Коэффициент качества Lockheed C-130 Hercules. Военно-транспортный самолёт США Lockheed C-130 Hercules

Lockheed C-130 Hercules первоначально разрабатывался как транспортно-десантный самолет, но был адаптирован для выполнения разнообразных задач. В их число входят специальные операции (на небольшой высоте и для высадки десанта), непосредственная авиационная поддержка и изоляция района боевых действий, спасение космических капсул, поисковые и спасательные операции, дозаправка в воздухе, картирование погоды и разведка, электронное наблюдение, пожаротушение, опрыскивание, оказание помощи при стихийных бедствиях и т. д.

В настоящее время самолеты Lockheed Hercules используются для тактических воздушных перевозок в пределах театра военных действий. Этот среднемагистральный летательный аппарат способен взлетать с неровных грунтовых полос и является основным транспортом для высадки десанта и оборудования в места ведения боевых действий.

коэффициент качества lockheed c 130

История создания

23 августа 1954 года корпорация Lockheed Martin произвела испытательный полет самолета YC-130A. Он перелетел из Бербанка, штат Калифорния, где расположено авиастроительное предприятие «Сканк Уоркс», на авиабазу «Эдвардс». Всего было собрано два прототипа, а остальные 2500 летательных аппаратов производились в городе Мариетта, штат Джорджия.

Первой моделью стал C-130A с четырьмя турбовинтовыми двигателями Allison T56-A-9 и трехлопастными пропеллерами. В общей сложности было заказано 219 единиц. Первый серийный самолет поднялся в воздух 7 апреля 1955 года, а поставки начались в декабре 1956 г. Также были построены два DC-130A, способные перевозить и запускать с подкрыльевых пилонов до четырех беспилотных летательных аппаратов. Специальное оборудование было съемным, что позволяло использовать летательный аппарат как грузовое судно, вмещающее 5 стандартных поддонов, штурмовой транспорт (AC-130) или машины скорой помощи.

Спустя более шести десятилетий после начала производства «Геркулес» побил все рекорды по продолжительности выпуска военно-транспортных самолетов. В общей сложности изготовлено более 2500 C-130. Воздушное судно в настоящее время работает в 68 странах.

Основные характеристики первого «Геркулеса» следующие:

  • Длина - 29,3 м.
  • Высота - 11,4 м.
  • Размах крыльев - 39,7 м.
  • Скорость - 600 км/ч на высоте 6000 м.
  • Потолок - 10 000 м с грузом 45 т.
  • Взлетная масса - 37,65 т.
  • Максимальный коэффициент качества Lockheed C-130А равен 17.

lockheed c 130 hercules

Военно-воздушные силы США

«Геркулес» C-130B был введен в эксплуатацию в июне 1959 года. Всего было изготовлено 134 единиц. Модель B отличалась турбовинтовым двигателем Allison T56-A-7, 4 лопастями, возможностью перевозить в крыльях дополнительный объем топлива и усиленным шасси. Несколько C-130B использовались для тушения пожаров и до сих пор находятся на вооружении Национальной гвардии США. В 1961 году 6 самолетов были переоборудованы для воздушного перехвата разведывательных космических аппаратов.

Во время конфликта во Вьетнаме некоторые C-130A были модифицированы в штурмовики AC-130. В дополнение к боковым 20-мм пушкам Vulcan и 7,62-мм Miniguns на них были установлены датчики, системы обнаружения целей и ночного видения, а также бортовая инфракрасная система переднего обзора FLIR.

Несколько моделей А, переименованных в C-130D, были оснащены шасси для работы в Арктике, а также для пополнения запасов линии дальнего раннего предупреждения. Две основные лыжи имеют 6 м в длину, 1,8 м в ширину и весят 907 кг каждая. Носовая лыжа имеет размеры 3 на 1,8 м. Модель D также обладала увеличенным запасом топлива и была оборудована приспособлением для реактивного взлета JATO. Она использовалась Национальной гвардией и позже была заменена на LC-130H.

c 130 геркулес

Последние модели

C-130E является модификацией C-130B с увеличенной дальностью полета. В общей сложности были заказаны 369 самолетов, поставки которых начались в апреле 1962 г. Максимальная стояночная масса модели возросла до 70,307 т, что на 9,072 т больше, чем у модификации B. Емкость топливного бака увеличилась на 7,711 т. Появились более мощные двигатели Allison T-56-A-7A и пара внешних баков объемом 5148 л под крыльями между ними. Изменение конструкции крыла, устранившее усталость и коррозию модели, продлило жизнь самолета в XXI веке.

Подобно модификации E в C-130H были установлены новые турбовинтовые двигатели T56-A-T5, заменена авионика, изменилось крыло и т. п. Поставки начались в июле 1974 г. Всего было построено более 350 самолетов C-130H и его производных. Данная модель стала самой массовой из всех модификаций: по состоянию на конец 1979 года заказы на ее производство достигли значения в 565 единиц.

C-130J является последней модификацией самолета. Она быстрее, экономнее, летает выше и дальше, а стартует и садится на более коротких полосах. Основными улучшениями стали цифровая авионика, цветные многофункциональные ЖК-дисплеи, дублированная инерционная навигационная система, цифровой автопилот и GPS. Самолет оборудован полностью интегрированной системой защиты, энергосберегающим цветным радаром, 4 новыми турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce AE 2100D3 мощностью по 3424 кВт каждый, шестилопастными винтами диаметром 4,11 м.

ac 130

Повышение экономичности

Коэффициент качества Lockheed C-130, а вместе с ним и эффективность расхода топлива, компания пытается повысить за счет увеличения подъемной силы и снижения лобового сопротивления самолета. Успехов удалось добиться за счет микростабилизаторов, винглетов и системы распределения подъемной силы.

Микростабилизаторы представляют собой небольшие полосы на фюзеляже, сокращающие естественные завихрения. Они уменьшают нагрузку на корпус и позволяют атаковать хвостовые потоки в недоступных для традиционных стабилизаторов местах.

Система распределения подъемной силы повышает коэффициент качества Lockheed C-130 за счет подъема элеронов для разгрузки консоли, смещения нагрузки к центру и снижения необходимости в топливе для уменьшения изгиба крыла. Благодаря этому удалось увеличить максимальную массу груза в C-130H на 21 % и C-130J - на 10 %.

Дизайн концевой аэродинамической поверхности, или винглета, также помогает снизить лобовое сопротивление и повысить коэффициент качества Lockheed C-130. Благодаря этому достигается 1–3 % экономии горючего или 4-процентный рост дальности полета для C-130J.

Военно-морской флот и морская пехота США

C-130 «Геркулес» впервые поступил в американский флот в 1960 году, когда 4 самолета 130F прибыли для выполнения задач в Антарктике. За этими оборудованными лыжами «Геркулесами» вскоре последовали 46 моделей KC-130F, закупленными морской пехотой в 1962 году для выполнения роли штурмового транспорта и воздушного танкера для истребителей и штурмовиков. В том же году военно-морской флот получил 7 единиц C-130F без оборудования для выполнения транспортных задач. KC-130F совершил свой первый испытательный полет в январе 1960 года. Версия заправщика может заправлять одновременно 2 самолета 13 627 л топлива из грузового отсека. Горючее поступает по двум съемным заправочным узлам, расположенным на подкрыльевых пилонах.

В 1965 году военно-транспортная авиация ВМФ США пополнилась несколькими C-130G для поддержки подводных лодок «Поларис» и замены их экипажей. Как и в модели F, у них была увеличена структурная прочность, что позволило нарастить полезную нагрузку. Во всех модификациях кабина экипажа и грузовой отсек герметизированы, оборудованы системой дозаправки и доплеровской навигации. Четыре этих летательных аппарата позже были модифицированы в самолеты-ретрансляторы TACAMO и переименованы в EC-130G. После того как им на замену пришел Е-6А, три единицы были переделаны в транспортные (хотя и без грузовой рампы) TC-130G.

Еще одна модель, EC-130Q, состояла на вооружении в двух эскадрильях VQ. На ней был установлен радиопередатчик, и она выступала в качестве стратегического самолета связи с подводными лодками с баллистическими ракетами.

военно транспортная авиация

Статистика

Более 145 самолетов «Геркулес» были использованы во время операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне». Они транспортировали подразделения на передовые базы. С 10 августа 1990 года до прекращения огня в пределах зоны ответственности C-130 совершили 46 500 вылетов, перевезли более 209 тыс. человек и 300 тыс. т грузов. После начала боевых действий эти американские военные самолеты обеспечивали материально-техническую поддержку, эвакуацию раненых и тактическую мобильность. Во время 100-часовой наземной кампании C-130 совершали более 500 боевых вылетов в день.

Особенности

Конструкция C-130 отличается высотой пола, расположенного на уровне борта грузовика, горизонтальным задним трапом, а также незагороженным, герметизированным грузовым отсеком, который можно быстро переконфигурировать для перевозки войск, раненых или пассажиров. «Геркулес» также можно использовать для десантирования войск и оборудования, а также для доставки тяжеловесных грузов с малых высот с помощью вытяжных парашютов.

Грузовой отсек

C-130 может перевозить более 19 051 кг груза. Ролики на полу обеспечивают быструю и легкую обработку грузовых поддонов и могут быть удалены, чтобы оставить ровную поверхность, если это необходимо. Пять поддонов (плюс въездной поддон для багажа) можно погрузить на борт воздушного судна через главную рампу-дверь с гидравлическим приводом, расположенную в задней части самолета. Рампа также может быть опущена на землю для погрузки и разгрузки колесных транспортных средств. Привязные фитинги для крепления груза расположены по всему отсеку.

В роли пассажирского летательного средства С-130 «Геркулес» может вместить 92 солдата или 64 десантника в полной экипировке на боковых сиденьях. В роли санитарного самолета он может перевозить 74 носилок с больными и ранеными, а также двух медицинских работников.

военно транспортный самолет

Выгрузка

Военно-транспортный самолет обеспечивает три основных способа воздушной доставки оборудования и материалов:

  • В первом случае груз весом до 19 051 кг сбрасывается на парашютах, которые раскрываются после покидания грузового отсека.
  • Второй метод, называемый контейнерной системой доставки, для сброса от одного до 16 тюков весом до 998 кг каждый использует силу тяжести. После того как последний тюк покинет самолет, раскрываются парашюты и опускают груз на землю.
  • При третьем способе выгрузки 17 237 кг груза выталкиваются из самолета большими грузовыми парашютами, когда воздушное судно находится в 1,5-3 м над поверхностью земли. После кратковременного скольжения груз останавливается.

Крылья и топливные баки

Полностью консольные крылья содержат четыре основных и два вспомогательных топливных бака. Два внешних бака устанавливаются под крыльями. Это дает C-130 возможность нести 36 075 л горючего.

Шасси

Модифицированное трехколесное шасси состоит из передней пары и тандемных основных колес и позволяет эксплуатировать самолет на неровных, неподготовленных взлетно-посадочных полосах. Главные колеса убираются вертикально в фюзеляжные обтекатели, а носовые складываются вперед, в фюзеляж. В переднее шасси встроен усилитель руля.

американские военные самолеты

Электроснабжение

Питание Lockheed C-130 Hercules модификации H обеспечивается пятью генераторами переменного тока мощностью 40 кВА. Четыре из них приводятся в движение двигателями, а один управляется вспомогательной силовой установкой (ВСУ). В модификации E один 20-кВА генератор работает от воздушно-турбинного двигателя. Постоянный ток подается от источников переменного тока через четыре 200-амперных трансформаторных выпрямителя и от одного аккумулятора напряжением 24 В емкостью 36 ампер-часов.

Гидравлика

Четыре насоса с приводом от двигателя обеспечивают 200 атмосфер для основных и разгонных систем. Электрический мотор переменного тока подает давление на вспомогательную систему и дублируется ручным насосом. Гидравлика поддерживает постоянное давление при маневрах самолета с нулевыми или отрицательными перегрузками.

Удлиненные «Геркулесы»

Ряд военных операторов используют гражданскую версию «Геркулеса», которая имеет обозначение L-100. Сертифицированный в феврале 1965 года L-100 является аналогом C-130 "Геркулес" модификации Е без заправочных пилонов и военного оборудования. L-100-20 был удлинен вставками длиной 1,5 м до и 1 м после крыла. Фюзеляж L-100-30 удлинен на 4,6 м.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.