Теплоход "Заря": особенности, технические характеристики, строение судна

Теплоход «Заря» или речной трамвайчик был создан по проекту А. А. Оскольского и многих специалистов ЦНИИ им. Ак. Крылова в 1962 году. На то время его конструкция была настоящим прорывом. Судно могло передвигаться по абсолютно несудоходным рекам страны с каменистым дном. В связи с таким предназначением в конструкцию теплохода разработчики заложили ряд особенностей, которых до того времени не имело ни одно судно Советского Союза, да и аналогов такой технологии не было и в мировой практике.

заря теплоход

Теплоход типа «Заря» - это глиссирующее судно, перевозившее по небольшим рекам людей и багажи, однако только в дневное время. Рассмотрим подробнее, почему его конструкция позволяла проходить в тех местах, где другое судно даже не начало б движение.

Особенности конструкции судна

В теплоходе «Заря» использовали стеклопластик. Это значительно уменьшило вес судна и позволило перевозить пассажиров на малых реках Советского Союза. Впервые в мире на «Заре» разработчики установили воздушную смазку днища. Такая технология была известна давно, но на практике еще нигде не применялась. Это позволило снизить сопротивление движения теплохода, заметно прибавив скорость.

Обводы сделали комбинированные: в носовой части судна использовали систему «Морские сани» с обратной килеватостью, а на корме – обычную. Благодаря этому свойству, судно может передвигаться по каменистому мелкому дну.

теплоход типа заря

Сначала установили на теплоходе «Заря» одноступенчатый полупогруженный водомет со спрямляющим аппаратом и с поджатым выходным сечением до 0,8, но в ходе экспериментов технологи пришли к выводу, что данный аппарат совсем незначительно увеличивает скорость судна, и решили его не ставить. В результате на судне нет спрямляющего аппарата для водомета.

Судно такого типа способно швартоваться на отлогих берегах, без причальных сооружений, так как имеет низкую осадку – 0,5 метра и может выходить носовой частью прямо на берег земли. Для спуска пассажиров даже не используется трап.

Технические характеристики

Теплоход «Заря» имеет дизельный четырехтактный наддувной двигатель с 12 цилиндрами и мощностью 900 лошадиных сил. Двигатель надежный и экономичный. При 1400 оборотах в минуту топлива расходуется около 130 кг в час.

Диаметр каждого цилиндра составляет 18 см.

Длина судна – 23,9 метра, при ширине – 3,93 метра.

Водоизмещение теплохода с грузом – 29,85 тонн, а в порожнем состоянии – 19,45 тонн.

расписание теплохода заря

Теплоход «Заря» может развивать скорость до 45 км/час.

На судне два руля, находящиеся за срезом сопла водомета, которые обеспечивают хорошую маневренность как при движении вперед, так и во время заднего хода, когда перекрываются заслонки и вода направляется в специальные каналы, обеспечивающие задний ход судну.

На водозаборнике расположена защитная решетка, которая очищается через специальный небольшой люк.

Строение судна

Корпус судна сделан из алюминиево-магниевого сплава. Верхние настройки теплохода, в основном, выполнены из стеклопластика. Машинное отделение и рулевая рубка располагаются спереди судна. Салон для пассажиров имеет автобусный тип с мягкими и удобными сиденьями, рассчитанными на трех человек возле каждого борта.

теплоход заря технические характеристики

Сидячих мест на теплоходе – 60. В таких судах есть еще и багажное отделение. На других, где не рассчитано пространство для перевоза груза, сидений больше. Помещаются 66 человек. Правилами разрешено перевозить и стоячих пассажиров. Тогда размещается на теплоходе 86 человек. Но стоя можно находиться на судне только тогда, когда продолжительность рейса не более двух часов.

Моторный отсек отделяется от пассажирского грузовым отделением и туалетом.

Эксплуатация судов типа «Заря»

Впервые данный теплоход прошел ходовые испытания на реке Мста в 1964 году. Показал себя отлично. С тех пор прошло много времени, речные трамвайчики пришлись по душе и пассажирам, и различным пароходствам необъятной страны.

Существовали отдаленные населенные пункты, не имеющие дорог. Единственным транспортом для людей, живущих в глубинке, были реки. До разработки таких теплоходов добраться до таких населенных пунктов было невозможно, так как реки имели каменистое дно и были мелководные. С появлением таких глиссерных трамвайчиков люди получили возможность выезжать в крупные поселки и города за покупками и на работу.

Такие суда присутствовали почти на всех реках и пароходствах России (кроме Кубанского).

Недостатки судов

Теплоходы типа «Заря» периодически ремонтировали, усовершенствовали конструкции. Насчитывалось около 200 теплоходов, работающих на реках Сибири, Урала, Дальнего Востока и Северо-Запада России. Суда перевозили туристов и грибников, приезжающих полюбоваться красотой природы тех мест. Но из-за глиссирующей конструкции суда сильно трясло, особенно при малейшем волнении на реке. Шум в салоне был такой, что люди вынуждены были повышать голос, чтобы друг друга слышать.

Разработчики боролись с недостатками, но сизый дым с двигателя и чадные газы портили экологию тех мест, часто за борт попадали выбросы нефтепродуктов. При отлогих остановках нарушалась структура береговой линии, размывались берега. На судах с одним двигателем часты были аварии, связанные с отказом мотора.

Ограничения

В европейской части страны запрещена эксплуатация «Зари». Сейчас суда можно встретить только на сибирских реках. По расписанию теплоход «Заря» осуществляет поездки с 15 мая по 11 октября, перевозя пассажиров два раза в день.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 5
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
первые "Зори" шли с обычным дизелем 900 л.с. без турбонаддува ! изучи тему , автор! а вот потом были 300-е , у которых был турбонаддув и мощность уже 1200 л.с. !!! не вешай лапшу на уши людям !
Копировать ссылку
1
Запретили эти суда в основном по причине большой создаваемой волны, которая сильно размывала берега маленьких речек и губила малька. Внутри салона было шумно, но шум не напрягал, разговаривать можно было спокойно, а если набивался полный теплоход битком, то в салоне было не громче, чем в современном легковом автомобиле.
Копировать ссылку
1
много ездил в детстве на таких, сад был на берегу Волги. Для ребенка это супер судно, причивание-отчаливание Зари очень интересно, каждое как маленькое приключение, поскольку из-за отсутствия пристани каждая высадка особенная, Заря может сильнее чем нужно выскочить на берег и стронуться с берега назад в реку не с первой попытки. Очень зрелишно встречать Зарю во время причаливания, когда она сбрасывает скорость на собственной волне заходит на берег.
Копировать ссылку
спасибо за положительную оценку ! я 7 навигаций мотористом отработал на 181 заре!
Копировать ссылку
2
Замечательное судно. В детстве часто с бабушкой ездили в деревню к прабабушке именно на таком трамвайчике. Причалить может в любом не оборудованном месте. Пусть шумноватый, но это не мешало мне спать, если рейс был ранним утром. Вместо 1,5часов в душном, переполненном автобусе, два часа в удобном кресле трамвайчика, с открытыми, проветриваемыми речным, свежим утренним ветерком окнами, просто верх блаженства. И билеты тогда не на много дороже были. Тоска по замечательным временам.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.