Даниил Борисович Дондурей - кинокритик. Это человек, не один десяток лет разбирающий сущность кинопроцесса. Человек, способный точно анализировать фильмы и честно высказывать свою позицию, доказал нужность профессии «киновед». И вполне заслуженно он признан одним из самых авторитетных экспертов в этой области.
Дондурей Даниил Борисович: биография
Родился Даниил Борисович Дондурей 19 мая 1948 года в г. Ульяновске. Мать Фаина Моисеевна – юрист. Отец Борис Данилович, выпускник Высшей военной школы, прошёл войну, победу встретил в звании подполковника. В 1947 году Бориса Даниловича арестовали, он получил 10 лет лагерей за «антисоветскую пропаганду». Даниил Дондурей (фото выше) впервые увидел отца в 7 лет.
Семья Даниила Борисовича жила в г. Сызрань. В 1957 году отец восстановлен в правах и работал главным инженером. Но, со слов Даниила Борисовича, отец мечтал стать художником, и самым счастливым стал для него день, когда сын Даниил поступил в Академию художеств.
Образование
Дондурей Даниил Борисович всегда хотел заниматься теорией искусства. Окончил художественное училище в г. Пенза. Собирался поступить на философский факультет, но с художественным образованием, поскольку общеобразовательная программа была слабовата, в университет не принимали.
Пришлось сдавать экзамены экстерном, за 11 классов. Как вспоминает Даниил Дондурей, было трудновато, но он справился. Получил в итоге и аттестат зрелости, и диплом художественного училища. Поступил в Академию художеств и в этом же году сдал вступительные экзамены в Ленинградский университет на факультет философии. Но, по совету отца, остановил выбор на Академии художеств.
Как говорит Даниил Дондурей, он ни разу не пожалел о том, что последовал отцовскому совету. Ведь занимается тем, о чём мечтал с самого детства. Кандидат наук по философии, социолог искусства - он получил всё, что хотел. Даниил Борисович окончил Институт им. И.Е. Репина в 1971 году. Затем, в 1975 году, окончил аспирантуру Института социологии.
Профессиональная деятельность
С 1975 по 1981 год начал свою карьеру в Институте истории искусства. С 1981 по 1986 год – в НИИ культуры, затем работал в Институте киноискусства. В 1993 году продолжил карьеру в качестве главного редактора журнала «Искусство кино», где трудится по настоящее время. Сегодня это единственный искусствоведческий аналитический журнал в России. В нём рассматриваются проблемы теории и истории кинематографа, публикуются философские работы, печатаются обзоры фестивалей, мемуары деятелей культуры, кинопроза.
Даниил Дондурей руководит Информационно-аналитической фирмой «Дубль-Д». Компания занимается исследованием зрительского потенциала, анализом проблем и особенностей кинопроцесса, выявляет приоритетные направления кинополитики и динамику изменения киноаудитории.
Преподаёт в РАТИ курс «Профессия продюсер» и социологию искусства. Даниил Борисович делится со слушателями своими знаниями о специфических особенностях кино, умением ориентироваться в интересах и потребностях киноаудитории, анализировать и давать оценку явлениям кинематографической культуры.
Статьи и монографии
Даниил Дондурей – автор многих публикаций, статей и монографий. С 1972 года публикуется в журналах «Эксперт», «Искусство кино», «Огонёк», «Вопросы философии», «Знамя». Является автором статей в журналах «Литературное обозрение», «Отечественные записки», «Смена», «Декоративное искусство». Его статьи на тему истории и теории искусства, театра и кино печатаются в газетах «Известия», «Русский телеграф», «КоммерсантЪ-daily», «Литературная газета», «Общая газета» и др. Даниил Борисович выступает в качестве художественного критика, публициста и аналитика во многих ведущих СМИ.
Даниил Борисович Дондурей - составитель многих научных сборников, которые издаются за рубежом. Его работы опубликованы в Чехословакии и Венгрии, Болгарии и Румынии, во Вьетнаме, на Кубе, в Германии и Италии, Польше, Франции и США.
Награды и достижения
Лауреат «Литературной газеты», премии Союза художников и журналов «Декоративное искусство», «Смена», «Литературное обозрение». Лауреат Национальной премии Ника, награждён почётной наградой в 2016 году.
- Член Союза художников (с 1979 года). Это добровольное объединение творческих работников.
- Член Союза театральных деятелей (с 1982 года). Основной целью организации является развитие театрального искусства и поддержка деятелей сцены.
- С 1988 года член Союза кинематографистов, с 1990 - секретарь Союза. Организация создана для защиты интересов деятелей кинематографии.
- Член коллегии Госкино (с 1991 по 2000 год) – организация занимается вопросами управления и регулирования в сфере кинематографии.
- Член коллегии Министерства культуры (с 2000 года), деятельность которого заключается в сохранении и возрождении объектов культурного наследия.
- Член Общественного совета НМГ. Главной задачей НМГ является возрождение культурных ценностей, наполнение медиаресурсов, создание образовательных и просветительских передач на ТВ.
- Член Фонда "АРТ" (с 2000 года). Организация осуществляет поддержку журналистов, пишущих о кино, учреждает премию ТЭФИ, вручает дипломы и призы в нескольких номинациях.
Общественная деятельность
С 2006 года – член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
С 2012 года – член Совета при Президенте РФ по развитию общества и правам человека:
- С 2012 года в комиссии по модернизации экономики;
- С ноября того же года - председатель Комиссии по культурным правам, образованию и науке.
- В составе комиссии по свободе информации и правам журналистов.
"Большой проект"
Дондурей Даниил Борисович в декабре 1986 года организовал сенсационную Молодёжную выставку. Это был действительно Большой проект, поскольку XVII выставка полностью поменяла выставочный механизм тех лет. Была создана группа критиков, которые и руководили проектом (ранее выставку делали только художники) и попытались найти и разделить стилевые привязанности. То есть, все художники были представлены в присущей им тенденции.
Вторая, просто революционная, идея заключалась в том, что на выставке объединили работы нонконформистов и участников «однодневок». Все эти новшества вводились без цензуры выставкомов и, самое главное, разрушили вечное разделение «официального» искусства и «подпольного».
Точка зрения
- На съезде кинематографистов в 2008 году Дондурей выступил за снятие с должности председателя Союза Н. Михалкова и за выбор на эту должность М. Хуциева. В результате этого спора у всех, поддержавших это предложение, начались профессиональные проблемы. В частности, от редакции «Искусство кино» потребовали освободить помещение, которое было построено специально для журнала в 1963 году.
- В 2008 году вокруг «Доклада о реальной ситуации в кинематографе», сделанного Даниилом Борисовичем, разгорелся скандал. Один из слушателей доклада сделал запись и, вырвав из контекста некоторые острые моменты, выложил в открытый доступ в Интернете. Сетевая общественность не замедлила обвинить Даниила Борисовича в желании ввести цензуру в Интернет. Дондурей опубликовал опровержение.
- В 2014 году подписал письмо в поддержку Украины «Мы с Вами!», которое КиноСоюз адресовал своим украинским коллегам. На момент отправки письмо подписали более 200 российских деятелей культуры, в том числе - Даниил Дондурей.
Биография этого человека вполне заслуженно могла бы послужить основой сюжета для фильма. Можно смело сказать, что жизнь он посвятил кинематографу, внёс огромный вклад в развитие кинематографической науки, в образование и критику. Он решительно отстаивает свою позицию, высказывает честно и прямо своё мнение по всем вопросам главный «киновед» страны - Даниил Дондурей.
Семья, жена и дочь Тамара, также работает в кинематографе. Дочь Тамара поставила фильм «21 день» - документальный фильм-исследование о человеческих страхах и, самое главное, о способности человека к их преодолению.