схематическое представление факторов

Для схематического представления основных социальных ориентаций индивида методика диагностики межличностных отношений Лири включает в себя условную схему: круг, разделенный на 8 секторов - октантов. В круге выделяются две оси (соответствующие описанным выше факторам межличностных отношений): "доминирование – подчинение" и "дружелюбие – враждебность". При этом Лири предполагал, что взаимосвязь этих переменных тем сильнее, чем ближе расположены результаты респондента относительно центра окружности. Сумма баллов по каждой из ориентаций, которые определяет методика диагностики межличностных отношений Лири, переводится в индекс соответственно доминирующей оси. Расстояние, получаемое между показателями и центром окружности, определяет адаптированность межличностного поведения.

Качественную характеристику выделенных секторов (октантов), которые определяет методика межличностных отношений Т. Лири, можно представить следующим образом:

I. Хороший руководитель, наставник и советчик.

II. Уверенный тип, независимый и соперничающий.

III. Искренний, непосредственный, настойчивый в своих достижениях.

IV. Скептический, нонконформистский, реалистичный в своих суждениях.

V. Скромный и застенчивый, охотно выполняющий чужие обязанности.

VI. Нуждающийся в помощи и доверии со стороны окружающих.

VII. Дружелюбный, стремящийся к сотрудничеству.

VIII. Сопереживающий и способный помогать другим.

методика диагностики межличностных отношений лири

Процедура проведения и обработка результатов

Методика Лири включает в себя 128 оценочных суждений, в каждом из 8 типов отношений которых образуются 16 пунктов. Данные пункты расположены в порядке восходящей интенсивности. При этом методика построена таким образом, что характеристики, направленные на выявление определенного типа отношений, расположены особым образом: не подряд, а группами, по четыре суждения в каждой, повторяясь через равное количество суждений.

Методика Лири, на межличностные отношения направленная, может сопровождаться двумя видами инструкций. В первом из них респондентам предлагается внимательно прочитать и оценить суждения, характеризующие психологические особенности человека и взаимоотношения с окружающими людьми. Если, по мнению респондента, суждение соответствует его представлению о себе, то необходимо отметить его знаком «+», если не соответствует – знаком «-».

Во втором варианте инструкции методика Лири предполагает оценку не только реального «Я», но и идеального. Пример: «Оценив свое реальное "Я", прочитайте, пожалуйста, все суждения еще раз и отметьте знаком "+" те из них, которые соответствуют вашему представлению о том, каким бы вы хотели себя видеть в идеале». В таком случае впоследствии можно определить уровень расхождения между реальными и идеальными представлениями индивида о себе. Оценка отношений других также может быть отражена в инструкции, которую предлагает методика Лири. Пример: «Как и в первом случае, оцените, пожалуйста, личность вашего коллеги (начальника, супруга, ребенка и т. д.)». Соответствующим образом можно диагностировать систему видения одного индивида другим.

Обработка методики Лири включает в себя несколько этапов. Изначально подсчитывается количество баллов по каждому из выделенных 8 типов межличностных отношений (авторитарному, эгоистическому, агрессивному, подозрительному, подчиняемому, зависимому, дружелюбному, альтруистическому).

Следующим этапом является определение степени выраженности типа. Максимальная оценка уровня по каждому типу, которую предполагает методика Лири на межличностные отношения, может составлять 16 баллов, которые, в свою очередь, подразделяются на 4 степени выраженности отношения:

  • от 0 до 4 баллов: низкая степень выраженности (адаптивное поведение);
  • от 5 до 8 баллов: умеренная степень выраженности (также адаптивное поведение);
  • от 9 до 12 баллов: высокая степень выраженности (экстремальное поведение);
  • от 13 до 16 баллов: экстремальная степень выраженности (экстремальное до патологии поведение).

Третий этап обработки, который подразумевает методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, представляет собой определение показателей по двум основным векторам: доминирование – дружелюбие. Расчеты производятся с помощью следующих формул:

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI).

Дружелюбие = (VII – III) +0,7 х (VIII – II – IV + VI).

методика диагностики межличностных отношений т лири

Наконец, в качестве завершающего этапа методика Лири подразумевает качественный анализ, осуществляемый за счет сравнения дискограмм, построенных на основе полученных данных по каждому респонденту, друг с другом. Также возможно построение среднего профиля межличностных отношений в той или иной группе. Оптимальным представляется использование опросника в системе общеобразовательных учебных заведений. Кроме того, показательным может оказаться лонгитюдное исследование (например, в рамках того или иного класса), возможность которого также предоставляет методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Интерпретация основных показателей отношения осуществляется по 8 типам:

I. Авторитарный тип отношений

От 13 до 16 баллов. Тип сильной личности, отличающейся властным, диктаторским характером. Предпочитает лидировать во всех видах групповой деятельности. Полагается только на собственное мнение, не любит слушать советы других, при этом сам постоянно всех наставляет. Окружающие, в свою очередь, предпочитают признавать властность со стороны данного индивида.

От 9 до 12 баллов. Характерно для энергичной доминантной личности, требующей к себе уважения. Она успешна в делах, пользуется авторитетом, любит давать советы окружающим.

От 0 до 8 баллов. Также отличает уверенную в себе личность, для которой свойственны настойчивость и упорство. При этом данная личность необязательно должна являться лидером.

методика лири на межличностные отношения

II. Эгоистический тип отношений

От 13 до 16 баллов. Независимый, самолюбивый и самовлюбленный тип личности. Расчетлив, любит перекладывать трудности на окружающих. С одной стороны, стремится возвышаться над другими людьми, с другой – держится от них несколько отчужденно. Также отличается хвастливостью и заносчивостью.

От 0 до 12 баллов. Присутствуют эгоистические черты и направленность на себя. Склонен к соперничеству.

III. Агрессивный тип отношений

От 13 до 16 баллов. Поведение по отношению к окружающим жесткое и агрессивное. Враждебность граничит с асоциальностью.

От 9 до 12 баллов. Отличается откровенностью, прямолинейностью и требовательностью в отношении к окружающим. Непримиримый, раздражительный – склонен обвинять окружающих во всем; ироничен и резок.

От 0 до 8 баллов. Энергичный и настойчивый тип, отличающийся упорством и упрямством.

обработка методики лири

IV. Подозрительный тип отношений

От 13 до 16 баллов. Тип подозрительной и обидчивой личности, сомневающейся во всем. Злопамятен, часто жалуется на других. Стремится отгородиться от окружающего мира, считая его враждебным и злобным. Может встречаться у шизоидного типа характера (методика Лири в данном случае может быть дополнена тестом MMPI).

От 9 до 12 баллов. Замкнутый скрытный тип. Из-за подозрительности и постоянной боязни плохого к себе отношения может испытывать сложности в межличностных отношениях. Скептичен, разочарован в людях; негативное отношение к окружающим может проявляться в вербальной агрессии.

От 0 до 8 баллов. Проявляет критичность как по отношению к окружающим, так и по отношению ко всем явлениям социальной действительности.

V. Подчиняемый тип отношений

От 13 до 16 баллов. Склонен уступать окружающим; отличается покорностью, пассивностью и слабоволием. Также может иметь место самоуничижение и самоосуждение, приписывает себе вину. Себя ставит на последнее место. Ищет опору в ком-то более сильном, чем сам.

От 9 до 12 баллов. Данный тип личности отличается кротостью и застенчивостью; легко приходит в смущение. Может подчиняться более сильной личности, не учитывая условий конкретной ситуации.

От 0 до 8 баллов. Характерен для уступчивой, скромной и робкой личности. Не отличается собственным мнением, легко подчиняется, послушно выполняет свои обязанности. Эмоции предпочитает сдерживать.

отношение родителей к дефекту своего ребенка методики пари лири

VI. Зависимый тип отношений

От 13 до 16 баллов. Сильно зависим от чужого мнения. Зависимость данного типа объясняется его резкой неуверенностью в себе и собственных силах. Испытывает тревогу и навязчивые страхи по любому, даже незначительному поводу.

От 9 до 12 баллов. Отличается беспомощностью и неумением проявить сопротивление окружающим, искренне считая, что они всегда правы. Послушен и боязлив.

От 0 до 8 баллов. Доверчивый и конформный тип. Склонен доверять окружающим и восхищаться ими. Отличается мягкостью и вежливостью.

VII. Дружелюбный тип отношений

От 9 до 16 баллов. Данный тип отличается направленностью на социальное принятие и одобрение, старается быть для всех хорошим, не учитывая при этом особенности ситуации. По отношению к окружающим дружелюбен и любезен. Среди защитных механизмов преобладают вытеснение и подавление. Характерна эмоциональная лабильность. Возможен истероидный тип характера (также возможно дополнительное использование теста MMPI).

От 0 до 8 баллов. Гибкий в решении проблемных ситуаций. В конфликтах стремится к сотрудничеству и компромиссу. Сознательно проявляет признаки конформности, так как стремится достигать согласия с окружающими. Подчиняется условностям, соблюдает правила хорошего тона. Инициативен, готов помогать другим. Также отличается стремлением быть в центре внимания, получать признание и любовь окружающих. Общительный и дружелюбный.

методика диагностики межличностных отношений т лири интерпретация

VIII. Альтруистический тип отношений

От 9 до 16 баллов. Отличается выраженной гиперответственностью, а также ответственностью за других – часто неоправданной. Готов помогать другим в ущерб собственным интересам. При этом в своей помощи может проявлять чрезмерную активность и даже навязчивость. Однако в отдельных случаях данное поведение может быть также своего рода маской. В таком случае мы имеем дело с противоположным типом отношений.

От 0 до 8 баллов. Для данного типа характерны бескорыстие и отзывчивость. Он ответственен по отношению к другим людям, проявляет к ним отзывчивость и сострадание. Мягкий, деликатный и заботливый.

Интерпретация результатов

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири предполагает достаточно широкий объем информации для исследования личности респондента. Если же тестирование проводилось в групповой форме, то исследователь, как уже упоминалось, имеет возможность сопоставить результаты отдельных индивидов с групповым профилем, а также друг с другом. При интерпретации результатов важно делать акцент не на абсолютные величины, а на доминирование показателей одного типа над другими. Это также важно учитывать, если имеет место негативное отношение родителей к дефекту своего ребенка (методики "ПАРИ" Лири).

Если проводится оценка как «Я» реального, так и «Я» идеального, то в норме не должно быть значительных расхождений между ними. В свою очередь, если имеется умеренный уровень расхождения, то это свидетельствует о возможности самосовершенствования, на которую, собственно, и указывает методика Лири. Интерпретация результатов опросника выявила тот факт, что чаще всего неудовлетворенность собой характерна для лиц с заниженным уровнем самооценки (что соответствует 5, 6 и 7-му октантам) либо для лиц, переживающих состояние длительного конфликта (соответствует 4-му октанту).

Если же у респондента наблюдается одновременное преобладание 1-го и 5-го октантов, то это свидетельствует о наличии у него проблемы авторитарности и болезненного самолюбия; 2-го и 6-го – имеет место противоречие между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться (например, когда в силу служебной необходимости индивид обязан подчиняться, несмотря на свой внутренний протест). Конфликт между 3-м и 7-м октантами имеет место при конфликте мотивов самоутверждения и аффилиации; 4-м и 8-м – проявляется при подавлении индивидом враждебности по отношению к окружающим ради признания ими (стремление к признанию со стороны группы и одновременное чувство враждебности к ней).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Объясните пожалуйста как проводится анализ теста.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.