Тесситура - это термин, который нужно знать любому музыканту

Часто при чтении различной музыкальной литературы можно столкнуться с термином "тесситура". Это понятие будет рассмотрено в настоящей статье. Данный материал может быть полезен ученикам музыкальных школ, студентам высших учебных заведений соответствующего профиля, а также широкому кругу любителей искусства.

Определение тесситуры

На фото, представленном ниже, показаны диапазоны певческих голосов популярных артистов. Иначе говоря, на изображении можно увидеть тот диапазон звуков, который может воспроизводить тот или иной вокалист.

Он обычно обозначается двумя нотами: самой верхней и нижней. Диапазон может быть определен не только для голоса или для какого-либо инструмента, но также и для любого музыкального сочинения. Как уже было сказано, для его обозначения используются всего две ноты.

разные гитары

Соответственно, чтобы определить диапазон, не требуется значительных усилий. Гораздо сложнее выявить тесситуру. В музыке это слово обозначает только тот диапазон, который наиболее активно используется в конкретной композиции. Так, например, если в партии инструмента встречается дважды нота соль третьей октавы, в то время как вся остальная мелодия располагается гораздо ниже и не выходит за пределы до, то вышеупомянутая соль не входит в тесситуру данного произведения.

Предназначение конкретному инструменту

Из первой главы статьи понятно, что тесситура - это наиболее активно используемый диапазон конкретного музыкального произведения. Для чего ее обозначают? Обычно это делается с целью определить, какому инструменту или певческому голосу отдать ту или иную хоровую или оркестровую партию.

симфонический оркестр

Известно, что у каждого вокального тембра и инструмента есть свой диапазон, в котором он может исполнять произведения. Кроме этого определяется также и его тесситура. Делается это с конкретной целью. Обычно говорят, что та или иная партия написана в теноровой, или в сопрановой, или альтовой тесситуре. Подобным образом можно указать и инструмент, на котором лучше всего исполнить это произведение или его отдельную часть.

Ради удобства

Как известно, любой инструмент или человеческий голос легче всего воспроизводят среднюю часть своего диапазона. Эти ноты музыканты, как правило, берут без особых усилий. Игра в данных пределах является наиболее выразительной с точки зрения динамических оттенков. Человеческие голосовые связки и звучащие мембраны большинства музыкальных инструментов устроены так, что высокие звуки очень сложно исполнить тихо, а низкие - наоборот громко.

Артисты хора

Средний регистр здесь также является самой удобной территорией для творчества. Таким образом, самая оптимальная тесситура для музыкального инструмента - это та, которая совпадает со средней частью его диапазона. Большинство хоровых и оркестровых партий строится по принципу максимального удобства для исполнителей.

Исключительные случаи

По-другому дело обстоит с солирующими партиями. Предполагается, что при исполнении их музыкант показывает свое виртуозное владение инструментом. Соответственно, слушатели должны увидеть, что его не пугает игра в высоком и низком регистрах. Таким образом, можно сказать, что тесситура - это средство разграничения функций между отдельными партиями. Солирующие музыканты могут исполнять фрагменты, не всегда удобные для игры, а аккомпанирующие партии, как правило, более удобны.

Средство музыкальной выразительности

Но тесситура служит не только для обозначенных выше целей. Иногда бывают случаи, когда композитор намеренно пишет партию в неудобной для данного инструмента тесситуре. Как правильно, это делается не от отсутствия определенных навыков и неопытности, а с конкретной художественной целью. Например, в опере "Нос" Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал солирующую партию для фагота в высокой для этого инструмента тесситуре. Это было связано с тем, что он хотел придать этому музыкальному фрагменту большую комичность. При исполнении данного номера фаготы издают резкие, кричащие звуки, как бы смеющиеся над главным героем, приклеившим себе нос.

Опера "Нос"

Один из друзей композитора рассказывал о том, что Шостакович признавался ему, что сам он нередко смеялся, представляя как музыканты, исполняя эту партию, будут краснеть от напряжения.

В данной статье были приведены краткие сведения о том, что такое тесситура. Эту характеристику музыкальных произведений композиторы могут использовать для того, чтобы сделать исполнение более комфортным, а также для достижения некоторых художественных целей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 5
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
,..,,....
Копировать ссылку
-1
нехатите помогать ну и не надо
Копировать ссылку
-1
можете построить музыкальные инструменты по тесситуре сверху вниз
Копировать ссылку
0
можете помочь?
Копировать ссылку
0
согласен слишком мало
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.