Каковы принципы организации и деятельности государственного аппарата? Что за цели он преследует? Какие функции выполняет? Чем занимается гос. служащий? Эти, а также другие вопросы будут рассмотрены в рамках данной статьи.
Общая информация
Для начала давайте определимся, что же собой представляет государственный аппарат. Понятие сие подразумевает систему органов, которые взаимосвязаны основой в виде общих принципов организации и деятельности. Они могут меняться в зависимости от страны и сложившихся здесь традиций и обстоятельств. Большинство особенностей деятельности регулирует, как правило, закон о госслужбе. Дополнительно может быть создано определённое количество нормативных документов и актов, которые нацелены на то, чтобы усовершенствовать механизм работы. Особенностью для современного мира является и то, что постоянно проводится какая-то реформа государственного аппарата. И это не удивительно – ведь условия существования меняются с бешеной скоростью. Так, одни из последних явно позитивных нововведений – это электронные сервисы. Но давайте не будем отвлекаться.
Признаки
Итак, органы государственного аппарата можно идентифицировать по таким особенностям:
- Они являются частью целостной иерархической системы. Всё это базируется на единых принципах, задачах и целях.
- Первичные структурные элементы – это государственные учреждения и органы, где работают госслужащие. Связаны они между собой на началах координации и субординации.
- Для обеспечения воплощения в жизнь велений есть непосредственные орудия принуждения.
- Посредством деятельности государственного аппарата на практике осуществляется власть государства и выполнение взятых им на себя функций. Причем между этим существует прямая связь. Ведь государственный аппарат для того и создавался, чтобы выполнить взятые государством на себя функции.
О структуре замолвим слово
Государственный аппарат представлен, как правило, следующими видами органов:
- Законодательные. Это «первичные» органы, которые выступают основой для всех иных конструкций и структур.
- Исполнительные органы. Занимаются ведением повседневной оперативной работы, которая необходима для государственного управления общественными процессами. Причем совершать свою деятельность они обязаны в интересах всего социума или же его отдельной составляющей. В этом им помогает вспомогательный аппарат управления.
- Правоохранительные органы. Они нужны для обеспечения и поддержки стабильности. Также правоохранительные органы служат гарантом общественных отношений и процессов, что складываются под воздействием государства. В этом помогает материальный и организационный аппарат принуждения, составляющими частями которого являются армия, разведка, полиция, службы безопасности, тюрьмы.
А каковы же принципы организации и деятельности государственного аппарата? Ответ на этот вопрос мы сейчас и рассмотрим.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Под этим понимают ключевые положения и идеи, из которых формируется основа структуры и функций госаппарата. Наиболее весомые среди них:
- Приоритет свобод и прав гражданина и человека.
- Выражение демократизма в виде широко участия людей в формировании деятельности государственных структур.
- Деление власти на отдельные ответвления (законодательная, исполнительная, судебная) и создание механизмов, которые позволят минимизировать произвол со стороны органов.
- Законность, которая выражается в том, что все равны перед принятыми правилами в обществе.
- Гласность, что заключается в информировании общественности про реальную деятельность конкретных государственных органов. Это необходимо для поддержания прозрачности и честности выполнения чиновниками своих функций.
- Федерализм, который заключается в том, чтобы учитывать интересы всего региона.
- Профессионализм. В данном случае акцентирование делается на том, что нужно в деятельности государственного аппарата использовать наиболее квалифицированных людей.
Следует отметить, что это всё не обязательно должно быть реализовано на практике. Достаточно много положений не отображается в законодательстве, а только отображается в юридической науке. Сказать точно, какие принципы организации и деятельности государственного аппарата являются наиболее оптимальными, и обозначить их оптимальную конфигурацию довольно сложно, поэтому существует довольно много различных мнений на этот счет.
Специфические особенности
Следует рассмотреть некоторые подводные камни этого вопроса, чтобы в будущем не путаться. Мы рассматриваем, что собой представляет государственный аппарат. Понятие сие включается в себя достаточно широкий набор определений. Но может возникнуть терминологическая несостыковка. Так, к примеру, довольно часто отожествляют государственный аппарат и механизм. Это в корне неверно, так как первый является только частью второго. Следует запомнить, что под государственным аппаратом понимают только совокупность органов, что наделены властными полномочиями для реализации чего-то. К механизму же дополнительно ещё относят и госучреждения, а также госпредприятия. То есть это более широкое понятие. Так, гос. служащий, который выдаёт паспорта, представитель органов. А вот врач, который лечит на государственные деньги, – это представитель конкретного учреждения, которое, в свою очередь, является составляющей частью механизма обеспечения формирования общества.Какие ещё принципы есть?
То, что было перечислено выше, – это не полный список основ, в соответствии с которыми и действуют государства. Назовем еще ряд принципов:- Нормативность. Всё прямо или косвенно должно быть закреплено в законодательстве.
- Непротиворечивость. Иными словами – не должно быть ничего противоречащего.
- Полнота. Этот принцип оговаривает, что самые важные условия формирования и реализации государственных органов, а также их деятельности должны быть предварительно установлены.
- Самостоятельность. Недопустимым является дублирование существующих принципов.
- Гуманизм. Этот принцип провозглашает приоритет прав личности во время осуществления государственным аппаратом своей деятельности.
Разделение на группы
Рассмотренные ранее принципы можно отнести к общим. Они могут быть разделены на две условные группы:
- Социально-политические.
- Организационные.
То, что мы ранее рассматривали, в большей мере относится к социально-политическим принципам. А сейчас давайте уделим внимание организационной составляющей:
- Иерархичность.
- Ответственность за принимаемые решение (и их неисполнение или же недобросовестную реализацию обязанностей в рамках предусмотренных полномочий).
- Соединение единоначалия и коллегиальности при принятии решений.
- Дифференциация полномочий и функций.
Функции государственного аппарата базируются вот на таких общих началах.
Частные принципы
Но если есть общее, то должно быть и что-то, что распространяется на отдельные органы государственного аппарата, верно? И это – частные принципы. Так, если рассматривать ситуацию с РФ и государственный аппарат Российской Федерации, то практически невозможно не отметить тот факт, что для эффективной деятельности требуются кадры со специальной подготовкой. Для этого нужны чиновники-управленцы, у которых есть необходимая квалификация и профессионализм. Люди, которые будут заняты этой работой, выделяются в отдельный слой – бюрократию (буквально – "столоначальник").Следует отметить, что этот термин часто используется и для того, чтобы обобщенно обозначать негативные стороны государственного аппарата или же его отдельных моментов вроде формализма, волокиты, карьеризма, коррумпированности, стремления к личной выгоде, а также для обозначения равнодушия к людям и их проблемам. Для преодоления негативных явлений и используются демократические стили и методы работы. Создаётся целая система механизмов и мер, которые направлены на то, чтобы сдерживать и обуздать бюрократию.
Закон о госслужбе в таком случае может предусматривать замещение постов на конкурсной основе, работу по контракту, ограничение в коммерческой деятельности и установление высокой заработной платы. Иными словами – делается всё, чтобы заинтересовать человека в честной службе. Ведь государственный аппарат – это только инструмент власти, который избирается и контролируется народом.