Гибель космонавта Комарова Владимира Михайловича. Космический корабль "Союз-1"

О неудачах в космических полетах при советской власти говорить было не принято, многие факты даже скрывались. Как погиб Владимир Комаров, настоящий Герой Советского Союза, космонавт, страна узнала не сразу. Космос на начальной стадии освоения был практически непостижимым, а корабли имели множество недоработок, упущений со стороны конструкторов.

Жертвы ради освоения космоса в советское время

Имена многих героев-космонавтов всем известны, но сколько остается по сей день неизвестных никому людей, чьей профессией стал космос и чья жизнь оборвалась именно в небе.

Гибель космонавта Комарова стала одной из несоизмеримых жертв ради зондирования бесконечного пространства. Он, как и многие другие выдающиеся мастера, отданные своему запредельному делу, посвятил всего себя исследованиям и поискам ответов на вопросы, которые человечество издавна задавало.

Первые фатальные случаи

Как и Владимир Комаров, биография которого заслуживает отдельного внимания, трагически погиб Валентин Бондаренко. Его смерть стала первой в ходе освоения космических просторов: в 1961 году герой пал жертвой пожара в сурдокамере при научном институте во время учебной тренировки. Валентин только готовился стать космонавтом, проходя учебу. При отцеплении медицинских датчиков от тела он обтер свое тело смоченной в спирту ваткой, которая вспыхнула, попав на рядом стоящий обогреватель. Камера, насыщенная кислородом, загорелась, огонь быстро распространился в замкнутом пространстве. Пламя перекинулось на одежду, которая тут же вспыхнула: космонавт получил сильнейшие ожоги. Как только сурдокамеру удалось открыть, Валентина в срочном порядке отправили в больницу. После отчаянной восьмичасовой борьбы за жизнь Бондаренко умер, причиной летального исхода стал ожоговый шок.

Этот случай стал первым и публично не был озвучен правительством Советского Союза. Но стал уроком для властей и причиной отказа от проектирования космических аппаратов в помещениях, насыщенных кислородом.

Позже аналогичным образом и при подобных обстоятельствах погибло еще трое астронавтов из Америки, и, если бы не секретность первого трагического случая в истории космонавтики, данной катастрофы можно было бы избежать.

О космонавте, сгоревшем заживо при посадке

Корабль “Союз-1”, возвращаясь на Землю 23 апреля 1967 года, потерпел крушение по причине отказа парашютной системы. Гибель космонавта Комарова в ходе испытания данного корабля стала очередным ударом для всей советской страны. Конечно, первые запуски были не до конца продуманными и изученными. Беспилотный режим представлял опасность, поэтому и произошла неудача. За год до этого происшествия, 28 ноября 1966 года, аварийную посадку с орбиты совершил первый автоматический “Союз-1”, или “Космос-133”, как о нем было сообщено в ТАСС. Чуть позже, в декабре этого же года, потерпел аварию по причине разрушения стартового стола “Союз-2”.

Небольшая предыстория трагедии с Комаровым

Но советскому правительству хотелось новых достижений в космонавтике, и в спешке было принято решение подготовить ракету к старту к 1 мая, хотя неполадок у нее было достаточно. Узнав о количестве неполадок, астронавт, призванный полететь в космос, приболел, повысилось кровяное давление, и он слег. Был назначен другой испытатель, Владимир Михайлович Комаров, достаточно опытный и подготовленный пилот, бывавший уже на орбите в качестве дублера с Юрием Гагариным в апреле 1966 года.

Как всё происходило на самом деле?

После выхода корабля на орбиту по причине неполадок Комаровым было принято решение срочно сделать посадку, но катастрофы избежать не удалось. Этот факт вновь был скрыт. В энциклопедии написано, что полет прошел успешно и программа выполнена. Версий на самом деле было несколько.

Одна из них – небрежность монтажника, который, просверлив отверстие в экране, так как не мог добраться до нужного агрегата, забил его в итоге стальной болванкой. Болванка расплавилась, попав в плотный атмосферный слой при спуске корабля, и воздух проник в атмосферный отсек. Создавшееся давление привело к сдавливанию контейнера с парашютом, выйти и раскрыться которому не удалось. Произошла новая трагедия.

Последние минуты до гибели героя-космонавта

Гибель космонавта Комарова практически была неизбежной. Ему удалось выпустить запасной парашют, но тот был сразу погашен первым в результате попадания на стропы. Шансов выжить практически не было, и все по халатности монтажника, небрежно отнесшегося к своей работе.

При спуске аппарат ударился о землю, и пилот Комаров погиб.

Помнить всегда: кто виноват в произошедшем?

Ответственность за парашютную систему в Советском Союзе лежала на Минавиапроме. Версия произошедшего была им озвучена совершенно иная: якобы крышка стакана с парашютами внутри выстрелила, попав при спуске корабля в разреженную атмосферу. По причине резкого перепада давления стакан деформировался, а поскольку был вмонтирован в сферу аппарата, то защемил основной парашют. При спуске на большой скорости аппарат начал балансировать и при соприкосновении с землей потерпел крушение.

Местом, где произошла катастрофа, называют Адамовский район Оренбургской области. В поселке Карабутак с тех пор установлен памятный мемориальный комплекс, к которому ежегодно приходят 23 апреля, чтобы почтить память погибшего героя. В степи под Орском сначала появился первый обелиск 11 июня 1967 года. Его установка была организована сослуживцами погибшего космонавта.

История ничему не учит, или Как не повторять ошибок

Чуть позже, в июне 1971 года, произошла еще одна трагедия в космонавтике - гибель сразу трех героев: Виктора Пацаева, Владислава Волкова и Георгия Добровольского, когда они спускались на землю с орбитальной станции “Союз-1”. Тогда крушение потерпел космический корабль «Союз-1». Космонавты были дублерами, которые полетели вместо основного экипажа в составе с Валерием Кубасовым, Петром Колодиным и Алексеем Леоновым. Причина гибели – вновь амбиции наших советских политиков.

Взяв пример с американцев, которые летали на Луну на 3-местном корабле, власти приняли решение, что и наших должно полететь именно трое человек. Если бы полетело двое и в скафандрах, то трагедии бы не случилось. 3 скафандра просто не совмещались со всеми условиями в полете, не подходили по габаритам и размерам кабины. Космонавты полетели в спортивных костюмах, чего категорически делать было нельзя.

По примеру Гагарина, опять же в составе из трех человек, в 1964 году на «Восходе» полетели Борис Егоров, Константин Феоктистов и Владимир Комаров. Рассчитанная на одного человека кабина, конечно, для троих была неимоверно тесна, и космонавты предпочли лететь не в скафандрах, а в спортивных костюмах, а также убрали единственное кресло для катапультирования, чтобы как-то увеличить пространство. Сплошное нарушение всех условий в полете.

Они просто изначально подвергали свои жизни опасности. По большой случайности этот полет закончился успешно. Но из-за нарушения правил и по причине столь халатного отношения к условиям до трагедии было рукой подать.

Королев же, чувствуя заранее свою вину, просил прощения на всякий случай, провожая космонавтов в полет. Этот инцидент властями того времени, конечно, тоже был скрыт.

Причины гибели космонавта Комарова

При спуске потерпел крушение "Союз-1". Владимир Комаров не мог сразу заметить осложнения в работе аппарата. Сначала до высоты 150 км от Земли все было нормально, но при входе в атмосферу нужно было разделить корабль на три части, то есть отделить кабину от бытового прибора и отсеков. Именно в момент разделения вентиляционный клапан сработал преждевременно, хотя открытие его должно было произойти позже, возле самой Земли.

Причина такого неожиданного открытия клапана до сих пор так и не установлена. Специалисты считают, что при разделении корабля на отсеки разорвались пироболты от ударных нагрузок, форточка могла открыться от взрыва клапана дыхательной вентиляции и движения запирающего штока. При спуске в аппарате сильно понизилось давление, и космонавт просто не успел отстегнуть ремни для того, чтобы закрыть образовавшуюся дырку (форточку), в итоге потерял сознание.

При обнаружении погибшего врачи констатировали наличие азота в крови, кровоизлияние в мозг, кровь в легких. После этого случая пилотируемые полеты на 2 года были прерваны. Советская космическая техника срочно нуждалась в доработках. Это инцидент повлиял на власти. Космонавтам стали выдаваться специальные костюмы, иная одежда в полете была недопустима. Меры для безопасности людей были приняты в срочном порядке.

Краткая биография великого космонавта

Весь свой жизненный путь посвятил полётам погибший Владимир Комаров. Биография героя подтверждает это. Родился космонавт в 1927 году. В 16 лет, после окончания семилетней школьной программы, поступил в специализированную школу ВВС в Москве лишь с одной целью: стать в один ряд с легендарными военными советскими лётчиками, однако соответствующий диплом он получил только к окончанию военных действий.

На следующий год после выпуска Комарова перевели в Батайск. Окончив в городе училище военной авиации имени Серова в 1949 году, поступил на службу военным лётчиком-истребителем в Северокавказском округе. Вскоре в Грозном он познакомился с Валентиной. Школьная учительница вышла замуж за Владимира Михайловича.

От военного истребителя к космическому испытателю

В 1952 году Комаров был снова переведён по службе. На этот раз его новое место жительства было в западном украинском городке Мукачево. Будучи старшим лётчиком около семи лет, Комаров продолжал развиваться, учиться и расти как профессионал. Космонавт в 1959 году получил высшее образование, окончив академию имени Н. Е. Жуковского. Далее его карьера продолжилась в Государственном Краснознамённом НИИ ВВС.

Учреждение отличалось от предыдущих научно-исследовательских институтов профильной направленностью – испытания новейших моделей авиатехники. Переход сюда стал в каком-то смысле фатальным для Комарова – именно здесь ему предложили работу по испытанию космических аппаратов, о которой распространяться было запрещено. Уже с 1961 года он начал готовиться к полётам на «Востоке» и «Восходе».

Последние минуты жизни Комарова

Владимир Комаров вел переговоры с Юрием Гагариным, и подлинная запись до сих пор сохранилась. Речь шла о том, что Комаров не мог открыть левую батарею. Уже перед посадкой Гагарин поручил подготовиться к заключительным операциям, внимательно и спокойно отнестись к автоматическому спуску, ориентируясь на Луну. Комаров говорил, что все в порядке, якобы он находится в кресле и пристегнут ремнями. Гагарин пожелал дышать глубже при приземлении, и после ответа Комарова: «Спасибо, передайте всем…» - связь с ним мгновенно оборвалась. Это всё, что успел сказать в тот миг Владимир Комаров. Космонавт, последние слова которого удалось услышать диспетчерам, навсегда остался в памяти людей, которые его знали.

Аппарат стал спускаться после выхода в атмосферу. Поисковым самолетам он был виден, и летчики увидели запуск вытяжного парашюта. Далее они доложили, что корабль горит на самом деле. Последние фразы были роковыми. Корабль загорелся, и в тот момент Комаров Владимир Михайлович знал, что погибнет. Не знает никто, что он чувствовал в эти минуты жизни. Все сгорело: и бортжурнал, и бортовой магнитофон.

По легенде, пилоты с поисковых самолетов якобы слышали, как бранился космонавт, но это миф. Услышать голос можно было только через антенну, находившуюся на стропах основного парашюта, но раскрыться ему суждено не было.

Ночью 25 апреля останки Владимира Комарова были доставлены в госпиталь Бурденко. Прибыл главнокомандующий Вершинин, маршал авиации, чтобы торжественно проститься с погибшим, но увидев, что от него осталось, приказал срочно кремировать.

Что показало расследование?

Расследовать смерть Владимира Комарова и катастрофу в целом, произошедшую на "Союзе", принялась специально назначенная комиссия. В те годы вопросами освоения космоса занимался Устинов. По официальной версии трагедия произошла случайно, сослались на стечение обстоятельств.

На самом деле причина – техническая. По мощности вытяжной парашют был гораздо слабее основного и не смог вытащить его по причине заедания от сжатия давления в стенках контейнера, которым, в свою очередь, не хватило жесткости. Обвинение было предъявлено конструкторам, участникам разработки данного парашютного отсека на корабле, также создателям такой парашютной системы. С должности были сняты главный конструктор Ткачев и его заместитель Мишин.

С 1971 года - без аварий

Спустя 1,5 года после того, как случилось несчастье - гибель космонавта Комарова на «Союзе», следующим полетел космонавт Георгий Береговой в начале 1969 года, а также отдельно - Хрунов и Елисеев. Два корабля на орбите все же состыковались, уже в открытом пространстве космонавты смогли перейти из одного «Союза» в другой. Второй полет также был трагичным, но герои сделали практически невозможное. "Союз" был признан самым надежным среди всех космических аппаратов тех времен, и больше с 1971 года трагедий не было.

Отвага и мужество героя не осталось без внимания со стороны государства. Комаров был посмертно награждён второй раз почетной медалью «Золотая Звезда». Кроме того, орден космонавта под удивительным названием "Роза ветров", предоставленный Международным комитетом по аэронавтике и полётам в космос, подтверждает значимость совершенного Владимиром Михайловичем подвига.

Сегодня его прах покоится в Кремлёвской стене на главной площади Москвы. Имя героя неоднократно звучало и с экранов телевизоров. На документальных событиях основан фильм под символичным названием «Космос. Первая кровь». Его создатели провели объёмную работу по выяснению причин трагедии и важных нюансов, о которых в советское время не упоминали. В Германии десять лет назад симфонический оркестр Берлина исполнил множество произведений, написанных выдающимися композиторами со всего мира специально к программе проекта Ad astra. Среди них было и творение, посвященное Владимиру Комарову.

Если бы ни трагедия с Комаровым, «Союз» должен был быть в полете до 2014 года. Прошло полвека, и вряд ли появится иной корабль, способный просуществовать столько лет. А ведь жизнь ему (в обмен на свою) дал все тот же герой – Владимир Михайлович Комаров. Ну разве это не героизм? К сожалению, о нём мало кому известно, незаслуженно… Но теперь, зная печальную и самоотверженную историю отечественного космонавта Комарова, имя которого должно стоять наравне с остальными великими испытателями, необходимо чтить память о нём.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
Мама все мое детство рассказывала мне об этом подвиге...Царствие Небесное
Копировать ссылку
0
КАК МНЕ ПОВЕЗЛО С ФАМИЛИЕЙ
Копировать ссылку
2
Слишком много желчи в отношении советской власти. С такими аналитиками как вы, мы бы вообще никуда никогда не улетели, вдруг чо случится то! А космонавты наши осознавали риски лучше вас, но шли на это, а не ныли про пгоклятую советскую власть, как автор.
Копировать ссылку
Статья объективная .Без предвзятого отношения. Строго по существу.
Копировать ссылку
0
В. М. Комаров предвидел гибельный полёт и доложил Госкомиссии (есть Госвидеозапись) , что космический корабль "Союз-1" к полёту не готов по техническим причинам, но не встретив понимания, не отказался, ибо тогда должен был бы лететь его дублёр - первый космонавт земли Ю. А. Гагарин! Фантастический В. М. Комаров!!!
Копировать ссылку
1
Фантастический Комаров!
Копировать ссылку
0
Спасибо! Очень интересная статья
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.