Типы и элементы планировочной структуры - это... Описание и перечень

В градостроительстве важен каждый элемент планировочной структуры. Это потому, что решение плана каждого города содержит многие факторы, оказывающие влияние на тип строительства и выбор тех или иных элементов. Например, система расселения на конкретной территории города, которая имеет свои ландшафтные особенности, климатическая и природная характеристики, сопутствующие градообразующие предприятия, их величина, количество и профиль.

Основные факторы

Элемент планировочной структуры - это часть города, функциональное зонирование его территории с организацией связи транспортной системы между местами работы населения и жилыми районами.

Это и инженерное оборудование с учётом перспектив развития города, и строительство со всеми экономическими требованиями, и в первую очередь архитектурно-художественные нормы. Здесь далеко не все факторы, которым должен соответствовать каждый элемент планировочной структуры. Это только основные.

элемент планировочной структуры это

Планировочная структура

Все факторы, влияющие на планировочную структуру города, отражены в её элементах, которые помогают сочетать жилую застройку с территориями массового посещения, где для населения обустроены работа, отдых, культура, быт. Именно поэтому должна присутствовать связь в виде площадей и магистральных улиц. Элемент планировочной структуры - это часть определённой территории: городского округа, поселения (микрорайон, квартал, район и тому подобное). Виды их установлены правительством, уполномоченными органами исполнительной власти (Федеральный закон 373 от 2016 года).

Преобладание того или иного фактора или их суммарное воздействие определяют тип и наименование элемента планировочной структуры. Тип может быть рассредоточенным, расчленённым или компактным. Компактный тип можно охарактеризовать единым периметром, где расположены все функциональные зоны города. Расчленённый тип - если город пересекает река, большой овраг или железная дорога. Рассредоточенный тип - несколько планировочных образований, которые связаны транспортными линиями. Последний случай обусловлен характером градообразующих предприятий - добывающая промышленность, например, а также на такой выбор могут повлиять природные или климатические условия.

номер элемента планировочной структуры

Основные планировочные элементы

Основные элементы планировочной структуры города - промышленные и жилые районы, то есть объекты, которые формируют всю систему обслуживания: культурно-просветительные, административно-общественные, лечебно-оздоровительные, торгово-бытовые, спортивные учреждения и места для массового отдыха. Сюда же относится сеть улиц, площадей, объединяющая всё это.

Учреждения общественного обслуживания современного города всегда находятся в единой системе, которая охватывает жилые районы, предприятия и зоны отдыха. На такое объединение направлена вся градостроительная тенденция современности. Объекты обслуживания и общественные центры - общегородские, а также каждого планировочного района объединены с зонами массового отдыха, с промышленными и производственными районами.

Комплексы

Мегаполисы - Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск, Волгоград и другие - имеют общую планировочную структуру с планировочными зонами и общественными центрами, где используются определённые виды элементов планировочной структуры. Минстрой давно и успешно внедряет комплексное строительство.

Например, учебные центры кооперируют на одной территории вуз, колледж, школу, то есть все три элемента учебных заведений, которые составляют единое специальное звено. Примером может служить студенческий городок МВТУ имени Баумана и много ещё. Такая комплектация присутствует сегодня в каждом большом городе и не в единственном числе.

тип и наименование элемента планировочной структуры

Преимущества комплексной системы

Появляется возможность организации единых спортивных, хозяйственных учреждений, бытовых, медицинских, культурных. Все современные микрорайоны в новостройках строятся по этому принципу, где используются все виды элементов планировочной структуры. Группа жилых домов всегда снабжается школой, детским садом и другими элементами инфраструктуры. В каждом комплексе все скооперированные элементы комплекса по возможности укрупняются, и это позволяет совершенствовать их, оборудовать и эксплуатировать более целесообразно. Например, строится поликлиника вместо нескольких медицинских пунктов, а вместо отдельных спортивных или тренажёрных залов - спортивный комплекс, где есть плавательный бассейн и футбольное поле. Помимо удобства, такое кооперирование даёт и хороший экономический эффект.

Сегодня практически все центры НПО включают в себя вуз, целую группу НИИ этого же профиля, и почти всегда опытное производство. Всё чаще головной вуз имеет в своей структуре учебный комбинат, колледж и одну или несколько школ. К этому обязательно прилагаются жилые дома, общежития, бытовые и культурные учреждения. Здесь же - библиотека, вычислительный и информационный центры, конструкторские бюро. Такую махину нельзя не обеспечить всеми элементами планировочной структуры - единой системой культурно-бытового, хозяйственного, медицинского обслуживания, крупным спортивным центром. Именно в таких условиях особенно плодотворно развитие науки и внедрение её в производство. Это и есть самые перспективные формации современного градостроительства.

грница элемента планировочной структуры

Зонирование территории

Совеременный город - организм сложный, здесь тесно переплетены архитектурно-планировочные, социальные, экономические и инженерные начала. Для удобной и рационально организованной жизни города в основе планировочного решения лежит зонирование территорий по функциональным признакам и видам строительства, где проходят границы элементов планировочной структуры. Согласно СНиП, городские территории делятся на несколько характерных зон. Первая - селитебная, где размещены жилые районы, научные, учебные, спортивные, медицинские и тому подобные общественные центры, парки, скверы и прочие зелёные насаждения общего пользования.

Второй номер элемента планировочной структуры - зона промышленная, где размещены предприятия и с ними связанные объекты, базы, склады, депо, автопарки, гаражи, фабрики. Третья зона - внешний транспорт: грузовые и пассажирские станции, пристани, порты и тому подобное. Коммунально-складская и промышленная зоны составляют одну производственную зону города, включающую в себя и научно-производственные предприятия. То есть эта зона охватывает все сферы производства, промышленности, коммунального и складского обслуживания.

наименование элемента планировочной структуры это

Дополнительно

Отдельные конкретные случаи городской застройки предусматривают выделенную зону с общественным центром, или обособленную коммунальную зону, или складскую, или даже зону НИИ. В курортных городах особняком стоит зона курортная, где размещены лечебно-оздоровительные предприятия, пляжи, парки, сады и тому подобное. Также часто обособляются в городской застройке такие элементы планировочной структуры, как больницы, спортивные сооружения и НИИ. В черте города часто располагаются питомники, подсобные хозяйства, кладбища.

Здесь важно определить наименование элемента планировочной структуры. Это можно найти в Перечне, утверждённом Минфином РФ в 2015 году. К отдельным элементам отнесены: массив (зона), вал, микрорайон, квартал, месторождение, остров, набережная, порт, парк, сад, сквер, район, территория, садоводческие и дачные товарищества и многое другое. Также определены элементы дорожной и уличной сети. Это бульвар, аллея, переулок, магистраль, площадь, проспект, проезд, разъезд, проулок, тракт, спуск, тупик, шоссе, улица.

виды элементов планировочной структуры

В сельских поселениях

Территория сельского населённого пункта обычно делится на две основные зоны - производственную и селитебную. От того, правильно ли выбрана территория размещения этих зон, оправданно ли расположены они, зависит комфорт проживания и рациональное использование производственных предприятий.

Особенна важна связь между этими зонами, потому что главным социальным циклом жизни любого поселения является "быт-труд". Правильно располагать селитебную зону с наветренной стороны для преобладающей розы ветров, выше по течению рек относительно промышленных предприятий, которые обычно в той или иной мере загрязняют окружающую среду.

Производство

Производственную зону следует расположить так, чтобы пешеходные и транспортные связи были хорошо организованы относительно мест проживания трудящихся на данных предприятиях. Также важно учитывать беспрепятственное присоединение промышленных зон к системе внешнего транспорта (водного, железнодорожного и других). Но желательно спланировать так, чтобы транзитные автодороги и железнодорожные пути производственную зону не пересекали. Расстояние от селитебной зоны тоже очень важно соблюдать в зависимости от количества вредных веществ, которые выделяет данное предприятие. Для решения этого вопроса существуют санитарные нормы, где оговаривается создание защитной санитарной зоны.

элементы планировочной структуры города

Взаиморасположение

Практика градостроительства придерживается классификации, где определены три основных вида взаиморасположения селитебной и производственной зон. Значительное расстояние требуется между ними, если промышленность включает в себя предприятия первого и второго классов: цветная и чёрная металлургия, химические и нефтехимические предприятия, цементные заводы, ТЭЦ, шпалопропиточные заводы и тому подобные. Особо опасные предприятия (атомные электростанции, например) требуют защитную зону в несколько километров.

Во втором случае, если предприятия не особо вредные, промышленная зона может граничить с селитебной. Сюда включены предприятия третьего и четвёртого класса по санитарной классификации, а также пятого класса, требующие железнодорожного сообщения. В третьем случае промышленные предприятия расположены прямо на селитебной территории. Это только четвёртый и пятый класс, не требующий железнодорожных путей. При взаиморасположении нужно учитывать не только вредные выбросы, но и шум. Коммунально-складские зоны располагаются так, чтобы сохранять удобные связи с внешними сетями транспорта. Размеры ориентировочно определяются из расчёта два квадратных метра на одного человека.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.