Гуманистическая педагогика - это... Основы, принципы, развитие и представители науки

Гуманистическая педагогика - это направление, которое предполагает преодоление разрыва и установление гармонии между научным знанием, мировоззрением, практикой.

Многие гуманисты были убеждены в том, что при передаче знаний от одного поколения к другому позволяет развивать патриотическую личность.

Проанализируем развитие гуманистической педагогики, отметим специфику данного направления.

гуманистический подход в педагогике это

Специфика воспитания

Нет необходимости проводить специальные эксперименты для того, чтобы понимать, что сидение за монитором компьютера приводит к превращению в интеллектуально ограниченного человека.

Современная гуманистическая педагогика особое значение уделяет этическому, ценностному воспитанию. П. Куртц считал, что цель этического воспитания является двоякой:

  • формирование в подрастающем поколении личностного начала, которое позволяет им мыслить самостоятельно, применять моральные правила не только в отношении к себе, но и к другим людям;
  • воспитание возможности этического развития, а также формирование навыков ведения критического исследования.
современная гуманистическая педагогика

Ценностная основа

Основные принципы гуманистической педагогики – это применение гражданско-правовых, нравственных, экологических, правовых норм при воспитании подрастающего поколения. Центр тяжести переносится на инструментальную и методологическую составляющую воспитательного процесса, на приемы совместной деятельности ребенка и педагога. Концепция гуманистической педагогики заключается в выработке навыков самоорганизации, самопознания.

Принципы

Основы гуманистической педагогики основываются на трех принципах:

  • научности, объективности, непредвзятости;
  • самодетерминации и саморегуляции;
  • объяснения.

Достижение научности, непредвзятости, объективности является сложной процедурой очистки педагогического процесса от внушения, навязывания школьникам системы атеистических, религиозных взглядов, политических убеждений. Данный процесс не всегда возможен, поскольку педагог имеет собственную точку зрения, обладает определенными эмоциями.

Сама атмосфера воспитательного процесса в какой-то мере пропитана идеологическими подходами, поэтому требуется немало усилий для того, чтобы педагог в полном объеме соблюдал свободу убеждений и совести.

развитие основ гуманистической педагогики

Специфика процесса

Самодетерминация и саморегуляция предполагают перевод воспитания во внутренний мир ребенка. Гуманистическая педагогика в образовании предполагает овладение учениками алгоритмов интеллектуальной, психологической, интеллектуальной, ценностной мотивации, самооценки. Все эти действия связаны с личностным творчеством, самостоятельным развитием своего интеллекта и сознания.

Важность заключается не в содержании определенных учебных дисциплин, а передаче умений, навыков, методов работы над собой, то есть важна общая эффективность жизнедеятельности.

гуманистическая педагогика в образовании

Основная задача

Она заключается в пробуждении у воспитанника тяги к самостоятельности и самопознанию.

Гуманистический подход в педагогике - это процесс воспитания гуманного, позитивно настроенного к миру человека, который способен делать свободный, осмысленный, ответственный выбор во всех областях социальной и культурной жизни.

Самым ответственным компонентом педагогического процесса является предлагающее объяснение. Суть его заключается в пояснении учащимся правомерности, оснований, психологической и моральной корректности процедур и методов обучения и воспитания.

Гуманистический подход в педагогике - это пояснение педагогом любого вопроса, заданного ребенком, без ущемлений и оскорблений его личности.

концепция гуманистической педагогики

Этика гуманизма

Данный подход связан с полным отказом от любых политических, конфессиональных, идеологических нагрузок. Все представители гуманистической педагогики отмечали важность саморазвития личности. Подобный подход не означает признания гуманистической педагогикой произвола и анархии. Учитывая, что ребенок живет в обществе, он обязан выполнять общепринятые этические и гражданские требования.

Гуманистическая педагогика - это направление, в котором предполагается свободное, осмысленное, добровольное соблюдение моральных и юридических норм, что позволяет ребенку стать достойным гражданином страны.

Классическая педагогика не учитывала индивидуальности детей, не позволяла им в полной мере проявлять свои творческие способности.

Гуманистическая педагогика - это направление, позволяющее преодолевать отчуждение школьника от самого себя, своих потребностей и способностей. В рамках такого подхода этические принципы каждым воспитанником проверяются в конкретных ситуациях, позволяют формировать уникальный жизненный опыт.

При обсуждении ценностных проблем учитель должен использовать личный опыт детей, обогащать их внутренний мир.

В настоящее время гуманистическая педагогика - это конструктивная этическая альтернатива, которая способна обеспечивать устойчивость личности в сложных социальных, психологических, правовых проблемах. По своему духу она противостоит догматизму и иррационализму.

специфика гуманистической концепции в педагогике

Отличительные черты

Она побуждает личность к самостоятельному осмыслению ценностей. Гуманизм, не связанный с политическими и религиозными доктринами, позволяет формировать в подрастающем поколении демократическое мышление.

Гуманисты считают, что образование должно быть открытым и независимым. Ребенок получает возможность изучать все достижения культуры, знакомиться с альтернативными этническими, философскими, эстетическими системами, учится анализировать социальные теории, историю всех стран мира. Из предлагаемой системы идей ребенок должен самостоятельно выбрать ту, что в полной мере соответствует его наклонностям и основным потребностям.

Важные аспекты рассматриваемого вопроса

Гуманистическая педагогика - это объективная подача определенного материала воспитанникам, не сопровождаемая навязыванием им позиции учителя. Дети должны своими глазами увидеть красоту жизни, наполнить ее смыслом и вдохновением.

Предназначение педагога состоит в помощи осмысления определенных этических принципов. Он не должен принудительным образом внедрять их в сознание своих воспитанников.

основные принципы педагогики

Личностные качества педагога-гуманиста

Учитель обязан быть в максимальной степени корректным, демонстрировать нейтральность в отношении политических, религиозным ценностей. Корректность педагога-гуманиста состоит в уважении достоинства детей, поощрении их творческих инициатив.

Подобная педагогика открывает максимальные возможности для свободы и развития, она не предполагает закрепощения школьников жесткими нормами. Ее основной задачей считается оказание помощи личности, приобщение подрастающего гражданина к истинным человеческим ценностям, его своевременная помощь и поддержка.

Значимость и актуальность

Гуманистическая педагогика учит ребенка творчеству, свободе, ответственности, самостоятельности. Ребенку не приходится отказываться от конкретной цели, образа мыслей, идеи, идеалов. Подобная воспитательная методика способствует формированию раскованного, ответственного, свободного человека, это позитивно отражается на эмоциональном и интеллектуальном климате в коллективе.

В процесс воспитания происходит внутренне усвоение, обработка гуманистических ценностей и норм поведения, что способствует адаптации подрастающего поколения в социальном обществе.

Основное предназначение

Одной из своих основных задач гуманистическая педагогика считает преодоление мелких проблем, концентрацию внимания ребенка на серьезных и актуальных вопросах. Те несущественные проблемы, которые появляются из-за недостаточности понимания какого-то явления, утраты этических норм, могут быть упущены при традиционной методике образования. Гуманистическое воспитание ориентируется не только на простую передачу информации, но и на ее детальную проработку на эмоциональном уровне.

В процессе проведения различных занятий, отработки универсальных навыков в рамках лабораторных практикумов, школьники осознают значимость личности, Педагог в рамках подобной концепции выступает в качестве наставника – тьютора. Он помогает воспитаннику выстраивать собственную образовательную и развивающую траекторию.

Для того чтобы выявлять творческие и интеллектуальные способности и возможности, педагоги совместно с психологами организуют диагностическую работу, направленную на выявление одаренности.

Воспитание патриотизма

Предназначением гуманистической педагогики является преодоление безразличия, нигилизма, инфантильности в подрастающем поколении россиян. Для решения этих сложных задач в начальной школе, а также в средних классах вводятся специальные краеведческие курсы.

Подобные новшества стали возможны после введения в российскую образовательную систему федеральных стандартов второго поколения.

В рамках курса ребята не просто знакомятся с историческими корнями своего региона, получают информацию о выдающихся людях, но и получают возможность для демонстрации своих творческих способностей. Например, им предлагается творческий проект «История моей семьи в истории страны».

Школьники собирают информацию о своих предках, знакомят с материалом одноклассников, педагогов. Исследование, при проведении которого они могут привлекать и своих родителей, способствует формированию коммуникативных навыков, развитию патриотизма и гражданственности.

ФГОС нового поколения предполагают проведение систематической проектной и исследовательской деятельности в качестве обязательного элемента всех предметных областей. Это позволяет педагогам создавать оптимальные условия для раскрытия их воспитанниками интеллектуального и творческого потенциала. Гуманистическая педагогика стала основной для разработки не только учебных планов, но и создания воспитательных дополнительных программ.

Если раньше при объяснении учебного материала педагоги использовали монолог, то в настоящее время устанавливается полноценный контакт между педагогом и классом, что положительно отражается на эмоциональном состоянии детей. Они становятся более раскованными, уверенными в себе, в своих силах людьми, гордящимися своей страной, своим народом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.