Венера из Леспюг как пример пластики палеолита

В 1922 году в пещере Риду в районе деревни Леспюг, Франция, было обнаружено скульптурное изображение женщины из бивня мамонта, которое можно отнести к граветтскому периоду (датировка - 26-24 тысяч лет до нашей эры). Статуэтка имеет размер 14,7 х 3,6 х 6,0 см. Ей дали название Венера Леспюгская как одной из «палеолитических Венер». Фигурка получила повреждения в процессе извлечения: сколоты часть груди, живот, руки. Сейчас Венера экспонируется в Музее человека, Париж.

Статуэтка представляет собой обнаженную фигуру в полный рост, изображенную строго фронтально. Голова небольшая, правильной овальной формы, слегка наклонена вперед; черты лица не обозначены. С оборотной стороны наблюдаются тонкие прямые линии, завершающиеся на уровне лопаток – вероятно, это изображение волос. Руки непропорционально тонкие, лежат на груди, которая упирается в живот. Ноги короткие, четко разделенные бороздой посередине, плотно прилегающие друг к другу. Ступни и ладони не проработаны. Конечности даны условно, им внимание не уделяется, так как они лишь задают человеческий силуэт. Линия силуэта не нарушена жестом. Это делает фигуру замкнутой, завершенной, неподвижной. В показе отсутствует конкретика, черты даны схематично. Эта обобщенность контрастирует с акцентом на половых признаках: увеличенные грудь, ягодицы, выступающий живот, полные бёдра. В их изображении используется приём гипертрофии - сознательного увеличения размеров и пропорций. Скульптор делает их максимально выраженными, чрезмерными, искаженными. Данный памятник уникален, так как в нем сочетаются утрировка и сбалансированность передачи форм тела. В данных формах мы можем угадать аналогию с сосудом: налитая, придавленная своей тяжестью, неподвижная нижняя часть подчёркивает функцию продолжения жизни. Именно функциональность играет здесь основную роль, преобладая над эстетизмом. З.А. Абрамова подчеркивает, что это вытекает из социально-логической природы образа женщины, отличной от эмоциональной природы образа животного в искусстве палеолита.

В статуэтке отсутствуют социальные, этнические маркеры – украшения не показаны, прическа не ярко выражена, хотя штрихи с оборотной стороны головы всё-таки можно так трактовать. Поверхность статуэтки гладкая – орнамент отсутствует. Невнимание к таким деталям характерно для периода граветта. Однако с оборотной стороны, под ягодицами, есть разлинованный треугольный фрагмент, с вершиной в районе ступней. Его можно трактовать как изображение ткани одежды, спустившейся набедренной повязки, куска юбки. Однако существует и другая интерпретация этого фрагмента как ритуального рисунка на коже или искусственного хвоста, сплетённого из волокон. Эту точку зрения поддерживает С.Н. Замятнин. Он утверждает, что изображение хвоста было связано с магическими обрядами для удачной охоты.

Фигура вписана в ромб: наблюдается сужение к голове и ногам и расширение в области таза. При этом груди и бедра вписаны в отдельный круг. В основе изображения лежат шарообразные формы. Стоит также отметить, что изображение симметрично как горизонтально, так и вертикально. З.А. Абрамова отмечает «изометрическую конструкцию» палеолитических Венер - туловище разделено на равновеликие участки, что может являться проявлением восприятия первобытным человеком гармонии. Это в какой-то степени применимо и к Леспюгской Венере. Фигуру можно визуально поделить на три части: верхняя часть включает в себя голову, плечи и уплощенную грудную клетку; средняя часть, содержащая основной объем, - это соединённые груди, живот, ягодицы; нижняя часть представляет собой ноги. Делением задаётся ритм, взаимодействие геометрических элементов рождает сбалансированность.

Таким образом, мы можем отметить в Леспюгской Венере характерные черты, присущие женским скульптурным изображениям эпохи палеолита. Это и небольшой размер – в среднем они достигают 4-16 см в высоту (числовые данные варьируются: А,Л. Монгайт говорит о 12-22 см), и материал - они могут быть выполнены из бивня мамонта, глины, мягкого камня и др. Леспюгская Венера также демонстрирует использование приёмов, присущих изображению женщины в данный период: обобщенность воплощения, безликость, акцент на материнской функции.

Скульптуру малых форм приледниковой зоны можно разделить на европейскую и сибирскую группы. Рассматриваемый памятник относится к первой. Небольшой размер головы в сравнении с туловищем, наличие выраженной шеи, узкие плечи, преувеличенные вторичные признаки (грудь, бёдра и т.д.) – черты, характерные для европейской группы статуэток.

З.А. Абрамова классифицирует Венеру из Леспюг как классический тип изображения женщины, несмотря на синтез в ней всех трёх типов: и классического, и худощавого, и тучного. Общие пропорции тела представляют собой правильное телосложение; к признакам второго типа можно отнести уплощенность грудной клетки и торса; излишние закруглённость и выпуклость форм указывают на тучность фигурки. Таким образом, реалистичность здесь сочетается со стилизацией.

В науке существует несколько интерпретаций женских изображений. Ряд ученых трактует их как действительное воплощение реальных палеолитических женщин. Э. Пьетт поднимает проблему стеатопигических черт (превалирующее жироотложение в ягодицах), связывающую статуэтки с изображением реальных представителей негроидной расы. Однако научное сообщество не приняло эту версию, отказываясь воспринимать данные памятники как портреты в силу их условности.

Согласно другой точке зрения, изображение Венер выражает эстетические представления первобытного человека, эротический идеал женщины. Это мнение было опровергнуто, поскольку эротизм редко встречается как основная тема в искусстве первобытных обществ.

Есть и другие точки зрения, однако наиболее убедительной мне кажется классическая версия о женских статуэтках как элементах культа плодородия. Ее подтверждает то, что женщины чаще всего изображаются беременными, четко отмечаются признаки деторождения. Венера Леспюгская является в данном случае ярким примером, поддерживающим эту версию. Статуэтка могла служить ритуальным атрибутом как символ изобилия или находиться в доме в качестве оберега. Об этом говорят и особенности местонахождения фигурок. Такие находки встречаются на местах обитания человека – стоянках. З.А. Абрамова отмечает, что они хранились в специально вырытых ямках в жилищах, рядом с очагами. Это подчеркивает роль женщины в первобытном обществе как хранительницы огня, покровительницы рода. Стоит внимания и форма ног статуэток, присущая и Леспюгской Венере: не имея ступней, они заужены книзу. Это позволяет думать, что они втыкались в землю или имели подставку в рамках культовых ритуалов.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что Венера Леспюгская является ярким примером мелкой пластики палеолита. Ее исследование позволяет нам раскрыть особенности палеолитического искусства в целом. В теме человека характерно преобладание женских антропоморфных образов. Это связано с культом женщины как родоначальницы жизни, хранительницы рода. Этим обусловлено внимание к половым признакам и их гипертрофия.

Библиография

  1. Васильевский Р.С. Антропоморфные изображения. Первобытное искусство / Р.С. Васильевский – Новосибирск: Наука, 1987. - 224 с.
  2. Шер Я.А. Первобытное искусство. Учебное пособие / Я.А. Шер. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. - 351 с.
  3. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь / У. Брей, Д. Трамп. - М.:Прогресс, 1990. - 368 с
  4. Абрамова З.А. Древнейший образ человека. Каталог по материалам палеолитического искусства Европы / З.А. Абрамова. – Санкт-Ппетербург.: Петербургское востоковедение, 2010. - 304 с.
  5. Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии / З.А. Абрамова. – М., 1966. – 224 с.
  6. Зверь и человек. Древнее изобразительное творчество Евразии: материалы научной конференции// Труды Гос.Эрмитажа. XLIV. - СПб.: изд-во Гос. Эрмитажа, 2009. -388 с.
  7. Художественная культура первобытного искусства. Хрестоматия. Составитель И.А. Химик/ Под. общей ред. М.С. Кагана. - СПб.: Славия, 1994. - 416 с.
  8. Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. Каменный век/ А.Л. Монгайт. - М.: Наука, 1973. - 355 с.
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.