Предрейсовые медосмотры водителей. Проведение предрейсовых медосмотров водителей. Нужен ли предрейсовый медосмотр водителей?

Обязательным требованием к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, связанную с эксплуатацией всех видов транспортных средств, является проведение предрейсовых медосмотров водителей. Они должны осуществляться каждый рабочий день.

предрейсовые медосмотры водителей

Кто должен проходить?

Относительно того, нужен ли предрейсовый медосмотр водителей, ответ однозначный: нужен. Процедура является требованием Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» и иных нормативно-правовых документов. Кроме того, она является гарантией спокойствия руководителя предприятия за здоровье работников, безопасность пассажиров, сохранность перевозимого груза.

Согласно действующему законодательству, прохождение предрейсового медосмотра водителей должно осуществляться в любой организации, независимо от формы собственности и вида деятельности.

Зачастую процедуру игнорируют руководители, в штате которых небольшое число сотрудников и транспортных средств. Даже если на предприятии трудится один водитель, он обязан проходить медосмотр перед выходом на линию.

Ситуация, когда работник выполняет поручения руководства на личном автомобиле, не становится исключением. Суть Федерального Закона, устанавливающего правила безопасности дорожного движения, состоит в следующем: транспортное средство перед эксплуатацией должно быть в исправном состоянии. Человек, управляющий им, не должен иметь признаков алкогольного или наркотического опьянения, симптомов различных заболеваний. Также исключается приём спиртосодержащих напитков накануне выхода на линию (во избежание появления похмельного синдрома) и сильнодействующих лекарственных средств. Таким образом, независимо от того, кому принадлежит транспортное средство, водитель, выполняющий поручения начальника, должен заранее пройти медосмотр.

проведение предрейсовых медосмотров водителей

Но многие предпочитают экономить, ведь фактически ситуация выглядит следующим образом: частное лицо перевозит какой-либо груз для личных нужд. В данной ситуации важно понимать, что в случае совершения ДТП, в котором будут пострадавшие, при расследовании обстоятельств обязательно выяснится, что транспортировка осуществлялась в производственных целях.

Ошибочно полагать, что водители спецтехники, не покидающие место проведения работ, не должны проходить медосмотр. Несчастные случаи на производстве далеко не редкость, поэтому данная категория сотрудников также подлежит процедуре предварительного обследования.

Можно ли избежать медосмотра?

Законным путём нет. Предрейсовый и послерейсовый медосмотры водителей обязательны для лиц, выполняющих транспортировку людей и потенциально опасных грузов. В иных случаях процедуру проходят только перед выходом на линию. Исключение может быть сделано только для людей, работающих водителями в какой-либо экстренной службе (скорая помощь, полиция, МЧС и т. д.).

прохождение предрейсового медосмотра водителей

Кто проводит?

Согласно Письму Министерства Здравоохранения РФ от 21.08.2003 г., предрейсовые медосмотры водителей должен проводить сотрудник медицинского учреждения, имеющий соответствующее образование и опыт работы. В этом случае между предприятием и клиникой заключается договор.

Ещё один вариант – руководство фирмы принимает в штат медицинского работника с постоянным окладом. Но этого недостаточно для получения права проводить медосмотры. В обязательном порядке организация должна получить лицензию. Это обусловлено тем, что предрейсовые медосмотры водителей имеет право проводить сотрудник, прошедший специальное обучение и имеющий диплом или сертификат. Предприятие, осуществляющее медицинскую деятельность без лицензии, нарушает действующее законодательство.

Если обследование проводится непосредственно в организации, для процедуры должно быть выделено помещение со всеми необходимыми инструментами и подручными средствами.

Что проверяют при осмотре?

Основное внимание уделяется выявлению следующих фактов:

  • употреблялся ли алкоголь непосредственно перед запланированным выходом на линию;
  • принимались ли спиртосодержащие напитки за несколько часов до начала рабочего дня;
  • имеются ли признаки употребления наркотических или сильнодействующих лекарственных препаратов;
  • присутствуют ли симптомы заболеваний, которые могут помешать выполнению производственных задач;
  • физическая усталость работника.

предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителей

Как проводится?

Алгоритм осуществления предрейсового медосмотра водителя включает в себя выполнение следующих действий:

  1. Сотрудник приходит на обследование с путевым листом.
  2. Медицинский работник выясняет готовность водителя приступить к выполнению производственных задач: определяет наличие ярко выраженных симптомов заболеваний, факт употребления алкогольных напитков и наркотических веществ, степень физической усталости.
  3. В путевой лист заносится следующая информация: фамилия, имя, отчество прошедшего обследование сотрудника; дата и точное время проведения. Данные должны быть заверены подписью и печатью медицинского работника.

Продолжительность обследования составляет, как правило, не более 15 минут, если отсутствует необходимость дополнительной проверки экспресс-тестами на алкоголь и наркотики. В этом случае время, отведённое на медосмотр, увеличивается на 20 минут.

Причины отказа в допуске работника к транспортному средству

Водитель отстраняется от управления им при выявлении:

  • высокого артериального давления;
  • учащенного количества сердечных сокращений, выходящего и за пределы нормы;
  • признаков какого-либо заболевания в острой стадии;
  • алкогольного или наркотического опьянения, похмельного синдрома;
  • иных состояний, препятствующих выполнению производственных задач.

нужен ли предрейсовый медосмотр водителей

В заключение

Предрейсовый медосмотр водителей – обязательное требование для всех сотрудников предприятий, деятельность которых связана с эксплуатацией любых видов транспортных средств. За выполнением данного условия ведётся строгий контроль. И это неудивительно – ежегодно причиной примерно 12 тыс. ДТП, в которых пострадавшими являются около 20 тыс. человек, становятся нетрезвые и уснувшие за рулём водители.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.