Суриков «Переход Суворова через Альпы»: героизм русских солдат во время Швейцарского похода

Ровно через сто лет после сложнейшего семидневного спуска по крутому бездорожью, которое совершила русская армия под командованием фельдмаршала А. В. Суворова, написал большое батально-историческое полотно Суриков: «Переход Суворова через Альпы». Картину купил император Николай II и передал ее в ГРМ. Эту работу современники не оценили по достоинству. Они обошли ее молчанием.

Суриков, «Переход Суворова через Альпы»: история создания

Новое полотно было задумано в 1895 году в Красноярске. Оно продолжает тему, которую разрабатывал живописец в картине про то, как Ермак покорял Сибирь.

Суриков встретился с большими сложностями при поиске прототипа, который будет образом Суворова. Он просмотрел все прижизненные портреты фельдмаршала, которые были слабыми в художественном отношении. Перечитал исторические воспоминания современников и архивные документы, где были описания внешности и характера великого полководца. Но все вместе взятое не дало живописцу полноценного портрета. В результате он выбрал два типа внешности: 82-летнего казачьего офицера и преподавателя пения в красноярской гимназии.

суриков переход суворова через альпы

Так был создан сначала этюд, представленный выше, который в доработанном виде вошел в картину, которую написал Суриков, «Переход Суворова через Альпы».

Альпийский период работы

Не менее сложным оказалось представить и тем более показать на холсте, что чувствовали солдаты, спускаясь в неизвестность по снегу с крутой горы. Чтобы это узнать, в 1897 году Суриков поехал в Швейцарию и скатывался с горы. Снег у него под ногами превращался в кучки, и дух захватывало. Швейцарские этюды также помогли художнику воссоздать передвижение персонажей. Но, в основном, все до мелочей продумывал сам Суриков. «Переход Суворова через Альпы» был сложен передачей движения человеческой массы: у художника не было натуры. Надо было придумать, как изобразить солдат в движении, а не просто сидящих на снегу.

суриков переход суворова через альпы история создания

Очень удачно передано скатывание человека на первом плане, который оторвался от общей массы и стремительно летит вниз, подняв руки над головой. Его фигура намеренно обрезана и передает его молниеносное скольжение.

Поход Суворова в Швейцарии через перевал Кинциг

суриков переход суворова через альпы описание

Теперь мы перейдем к разбору работы, которую написал Суриков: «Переход Суворова через Альпы». Описание мы начинаем с композиции. Художника не интересовало конкретное место перехода. Он поставил перед собой другую задачу: раскрыть единение фельдмаршала и его «чудо-богатырей».

Перед нами отвесная, неглубокими уступами, покрытая обледеневшим снегом, гора, за которую цепляются облака. Она занимает 2/3 холста. Гора уступами написана замечательно. Она затемнена, и по ней медленно ползут серые облака. Только пятном света выделен сам Суворов. По горе слева скатывается в пропасть вся русская армия. Устрашающее воздействие глубины художник передал через два среза. Мастер обрезал вершину горы, и нам неясно, как высоко она уходит вверх. Второй срез еще более впечатляет: на нем не видно, где кончается пропасть. Она кажется беспредельно бесконечной зрителю и солдатам, вызывая ужас.

Главнокомандующий

Суворов на белом коне остановился на самом краешке обрыва. Его голова обнажена как дань уважения подвигу солдат, а синий плащ развевается по ветру. Слева от него фигура старого служаки, готового в любой момент придержать коня, если тот оступится. Суворов стоит здесь не случайно, потому что понимает, что каждый из его отважных солдат посмотрит на него пред спуском, перекрестится, скажет: «С Богом!» и пойдет вниз. На лице командующего написаны сложные чувства. На нем есть пристальное внимание, решимость и отвага, твердость и бесстрашие, легкая улыбка, уверенность в своих людях, которые все преодолеют.

«Чудо-богатыри»

суриков переход суворова через альпы год

Солдатская масса разнородна. Но на всех лицах имеется понятный страх. Он преодолевается верой в командующего и волей, которая закалилась в боях. Первыми спускаются те, кто прошел с не один поход с Суворовым и доверяет ему. Хотя один из них на всякий случай закрыл лицо плащом. Командир не смотрит на них. Он все свое внимание обратил на «зеленую молодежь», которая находится позади старых вояк. Именно им сейчас более всего нужна поддержка. В них надо вселить уверенность, что пропасть хоть и страшна и опасна, но ее можно и нужно преодолеть, и на лицах молодежи появляются улыбки. Рядом с ними виден серьезный немолодой барабанщик. Далее, в глубине картины, выражения лиц спрятаны в тенях, падающих от горы. С таким мастерством передает Суриков переход Суворова через Альпы.

27-я выставка передвижников

После того как картина была закончена, художник отправил ее на выставку передвижников. Как всегда новая работа художника оказалась в центре внимания критиков. Мало кто понял народный смысл картины, которую создал Суриков. «Переход Суворова через Альпы», год окончания которой совпал со столетием этого грандиозного события, вызвал в либеральной прессе мнение, что художник работал не по зову души, а по заказу. Но время показало, что это эпическое полотно выражает душу народа.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.