Воронцов Михаил Илларионович: биография, достижения и интересные факты

Граф Михаил Илларионович Воронцов – российский дипломат, которому своим возвышением обязан род Воронцовых. Был одним из ближайших приближенных Петра Третьего и Елизаветы Петровны. В 1741 году стал участником дворцового переворота. Работал канцлером и вице-канцлером Российской империи. Сегодня мы познакомимся поближе с такой выдающейся личностью, как Воронцов Михаил Илларионович. Биография, факты из жизни, методы работы и оценки современников помогут нам в этом.

Воронцов Михаил Илларионович

Детство и юность

Воронцов Михаил Илларионович родился 12 июля 1714 года в семье мелких помещиков, владевших двумя сотнями крестьян. В юношеском возрасте он получил хорошее домашнее образование, которое помогло ему уже в четырнадцать лет стать пажом. Еще через два года Воронцов стал камер-пажем. А в 1735 году его назначили камер-юнкером при дворе Елизаветы Петровны. Вскоре Воронцов стал ее секретарем. Последнее назначение оказалось для Михаила Илларионовича судьбоносным событием.

Доверие

На протяжении всей службы Воронцов пользовался полным доверием Елизаветы Петровны. Он даже был посвящен в тонкости заговора против Анны Леопольдовны. Через пять дней после того, как успешно состоялся дворцовый переворот, Михаила Илларионовича пожаловали в действительные камергеры, а также присвоили ему чин генерал-майора.

Карьерный рост

Влияние Михаила Воронцова на внешнюю политику было определяющим, поэтому он обратил на себя пристальное внимание представителей иностранных дворов. Фридрих Второй наградил Воронцова орденом Черного Орла, Август Третий – орденом Белого Орла, а в 1744 году его возвели в графское достоинство Римской империи. Приблизительно в то же время такой же титул Михаил Илларионович получил и на родине. Кроме того, в том же 1744 году граф Воронцов был назначен вице-канцлером и получил звание статского советника. При этом, как утверждали многие его современники, он не имел выдающихся талантов.

Воронцов Михаил Илларионович: биография

В 1746 году под предлогом «поправить здоровье» граф на два года отправился в вынужденное путешествие по европейским странам: Германии, Франции, Италии и Голландии. Вернувшись из вояжа, он приступил к работе вице-канцлера. В 1751 году Воронцов «за усердие в пользу Отечества» был удостоен ордена Святого Андрея Первозванного, который считался высшей российской наградой. Всего за несколько лет Воронцов сумел оклеветать в глазах Елизаветы Петровны своего злейшего врага и конкурента – графа Бестужева-Рюмина, служившего на должности канцлера. Когда последний отправился в отставку, сбылась вожделенная мечта Воронцова – он стал канцлером.

Смена власти

Во времена непродолжительного правления Петра III Воронцов Михаил Илларионович пользовался особой императорской милостью. Но с приходом на престол Екатерины II удивительным был даже тот факт, что граф продержался на должности канцлера хоть какое-то время. Дело в том, что Екатерина Вторая очень не любила Воронцовых. Причиной тому послужила их преданность Петру Третьему.

Будучи канцлером при Елизавете Петровне и Петре III, Воронцов поддерживал союзнические отношения с Австрией против Турции, работал над сближением России с Фридрихом Вторым и слыл пруссофилом. Также Михаил Илларионович Воронцов был участником процедуры заключения трактата о возобновлении оборонного союза между Россией и Швецией. В 1760 году не без его участия Россия присоединилась к Французско-Австрийскому трактату, а через два года подписала с Пруссией трактат о вечном мире.

Михаил Илларионович Воронцов

Прежде чем присягнуть новой императрице, канцлер попросил ее о милостивом увольнении с должности канцлера и освобождении от всех дел. Опытный царедворец прекрасно понимал, что тот, кто не присягнул императрице, не имел права на какую-либо государственную службу. Екатерина Вторая отказалась освобождать Воронцова от дел, но ненадолго.

Продолжение службы

Когда Екатерина II отправилась на коронацию в Москву, Воронцов сопровождал ее наряду с другими вельможами. Вернувшись в Петербург, он начал активно заниматься европейскими делами и заинтересовался отношениями России с Востоком, в частности с Турцией. Турция уже давно привлекала внимание графа. Еще в 1744, когда Воронцов узнал, что османские правители открыто противятся допуску русских дипломатов в Тавриду, он поручил стамбульскому резиденту Неплюеву каким-либо образом добиться для Росси права на консула в Крыму, ведь даже Франция, расположенная гораздо дальше от полуострова, уже имела такое право. Однако турки, недолго думая, отвергли это предложение. По словам расстроенного Неплюева, на министерской конференции в Стамбуле дальше простых сентенций дело не пошло.

Крымская ситуация

Положение дел на полуострове еще долго вызывало озабоченность у петербургского двора. В одной из служебных записок, поданных Екатерине II на заре ее царствования, канцлер подчеркнул, что Турция, помимо всего прочего, может принести вред России через крымских ханов. «Целостность Порты Оттоманской зависит от ее воинских трудов и подвигов, укрепляющих ее политическое тело, от продолжительного же покоя она приходит в изнеможение, которое может привести к полному разрушению», - подчеркнул Михаил Воронцов. Великий канцлер был прав в отношении Крыма и намерений турецких правителей, но все поймут это лишь спустя два десятилетия. Граф был первым, кто смог подробно обосновать необходимость для России присоединения Крыма к империи.

Михаил Воронцов - великий канцлер

Второе лечение

Через год после воцарения Екатерины Второй Воронцов Михаил Илларионович понял, что императорский двор стал относиться к нему с неприкрытым безразличием. В создавшейся обстановке он решил поступить так же, как в 1746 году – отправиться в путешествие для поправления здоровья. 4 августа 1763 года сенат получил указ, в котором говорилось примерно следующее: «Канцлер Воронцов сообщает Нам, что по слабости здоровья он не в состоянии нести трудов своего звания, если не воспользуется переменой воздуха или целительными водами, и для этого просит Нас об увольнении его по меньшей мере на два года в чужие края». В результате Екатерина Вторая предоставила графу отпуск с сохранением его должности.

Стоило графу покинуть Петербург, как в Коллегию иностранных дел тут же прибыл граф Панин – опытный дипломат, которому было предписано стать одним из наиболее приближенных сподвижников императрицы. 7 октября Екатерина Вторая подписала указ о назначении Панина на должность первоприсутствующего Коллегии иностранных дел. В указе говорилось, что в связи со сложившимися «небезтрудными» обстоятельствами императрица сочла за благо во время отсутствия канцлера Воронцова поручить Панину производство иностранных дел Коллегии.

Узнав о назначении Панина, граф принял решение срочно вернуться в Северную столицу. Императрица в ответ на это передала ему через князя Голицына распоряжение, согласно которому канцлер должен передать свои дела господину Панину. Фактически это означало, что пришло время отставки канцлера. 29 июля 1765 года Михаил Илларионов Воронцов получил в качестве отступного 50 тысяч рублей.

Воронцов Михаил Илларионович: годы жизни

Итоги деятельности

С тех пор Воронцов Михаил Илларионович не возвращался к дипломатии. Как позднее отметила Екатерина Дашкова – наблюдательная племянница графа, - в российской столице все делалось волею Екатерины Второй и переварилось господином Паниным. Сам же граф, подытоживая свою деятельность на посту канцлера, сказал, что оказавшись в скудном финансовом положении, он увидел разницу между честным, бескорыстным канцлерством и богатым пребыванием на той же должности.

Тем временем императрица сильно сомневалась касательно «бескорыстности» и «добродетельности» Воронцова. Несмотря на личную антипатию, она была щедра по отношению к нему: дарила ему деревни и заводы. Тем не менее Воронцов постоянно выставлял напоказ свою нужду в деньгах. Он просил у государства субсидии, средства для уплаты долгов и пользовался всеми привилегиями, которые только позволяла его должность.

Дабы покрыть затраты на строительство дворцов, он занимался весьма рискованным предпринимательством, в том числе спекулировал хлебом и иностранными капиталовложениями. В 1757 году Воронцов совместно с генерал-прокурором Глебовым и графом Шуваловым выхлопотал привилегию на отпуск льняного семени из Архангельского и Онежского портов. Однако в этом предприятии граф потерпел неудачу. В конечном итоге он был вынужден продать в казну недостроенный дворец, расположенный на Садовой улице, и уступить Мариенбург помещику Фитингофу.

Государственный деятель Воронцов Михаил Илларионович

Михаил Илларионович Воронцов интересовался наукой. За границей он выписывал множество книг, которые послужили началом легендарной Воронцовской библиотеки. Среди изданий, собранных графом, многие работы имели дарственные надписи. К примеру, граф Брюль – саксонский министр, работавший при дворе Северной столицы, подарил Михаилу Илларионовичу роскошное издание гравюр его собственной картинной галереи. Благодаря Воронцову было сохранено множество важных документов, позднее вошедших в его знаменитый архив, который были издан Бартеневым в виде сорока книг.

Одним из наиболее интересных фактов из биографии Воронцова является его дружба с Михаилом Ломоносовым. Ученый не единожды просил графа о «важном заступлении и предательстве». Михаил Илларионович, в свою очередь, проявлял неподдельный интерес к научным изысканиям ученого и спонсировал его. В марте 1753 года, в письме Воронцову, Ломоносов сказал, что вспоминает о графе как «сын об истинном отце своем». Позже за деньги графа был воздвигнут мраморный памятник на могиле ученого.

Семейная жизнь

В 1722 году Воронцов Михаил Илларионович взял в жены Анну Карловну Скавронскую – двоюродную сестру Елизаветы Петровны. Пара родила четверых детей, трое из которых не прожили и года. У канцлера не было прямых наследников мужского пола, но благодаря братьям на нем не заканчивалась история рода. Михаил Илларионович имел двух братьев: Романа и Ивана.

Граф Михаил Илларионович Воронцов

Характеристика личности

Как успешный государственный деятель, Воронцов Михаил Илларионович получил в исторической литературе весьма разноречивые оценки. По словам К. Валишевского, как бы это парадоксально ни звучало, он был «продажным, но в известном смысле все-таки честным человеком». Манштейн считал графа малообразованным и малоспособным. Императрица Екатерина Вторая, не жаловавшая графа, высказывалась в его адрес весьма категорично. По ее словам, не было иностранного двора, в котором он не стоял бы на жаловании.

Осторожности и сдержанности Воронцову было не занимать. Иностранные посланники годами ждали от него решительных ответов, но, как правило, тщетно. Он всех обнадеживал, но никогда не открывал своих истинных намерений. По мнению многих иностранных наблюдателей, Воронцов играл роль ширмы, прикрывающей братьев Шуваловых. Он, будучи более обходительным и образованным, нежели Шуваловы, идеально подходил для «обмена любезностями с послами».

Последние годы

С тех пор как Воронцов Михаил Илларионович, биография которого стала темой нашего обзора, был уволен с государственной службы, он поселился в Москве. Там же 15 февраля 1767 года граф умер. Он был погребен рядом с родственниками в монастыре на Воздвиженке. В 1934 году монастырь был снесен. Дочь Воронцова пережила его всего на два года. Так как она не имела детей, наследство графа поделили между его братьями. Такую вот интересную и необычную имел биографию знаменитый канцлер – Воронцов Михаил Илларионович. Годы жизни графа: 1714-1767.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.