"Как рубашка в поле выросла": учимся уважать чужой труд

В позапрошлом веке дети своими глазами видели, как из пшеницы получается хлеб, изо льна - одежда, из дерева - игрушки. И сколько сил уходит на это. Современный ребенок получает все в готовом виде, достаточно прийти в магазин и заплатить деньги. Человеческий труд перестает цениться. Рассказ Ушинского "Как рубашка в поле выросла" показывает, насколько тяжело даются людям материальные блага.

Как в поле выросла рубашка

Об авторе

К. Д. Ушинский - один из основателей российской педагогики. Он был убежден, что учеба должна быть увлекательной, и создал замечательные учебники для начальной школы: "Родное слово" и "Детский мир". По этим книгам в дореволюционной России учились целые поколения. Тексты учебников помогали ребятишкам познавать мир, заставляли думать, делать выводы, учили доброте и взаимовыручке.

Константин Дмитриевич проявил себя как замечательный детский писатель. Он доступно и интересно рассказывает об окружающем мире, на простых примерах преподает важные нравственные уроки. Педагог старался не только дать ученику энциклопедические знания, но и связать их с обычной жизнью, научить отличать хорошее от плохого. Все это мы находим в произведении Ушинского "Как рубашка в поле выросла".

Содержание

Повествование ведется от лица девочки Тани, с которой и ассоциирует себя маленький читатель. Рассказ "Как рубашка в поле выросла" композиционно разделен на три части. В первой из них отец сеет семена льна, обещая дочери вырастить рубашку. Такое обещание вызывает удивление. Таня с интересом наблюдает, как растет лен, как его убирают.

Ушинский как рубашка в поле выросла

Во второй части собранные растения обрабатывают (молотят головки, топят в речке, просушивают, мнут мялкой, колотят трепалом, чешут гребнем до мягкости). Дети видят все процессы глазами ровесницы, вместе с ней переживая за утопленную рубашку и недоумевая: как же получится она из кудели, напоминающей детские волосы?

Последняя часть посвящена прядению ниток и созданию полотна. Современного ребенка наверняка удивит тот факт, что для изготовления рубашки нашим предкам требовалось около двух лет. Обязательно заострите на этом внимание.

Использование рассказа на занятиях

Произведение Ушинского будет интересно детям 5-10 лет. Оно активно используется на занятиях в детском саду, на школьных уроках. Читая историю "Как рубашка в поле выросла", дети начинают интересоваться народными ремеслами, традициями. Часто это становится отправной точкой для исследовательских проектов. В сельской местности энтузиасты вместе с учениками пробуют воспроизвести цикл выращивания льна.

Любят произведение и музейные работники. Совместить чтение книжки с демонстрацией старинных мялок, трепал, веретен, ткацких станков - отличная идея. Если вы знакомите с рассказом своего ребенка, найдите необходимые изображения в интернете. Увидеть процесс обработки льна своими глазами можно при помощи видео, размещенного на "Ютубе".

Чему учит рассказ?

Ушинский не только описывает процесс выращивания и обработки льна. Сквозная мысль текста "Как рубашка в поле выросла" - это уважение к тяжелому крестьянскому труду. С мая по сентябрь люди трудились на полях и огородах, выращивая растения, борясь с сорняками, убирая и обрабатывая полученный урожай. При этом надо было еще ухаживать за домашними животными, заготавливать сено на зиму.

Рассказ ушинского как рубашка в поле выросла

С наступлением осени по вечерам женщины усердно пряли двойные нити из льна и шерсти. Тогда их нельзя было купить в магазинах. На три рубашки уходило 11200 метров нитей. А ведь нужна была и другая одежда, постельное белье, полотенца. На это требовалось очень много времени. Ткацкие станки на Руси собирали в марте. Всего два месяца было у крестьян, чтобы наткать полотно. Льняную ткань затем долго отбеливали.

С мая начинались посевные работы. Летом времени на шитье не было. Кроить одежду начинали только на следующий год, зимой. Ушинский показывает маленькому читателю, сколько человеческих сил уходит на создание одной рубашки. Конец истории торжественен: к рождеству Таня и ее брат Вася получают обновки, "белые как снег". В рассказе чувствуется трепетное, бережное отношение к одежде, доставшейся таким трудом.

Откуда берутся современные рубашки?

Обратясь к прошлому, вспомним и о настоящем. История "Как рубашка в поле выросла" - отличный повод поговорить о создании современной одежды. Как и прежде, лен выращивают на полях. Однако людям активно помогает техника: сеялки, льнобралки, мялки, льнотеребилки, льночесальные машины.

После обработки полученное сырье отправляют на прядильную фабрику, где станки скрутят нитки. На ткацкой фабрике делают полотно, на швейной - кроят и шьют одежду. Готовая рубашка попадает в магазин. Найдите в Интернете картинки, изображающие современное оборудование, технику. Обратите внимание, что станками и машинами управляют рабочие.

Рассказ как рубашка в поле выросла

Если в рассказе Ушинского рубашку делали члены одной семьи, то теперь над этим трудится множество людей разных профессий. Поэтому одежда создается намного быстрее и хватает ее на весь город. Но за каждой вещью стоят люди, которые трудились для нас.

Рассказ "Как рубашка в поле выросла" учит видеть за обыденными предметами человека, приложившего усилия для их создания. Эту мысль важно донести до детей. Без этого невозможно воспитать в них бережное отношение к вещам.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.