Лишний человек в литературе. Русская классика

Литературоведение – это такая же наука, как и все остальные, только более интересная. В ней тоже есть место различным классификациям. Всем известен образ «тургеневской девушки», но всё же самым популярным является образ лишнего человека в русской литературе. Пора познакомиться с ним поближе.

Кто такой лишний человек?

Лишний человек в литературе – это некий литературный герой, который часто встречается в произведениях русских творцов 1840-1850-х годов. Такой человек талантлив и представляет собой достойного представителя человеческого рода. В силу ряда обстоятельств он не может реализовать весь свой потенциал в условиях России.

лишний человек в литературе

Особенности

Лишний человек в русской литературе зачастую принадлежит к высшему классу общества. При этом он отделён от дворянства и чиновничества, которое считается сбродом в некотором роде. Осуждая людей вокруг себя и не имея реальной возможности реализовать свои возможности, такой человек всё свободное время проводит в праздности, размышлениях или гуляниях. Конечно, подобный образ жизни для человека, полного высоких идеалов и помыслов, губителен, ведь он ввергает его в разрушительную скуку. По этой причине персонаж начинает интересоваться азартными играми, которые впоследствии разоряют его, или бросать вызовы на дуэль по малейшему поводу, лишь бы хоть как-то разнообразить свою блёклую серую жизнь.

Основные черты лишнего человека – это:

  • невозможность отвечать за свои слова и поступки;
  • незрелый скептицизм;
  • пассивная роль в обществе;
  • большие амбиции;
  • душевная старость;
  • склонность к пространным действиям и размышлениям.

Таким образом, можно сделать вывод, что лишний человек – это существо весьма аморфное и безынициативное, но рьяно доказывающее свою важность, компетентность и интеллектуальные способности. В литературе конца XIX века этот образ был отчасти воспет и детально рассмотрен.

лишний человек в русской литературе

Как возникли?

Образы лишних людей в литературе начали появляться после того, как в 1850 году Тургенев опубликовал «Дневники лишнего человека». Именно за главным героем – разочарованным и пассивным русским дворянином – закрепилось уже известное нам понятие. Очень быстро этот образ вошёл в моду у русских писателей, которые с радостью посвящали ему целые произведения. А ведь их работы во многом были автобиографичными, что заставляет задуматься.

Родоначальник

Образ лишнего человека в литературе прочно закрепился именно за Евгением Онегиным. Всё, что было до и после него, не передаёт так точно и ярко все типичные особенности такого персонажа. Каким же он был? Онегин Александра Пушкина является достойным представителем своего времени, даже одним из лучших. Он очень умен, сообразителен и проницателен. Кроме этого, он имеет широкий круг интересов (астрономия, история, медицина, философия). На любую тему он найдёт что ответить, легко и непринужденно поддержит светскую беседу. Очень интересно и познавательно читать диалоги Евгения с Ленским по поводу нравственности, религии или науки. У героя есть даже несмелое желание сделать что-то весомое, оставить после себя какой-то след. Евгений, например, попытался немного облегчить жизнь своим крестьянам. К сожалению, всё это было лишь мелочью, которая терялась на фоне всей жизни, ведь большую её часть он прожигал драгоценное время, совершая разнообразные глупости. Большое влияние на героя оказывает Петербург – испорченный и пошлый. Именно в кругу таких людей созревала и росла личность Евгения. Он сам понимает, что не хочет к чему-то стремиться и не может кого-то полюбить всем сердцем. Осознание этого ещё больше угнетает Онегина. Несмотря на это, на протяжении книги он меняется. Книга заканчивается на положительной ноте, ведь у главного героя появляется надежда на духовное возрождение.

лишние люди в литературе 19 века

Примеры

Тема лишнего человека в литературе встречается довольно часто. Самые популярные лишние люди – это Евгений Онегин (А. С. Пушкин), Печорин (М. Лермонтов) и Чацкий (А. Грибоедов). Названные герои берут свое начало ещё у персонажей Байрона, которые жили в эпоху романтизма. Эволюция лишнего персонажа видна в таком произведении, как «Кто виноват», а также в ранних работах уже названного Тургенева (Чулкатурин, Рудин, Лаврецкий).

образы лишних людей в литературе

Романтика в реалиях

Лишний человек в литературе – кто он? Как известно, велосипед не нужно придумывать заново, достаточно лишь посмотреть на него под другим углом. Лишний человек – это уже давно знакомый нам романтический персонаж, который рассматривается автором под зеркалом реальности. В произведениях автор уже не восхваляет своего героя, который выброшен обществом за борт жизни. Он больше не описывает противоборство человеческой природы и различных обстоятельств. Благодаря категории лишних людей авторам удается заглянуть в причины возможного отчуждения, попытаться проанализировать их и найти какой-то выход. Большое внимание уделяется психологии таких людей, их душевному состоянию, переживаниям и поведению. Описывая всё это, авторы больше не стараются вынести какие-то уроки, преподать что-то, выразить мораль. Поучительный тон потерян, открыт путь для анализа и размышлений.

тема лишнего человека в литературе

Характерные особенности произведений

Лишние люди в литературе 19 века появились благодаря интересу самих писателей к человеческой душе, её заботам и порокам. Исследование внутреннего мира разностороннего образованного человека является важной особенностью всех произведений русского реализма. Лишний человек в литературе надолго вошёл в обиход писателей и критиков. Это понятие стало предметом исследований и размышлений для обществоведов и других деятелей литературной среды.

образ лишнего человека в русской литературе

Причины появления

Причины появления лишних людей в литературе 19 века уходят своими корнями в проблемы самих писателей. Для того чтобы отразить то-то на бумаге, необходимо, чтобы это было внутри. Создать или придумать что-то извне невозможно. Литературные творцы сами были полны тех проблем и терзаний, которые приписывают своим героям. Возможно, у них всё было не настолько ярко проявлено, но, начав разбираться в себе, они смогли на своих героях довести это состояние до апогея и найти выход в утрировании.

Каждый человек в некоторой мере является «лишним». Каждый хотя бы иногда чувствует себя таковым, поэтому эта проблема актуальна для многих. Именно поэтому литература, описывающая терзания лишних людей, стала классикой. Не правда ли, эта тема будет востребована всегда? Развитие литературы в этом направлении происходило за счёт того, что новые авторы описывали людей, которые не вписывались в общественные стандарты и рамки. С каждым годом таких появлялось всё больше, и каждый был маленькой вселенной для внимательного и вдумчивого писателя.

Также стоит понимать, что лишний человек в литературе возник из-за того, что отображал массовое явление. Зажиточные дворяне и помещики не знали, чем же занять себя. Они рожали детей, которых воспитывали в духе безделья и праздности. У них отсутствовали цели и стремления. Когда человек растёт в такой среде, это не может не отразиться на его будущей картине мира и самой жизни. Иногда лишний человек был отражением действительно удивительной и неповторимой личности, но чаще всего он подразумевал под собой целую группу людей, которая была показательна и слишком демонстративна для того, чтобы обойти её в литературе.

причины появления лишних людей в литературе 19 века

Влияние на окружающих

Лишний человек в литературе отличается тем, что приносит немало страданий и неприятностей тем, кто их любит. Чаще всего это касается женщин, которые прониклись искренним чувством к герою. Главная проблема лишних людей заключается в том, что они оказываются ненужными и неспособными вписаться в социально-функциональную структуру того мира, в котором существуют. Именно такие персонажи появляются у писателей и по совместительству чиновников (И. Гончаров, А. Писемский). В книге Льва Толстого «Война и мир» нишу лишнего человека длительное время занимает Пьер Безухов. Его герой боялся жизни, так как его отталкивало всё зло и обман, которые в ней присутствовали. Вместо того чтобы жить реальной жизнью и всецело в неё вовлекаться, он занимался скупкой картин, много пил и гулял, а также погружался в мир книг.

Лишние люди обычно очень талантливы и умны, но в силу ряда причин они не могут проявить себя в обществе. Всё это приводит к пассивной депрессии, которая загоняет их в игорные дома и прочие подозрительные места. Очень часто жизнь такого человека обрывается на весьма трагичной ноте: они погибают в дуэли, кончают жизнь самоубийством или становятся жертвами других обстоятельств.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что русская классика – это огромный кладезь полезной и поучительной информации. Каждый, кто желает познать себя и окружающий мир немного больше, просто обязан познакомиться с неповторимыми произведениями русских мастеров слова.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.