Подводная лодка "С-56" во Владивостоке: история, фото

Неразрывно связанная с Владивостоком история подводной лодки «С-56» непроста и героична. Отправившись в свое первое плавание в октябре 1942 года, экипаж субмарины и не догадывался, какая легендарная судьба их ждет.

Создание

История подводной лодки «С-56» началась 24 ноября 1936 года. В этот день она была заложена на судостроительном заводе им. Андре Марти, расположенном в Ленинграде. Там она числилась под №405. Эта подводная лодка, состоящая из нескольких секций, была отправлена во Владивосток на завод №202 по железной дороге. Там и состоялась ее окончательная сборка. Спустили судно на воду через три года после его закладки, а в строй оно вступило 20 октября 1941 года. Субмарину как боевую единицу сразу же зачислили на баланс Тихоокеанского флота.

Подводная лодка С-56

Подводная лодка «С-56» принадлежит к среднему классу IX-бис серии. Она была спроектирована по заказу советского правительства одним из голландских бюро, которое входило в состав немецкой фирмы Deschimag в начале 1934 года. Как правило, суда этого класса демонстрировали надежность и отличную скорость. Именно они и были взяты за основу, когда началась работа над проектом немецкой лодки VII серии. Кстати, данная субмарина массово использовалась в годы Второй мировой. Это говорит о том, что принятые в свое время технические характеристики оказались самыми удачными.

Всего в советских ВМС было чуть более сорока лодок типа «С», выпущенных в трех сериях. Наиболее результативными из них оказались субмарины IX-бис. Они сумели потопить 19 вражеских судов. Из трех десятков таких подводных лодок в морских сражениях была потеряна лишь половина.

Военные походы

Март 1943 года. Подводная лодка «С-56» находится в составе Северного флота. В годы войны командиром корабля был капитан-лейтенант Г. И. Щедрин. В середине апреля его экипаж возвратился со своего первого похода, где он сумел потопить сразу два вражеских корабля. В конце того же месяца героических подводников наградили несколькими орденами и медалями, а на звезде, изображенной на рубке субмарины, появилась цифра 2.

История подводной лодки С-56

Май 1943 года. Второй боевой поход. Его результатом стало уничтожение танкера «Ойрштадт» и серьезное повреждение судна «Вартеланд». Только за полтора года, начиная с апреля 1943 и по осень 1944, подводники потопили 8 кораблей, среди которых числились один миноносец, по два танкера и сторожевых корабля, а также три транспорта. Кроме того, на их счету было еще 4 серьезно поврежденных судна.

Самый опасный поход

Он состоялся в феврале 1944 года. По мнению экипажа лодки «С-56», этот поход был самым экстремальным, так как во время него подводники чуть не погибли. Дело в том, что после успешной атаки неприятельского судна, субмарина ушла на приличную глубину. Однако ее засекла вражеская охрана.

Подводная лодка С-56 во Владивостоке

В течение суток подводная лодка «С-56» преследовалась семью кораблями. За это время они успели сбросить на нее более трех сотен глубинных бомб! В какой-то из моментов глубина погружения стала ниже критической, но слаженная работа экипажа помогла выровнять рули и избежать опасности.

Для того чтобы уйти от погони, было решено уменьшить шумы путем перевода электрических моторов на пол-оборота с полным выключением вентиляции. Из-за этого гидроакустики, находившиеся на вражеских кораблях, не смогли засечь нашу подводную лодку. А в это время концентрация углекислого газа на ней подходила к критической отметке в четыре процента.

Удачный маневр

В сложившейся ситуации командир «С-56» обратился к своему экипажу с речью, в которой разрешил беспартийным уйти на отдых, а коммунистов попросил предельно собраться и нести вахту как за себя, так и за своих товарищей. Первым отозвался седьмой торпедный отсек. Подводники все как один попросили считать их коммунистами. Их примеру последовали и остальные отсеки.

Чтобы хоть как-то продержаться, моряки высыпали известь, находящуюся в патронах регенерации воздуха, на пол. Она стала поглощать углекислый газ и, благодаря этому, экипаж сумел выжить. Только подумайте, вместо 10-15 минут подводники продержались более 6 часов! Вскоре вражеские корабли ушли, посчитав, что советская лодка уничтожена. Когда опасность миновала, субмарина всплыла. Командир дал морякам сутки на отдых, после чего они быстро догнали все тот же конвой, атаковали его, а затем и потопили еще один транспорт.

Достижения

Сам командир, да и его экипаж не без основания считали, что их лодка счастливая. Посудите сами, во время перехода на Северный флот при очередном осмотре выяснилось, что на ее борту находится стабилизатор так и неразорвавшейся торпеды противника.

Подводная лодка С-56 Владивосток история

За весь военный период подводной лодкой «С-56» было осуществлено 8 походов, в которых она сумела одержать 14 побед, уничтожив при этом 10 и сильно повредив 4 военных корабля и другого вражеского транспорта. Таким образом, она оказалась самой результативной субмариной ВМФ СССР за все время ВОВ по количеству документально подтвержденных потопленных целей. В конце марта 1944 года было решено наградить лодку орденом Красного Знамени. За успешную службу в ноябре 1944 года командир «С-56», а также капитан Г. И. Щедрин получили звание Героя СССР. Всего же этому славному экипажу за время войны вручили более 400 наград. Кроме того, в феврале 1945 лодке присвоили еще и звание Гвардейской.

Командир субмарины позже вспоминал, что побед было гораздо больше, однако довольно часто данные самих подводников не всегда совпадали с донесениями разведки. Честно сказать, сейчас не столь важно, сколько военных и транспортных судов было уничтожено или подбито. Главное – как люди не только выживали в таких трудных условиях, но и успешно дрались с сильным и хитрым врагом, порой намного превосходившим их по численности.

В послевоенное время

В 1954 году «С-56» вернулась на Дальний Восток, где продолжила службу, входя, как и прежде, в состав Тихоокеанского флота. С течением времени ВМФ пополнялся все более современными субмаринами. Поэтому легендарную «С-56» было решено вывести из боевого состава. Ее переоборудовали в учебно-тренировочную базу для подготовки молодых моряков.

Мемориальная Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56

Для создания мемориала подводной лодки «С-56» и водружения ее на Корабельной набережной во Владивостоке, субмарину разобрали на отсеки и снова собрали уже на месте установки. 9 мая 1975 года над ней вновь взвился флаг ВМФ СССР. Лодка-музей была открыта в торжественной обстановке в присутствии трех членов экипажа: гвардии мичмана Елина, моториста Денисова и электрика Назарова. В честь каждой из четырнадцати побед этого легендарного судна прозвучал салют.

Музей

В наши дни во Владивостоке подводная лодка «С-56» вместе с другим сторожевым судном «Красный вымпел» стоит все на той же Корабельной набережной. Сначала туристы попадают в седьмой отсек, который раньше был кормовым торпедным и жилым одновременно. Здесь разместилась экспозиция, где выставлена модель первой боевой субмарины «Дельфин». Эта лодка участвовала в боевых действиях во время русско-японской войны 1904-1905 годов. Стоит отметить, что наличие таких судов у берегов Владивостока в значительной степени поспособствовало его защите от возможных вражеских обстрелов.

В шестом отсеке мемориальной Гвардейской Краснознаменной подводной лодки «С-56» некогда были расположены электромоторы, которые использовались только для ее движения под водой. Сейчас здесь находится экспозиция, посвященная развитию советского подводного флота. Она представлена моделями субмарин разных классов: «Л», «Д», «К», «С», «М» и «Щ». Все они участвовали в боевых действиях во время войны, а последняя из вышеперечисленных была первой на Тихоокеанском флоте.

Владивосток музей подводная лодка С-56

В пятом отсеке находился дизельный двигатель. Его включали только для осуществления надводного хода. Теперь же одна часть этого отсека повествует о развитии Тихоокеанского флота после войны и вплоть до 80-х годов прошлого века, а на другой установлена модель дизель-электрической субмарины 641 проекта. Здесь также в качестве экспонатов представлены личные вещи командира и членов экипажа подводной лодки «С-56».

Музей на этом не заканчивается. В четвертом отсеке ранее располагались камбуз и каюта старшин. Сейчас здесь разместилась экспозиция, посвященная Победе над фашистской Германией. В ней рассказывается о подвигах подводников как на Тихоокеанском, так и на Балтийском, Черноморском и Северном флотах.

Как выглядела лодка изнутри

В середине субмарины три отсека были восстановлены и имеют изначальный вид. Первый из них – носовой торпедно-жилой. Здесь находится запас торпед, аппараты для них, погрузочно-торпедный люк, а также койки для личного состава. Второй отсек в основном служил кают-компанией для офицеров. Здесь же располагалась и каюта гидроакустика.

Подводная лодка С-56 музей

Третий отсек был центральным постом управления, где располагался командир и откуда велось управление подводной лодкой. В этой части субмарины можно увидеть штурманский стол, перископ, а также горизонтальные и вертикальные рули.

Заключение

За годы войны подводники пережили многое, поэтому трудно переоценить тот героизм и мужество моряков, которые защищали свою Родину не жалея собственных жизней. Сейчас, по прошествии стольких лет, можно с уверенностью сказать, что экипаж этой субмарины был настоящей боевой семьей, так как на корабле всегда присутствовали сильная товарищеская взаимопомощь, необыкновенная сплоченность и крепкая дружба. Во Владивостоке музей подводной лодки «С-56» открыт для посетителей ежедневно с 10 и до 18 часов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.