Церковь Архангела Михаила, Ярославль: история, описание и интересные факты

В Ярославле, на берегу реки Которосли – правого притока Волги, расположен Спасо-Преображенский монастырь, основанный ещё в XI веке. С двух сторон его окружают храм Богоявления и церковь Архангела Михаила. Ярославль – один из самых древних русских городов, и столь же древними являются эти храмы. Один из них, тот, что освящён в честь архангела-предводителя Небесного воинства, сегодня, как и в течение долгих веков, является местом духовного окормления земных воинов – защитников Отечества.

Церковь Архангела Михаила Ярославль

Документальные свидетельства основания церкви

О том, когда и кем была заложена церковь Михаила Архангела в Ярославле, история которой неразрывно связана с этим городом, повествуют нам старинные летописи и церковные книги, дошедшие до наших дней. Одна из них, составленная в 1530 году и содержащая жития князей Василия и Константина, за смирение и благочестивую жизнь причисленных к лику святых, рассказывает и о том, что новгородский князь Константин Всеволож заложил в подвластном ему Ярославле два храма. Одним из них был Успенский собор, а вторым – церковь во имя Архистратига Михаила, покровителя ратных людей. Зная годы правления этого новгородского князя и дату закладки Успенского собора, нетрудно определить, что церковь, о которой идёт речь в данной статье, была построена примерно в 1215 году.

Также любопытные сведения содержит и хранящаяся в церкви рукопись XVIII века. В ней говорится о том, что построена она была в 1216 году, и благополучно простояла в течение восьмидесяти лет. Но затем жена удельного ярославского князя Фёдора Ростиславовича Чёрного Анна, сочтя её излишне ветхой, приказала снести, а на этом месте заложить новый храм.

Дар жены хана Ногая

Мимоходом стоит заметить, что с княжеской четой, озаботившейся закладкой новой церкви, связана довольно романтическая история. Дело в том, что бытующая у историков фамилия Чёрный в действительности произносится как Чермной, то есть «красивый». По летописным сведениям, он действительно был редким красавцем, и однажды, во время визита в Золотую орду, в него безумно влюбилась жена самого хана Ногая.

Церковь Михаила архангела Ярославль расписание богослужений

Нетрудно догадаться, во что могла вылиться ревность мужа, если бы для неё был дан хоть малейший повод. Но женщиной она оказалась мудрой и осмотрительной – недаром приходилась дочерью византийскому императору Михаилу VIII Палеологу. Не имея возможности подарить русскому князю своё сердце, она отдала ему в жёны любимую дочь, принявшую в православии имя Анна. Её заботами и была основана церковь Архангела Михаила (Ярославль).

Церковь – памятник прошедших веков

О том, почему русская княгиня татаро-греческого происхождения решила освятить церковь именно в честь Архангела Михаила, существует несколько гипотез. Наиболее вероятными из них считаются две. По одной из них это было сделано в память отца – Михаила VIII Палеолога. Другая же гипотеза видит в её решении скорбь по любимому, но рано умершему пасынку Михаилу – сыну князя Фёдора Чёрного от прежнего брака.

До наших дней сохранились несколько икон, хранящихся в храме со времён княгини Анны. Это образ Архангела Михаила, находившийся в советский период в собрании Третьяковской галерей, две богородичные иконы – Владимирской Божьей Матери и Смоленской, а также образ святого Антония Великого, по мнению исследователей, являвшийся в прежние века храмовой иконой, так как раньше в церкви имелся придел, освящённый в честь этого святого.

Статус гарнизонного храма

Ярославль церковь Михаила Архангела гарнизонная

В XVII веке территория, окружавшая церковь, была отдана под поселения стрельцов, то есть людей ратных, для которых Архангел Михаил, предводитель Небесного воинства, являлся покровителем. Вполне естественно, что с тех пор церковь получила статус гарнизонного храма, который за ней сохраняется и поныне. Тогда же прежнее здание церкви было решено обновить и частично перестроить.

Надо заметить, что передача храма в военное ведомство принесла ему больше почёта, чем денег, необходимых на перестройку. Ярославские воеводы оказались людьми весьма скупыми, и работы затянулись на четверть века. Закончились они лишь в 1682 году, в самом начале царствования Петра I – великого полководца, доставившего небесному покровителю своей армии немало хлопот.

Из-за скудости военного финансирования работы производились главным образом на пожертвования ярославских купцов, ну а тот, кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку. Всё делалось по желаниям жертвователей, вкусы которых за четверть века не раз менялись. В результате церковь Архангела Михаила (Ярославль) вобрала в себя черты, присущие нескольким храмовым архитектурным стилям.

Церковь Михаила архангела в Ярославле

Церковь Михаила Архангела: описание

В целом она схожа с иными ярославскими храмами, построенными в тот же период. В её основе лежит правильный четверик с тремя апсидами – полукруглыми выступами, внутри которых расположены алтари. Вся конструкция установлена на высокой подклети, нижней части здания. В ней хранились товары, предназначенные для продажи на рынке, находившемся неподалёку – о душах своих купцы пеклись, но и о мамоне не забывали. Изначально на северной и западной стене располагались крытые галереи, к которым вели два высоких крыльца, украшенные ажурной резьбой. До наших дней сохранилась только западная галерея.

И, разумеется, общий вид дополняет колокольня, построенная по желанию купцов-жертвователей в излюбленном ярославском стиле – грузная, приземистая, завершающаяся небольшим шатром. В храме имеются два придела, причём северный, освящённый в честь Соловецких чудотворцев, увенчан живописной башенкой. Фасад храма изящно декорирован оконными наличниками и ширинками – квадратными углублениями в стене, в середину которых были помещены цветные изразцы.

Храмовые фрески и письменные свидетельства прошлого

Церковь Михаила Архангела в Ярославле всегда славилась своей стенной росписью, выполненной в 1731 году артелью иконописцев под руководством Фёдора Фёдорова. Их фрески, отличающиеся некоторой упрощённостью в передаче сюжета, в чем-то напоминают русский лубок и весьма характерны для позднего периода развития этого живописного жанра.

Храм Михаила Архангела Ярославль

Хранящаяся в храме книга, именуемая «Келейной записью», составленная в период 1761-1825 год священником Семёном Егоровым, рассказывает о том, что в церкви, кроме икон, пришедших из глубокой древности, хранились также серебряные кресты с мощами святых, воссиявших в ярославских землях. Кроме того, его сочинение во всех подробностях рассказывает о событиях, свидетелем которых была в эти годы церковь Архангела Михаила (Ярославль).

Годы запустения

В советский период ареной широкой антирелигиозной кампании, развёрнутой в стране, стал и Ярославль. Церковь Михаила Архангела – гарнизонная, в которой молились, отправляясь в бой, многие поколения российских воинов, была закрыта и превращена в склад. В 1925 году изъяли и отправили в переплавку её колокола, а всю утварь и прочие ценности попросту разграбили. Очень небольшое их число удалось уже в наши дни обнаружить в музеях страны.

Ситуация несколько изменилась к лучшему в шестидесятые годы, когда храм Михаила Архангела (Ярославль) передали под опеку городского музея-заповедника. Была произведена его частичная реставрация, но средств у государства не хватало, а прежние купцы-благодетели давно канули в Лету.

На пути к возрождению

Так и оставался храм музейным экспонатом, используемым для хозяйственных нужд, вплоть до 1992 года, пока не был наконец возвращён православной церкви. В этот период, ввиду изменившейся государственной политики по отношению к вопросам религии, многие храмы и монастыри, прежде отнятые у верующих, вернулись к своим прежним владельцам. В их число вошла и церковь Михаила Архангела (Ярославль).

Церковь Михаила архангела в Ярославле история

Расписание богослужений и в те годы, и сегодня можно увидеть лишь на дверях её южного предела – тёплой части церкви, реставрация которой завершена. Остальное здание ещё закрыто на замок и ждёт своего часа. В нём лишь произведены штукатурные работы и восстановлены оконные витражи.

Традиция добровольных пожертвований

Дел предстоит ещё много, так как за годы тоталитарного богоборчества храму был причинён значительный ущерб. В 1995 году ей вновь, как и в давние годы, был предан статус гарнизонного храма. Но восстановительные работы это не ускорило. Видно, без щедрот добровольных жертвователей церковь Михаила Архангела (город Ярославль) в полной мере не возродить.

Впрочем, статистика показывает, что и в наши дни не оскудела русская земля добровольными жертвователями. Официально процент вложенных ими средств от общего объёма финансирования восстановительных работ не оглашается, но, судя по темпам, с которыми за последние десятилетия святыни, находившиеся прежде в запустении, принимают свой истинный облик, он достаточно велик.

Чем дорога нам церковь Архангела Михаила?

Святые места – Ярославль и прочие города, входящие в Золотое кольцо России, - сегодня являются наиболее посещаемыми как паломниками, так и просто туристами. Исторический центр Ярославля внесён в список ЮНЕСКО, поскольку представляет собой значительную историческую и художественную ценность. Сюда со всей страны и из-за рубежа съезжаются тысячи людей, чтобы вдохнуть ни с чем не сравнимый воздух старины. Но не только культурным наследием прошедших веков славен этот волжский город.

Церковь Михаила Архангела город Ярославль

Известен он и своими храмами, заметное место среди которых занимает церковь Михаила Архангела, описание которой сегодня можно найти как в печатных путеводителях, так и на принадлежащих ей интернет-сайтах. Здесь, в стенах, ставших свидетелями стольких богослужений, молитва становится особенно благодатной.

Важно отметить, что делу возвращения народа к его исконным духовным корням служат не только совершаемые в ней богослужения, но и концерты хоровой и колокольной музыки, проводимые здесь каждый август в рамках всероссийского фестиваля «Преображение». Участие в них принимают и профессиональные коллективы, и церковные хоры, созданные силами отдельных приходов. Их пение, сопровождаемое звоном колоколов, становится символом святости, возрождающейся после десятилетий духовного мрака и запустения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.