Зеленодольский судостроительный завод имени Горького: перспективы предприятия

Подписаться Опубликовать статью

ОАО «Зеленодольский судостроительный завод имени Горького» – гордость Татарстана. На предприятии более 120 лет производят гражданские и военные корабли, выполняют ремонт и обслуживание судов различного класса.

ОАО Зеленодольский судостроительный завод имени Горького

История

Зеленодольский судостроительный завод функционирует с конца XIX века. 10.10.1895 года решением казанского Министерства путей сообщений в Паратском затоне построены судоремонтные мастерские. После Октябрьской революции часть цехов Ижорского и Балтийского заводов перемещены в Паратск, где был образован Волжский механический автономный судостроительный завод, в 1922 переименованный в «Красный металлист».

Предприятию в 1932 присвоено имя Максима Горького. В 1934 завод получил свой первый оборонный заказ: началась постройка речных бронекатеров по проектам 1124 и 1125. В годы ВОВ 2800 работников из пятитысячного коллектива ушли на фронт.

В 60-х освоен выпуск знаменитых «Метеоров» - теплоходов, оснащенных «подводными крыльями». Всего выпущено 356 единиц. Наработанные конструкторские решения позволяют заводу и сегодня оставаться лидером по разработке отечественных скоростных судов.

Сегодня Зеленодольский судостроительный завод – это современное предприятие, способное воплотить в металл самые передовые идеи конструкторов и инженеров. С 2005 является частью холдинга «Ак-Барс».

Зеленодольский судостроительный завод

Передовые технологии

Производственно-техническая база на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького позволяет строить корабли среднего и малого типов. Общая численность работающих - порядка 5 000 человек. На предприятии внедрены прогрессивные принципы позиционно-поточной постройки судов, начиная от запуска металла в производство и заканчивая сдачей построенных плавсредств.

Широко применяется программируемое оборудование, станки с ЧПУ. Компьютеризация позволяет вырезать из металла и обрабатывать детали практически любой конфигурации. На этапе сборки и сварки корпусов использует лучшее сварочное оборудование мирового класса. Здесь применяется сварка:

  • автоматическая под флюсом;
  • полуавтоматическая в среде защитных газов.

Зеленодольском судостроительном заводе

Со знаком качества

Корабль – сложное инженерное сооружение. Необходимо, чтобы построенные суда были на ходу в любых неблагоприятных условиях. К качеству узлов и комплектующих предъявляются самые серьезные требования. Все металлоконструкции проходят ультразвуковой контроль, что гарантирует отсутствие брака, скрытых трещин, неоднородностей материалов.

Заключительный этап строительства судов – сборка, монтаж оборудования и сдача объекта заказчику. На Зеленодольском судостроительном заводе работники проводят трогательную церемонию, отправляя своего «подопечного» в большое плаванье.

Оснащение

На предприятии действуют три больших стапельно-достроечных цеха, в которых параллельно собирают как гражданские, так и военные корабли. Зеленодольский судостроительный завод А. М. Горького оснащен уникальным комплексом «Волга».

Комплекс оборудован наливной спусковой док-камерой с системой размораживания акватории в зимний период. Это позволяет осуществлять постройку, спуск плавсредств с высокой степенью готовности, а также производить швартовые испытания круглогодично.

Зеленодольский судостроительный завод А. М. Горького

Военная продукция

Зеленодольский судостроительный завод – признанный центр строительства сторожевых кораблей (корветов) последнего поколения, в том числе малой заметности. На базе головного СКР «Татарстан» было построено в 2014 два судна «Гепард-3.9» для нужд ВМФ России. Также заключен контракт с правительством Вьетнама на несколько кораблей данного типа.

Инженеры утверждают, что в СКР проекта 11661 воплощен весь опыт, полученный за десятилетия строительства. В задачи военного судна входят:

  • дозорная служба;
  • конвойные операции;
  • охрана акватории;
  • борьба с подлодками, воздушными и морскими целями.

На его вооружении:

  • артиллерийская 76-мм система АК-176М и две крупнокалиберных установки МТПУ;
  • до восьми крылатых ракет повышенной дальности «Калибр-НК»;
  • противолодочное и торпедно-минное вооружение;
  • ракетное вооружение («Оса», «Палаш», «Ураган», «Игла-М»);
  • системы радиоэлектронной борьбы.

В проекте реализована уникальная компоновка энергетических установок. Они размещены в нескольких изолированных отсеках. Даже при затоплении двух из них СКР остается в состоянии выполнять боевые задачи.

Зеленодольский судостроительный завод Горького

Гражданская продукция

Бесспорно, Зеленодольский судостроительный – завод №1 в России по выпуску гражданских судов. Проект А45-1 «Лена» является одной из последних разработок предприятия. Скоростной катер глиссирующего типа способен доставить 100 пассажиров на дистанции до 650 км (максимально 70 км/час).

Первое судно А45 построено в 2006 для Венского речного пароходства. На его основе спроектирована усовершенствованная модель А45-1 – четыре катера этого проекта уже курсируют по Енисею.

Со стапелей завода сошли рыболовные сейнеры проектов РС-600 и 11006, траулеры проектов HS65T и HS45T, научно-исследовательские суда проектов 50010, 11002, 11005 и других.

Помимо плавсредств, предприятие освоило смежную продукцию. Выпускают изделия из титана, узлы и агрегаты для машиностроительного комплекса, нефтегазовое оборудование, арматуру, крупногабаритные мостовые металлоконструкции, корпусную и судовую мебель. Освоено горячее антикоррозийное цинкование стальных труб и стоек длиной до 5,3 м.

Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького

Перспективы

Сейчас Зеленодольский судостроительный завод Горького совместно с дизайн-бюро «Агат» создают скоростное гражданское судно проекта А145. В нем также применен глиссирующий принцип движения. Внешний вид катера соответствует мировым аналогам: плавные обтекаемые линии создают сходство с дорогими яхтами.

Легкий алюминиевый корпус оснащен всем необходимым для комфортного и надежного плавания пассажиров и экипажа. В центре салона с регулируемыми мягкими креслами расположен бар, большие видеопанели позволяют скоротать время. Капитанская рубка напоминает кокпит истребителя: совершенная эргономика управления, хороший обзор, обилие ЖК-мониторов. Наверху судна предусмотрена просторная обзорная площадка.

Благодаря увеличенной мощности спаренной ходовой установки (2х1440 кВт против 2х1080 кВт в модели А45-1) корабль позволит перевозить 150 пассажиров с багажом на дистанцию 200 миль (более 300 км) с максимальной скоростью на открытых участках до 40 узлов (74 км/час).

Конструкция корпуса обеспечивает устойчивое движение при волнении 4 балла. Первые два судна проекта А145 спущены в 2011 и 2012 годах. Их использовали для обслуживания гостей Олимпиады в Сочи.

Одновременно продолжается усовершенствование выпускаемых и разработка новых военных кораблей.

Сотрудничество

Основным партнером Зеленодольского завода является ВМФ – государственный заказчик, гарантирующий большой объем работ. Качество выпускаемых предприятием кораблей удовлетворяет строгим требованиям военных. Вторым по значимости заказчиком является «Рособоронэкспорт». Проект СКР «Гепард» заинтересовал многих иностранных партнеров.

Российские и зарубежные гражданские пароходства проявляют интерес к скоростным судам проектов А45-1 и А145. Большие надежды возлагаются на рыболовные плавсредства различного назначения.


Как решиться на ЭКО?
Женское здоровье
Вакуумные банки: польза, инструкция
Альтернативная медицина
Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали
Фильмы
10 необычных людей, которые выглядят как ожившие куклы
Культура
Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно?
Сон
Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60
Волосы