Виды перспективы в изобразительном искусстве. Способы получения изображения перспективы

Перспективой называют метод изображения объектов на некоторой плоскости с учетом визуальных сокращений их величин, а также изменениями границ, формы и прочих соотношений, которые видятся на натуре. Таким образом, это искажение пропорций тел при их визуальном восприятии. Однако существует множество видов перспективы в изобразительном искусстве, разработанных в соответствии с разными точками зрения на мир и пространство.

История

Эта техника возникла во времена Ренессанса, когда реалистическое направление достигло своего пика. В период расцвета искусства люди столкнулись с новыми проблемами в живописи и архитектуре, которые потребовали новых решений. Перспектива помогла разрешить задачи, стоявшие перед творцами того времени. Поначалу люди применяли устройство со стеклом для более четкого понимания перспективы - на нем было проще обвести корректное изображение объектов, чтобы изобразить их на плоскости в соответствии с законами перспективы. Позднее появлялись и другие приспособления для облегчения этой задачи - различные камеры обскура и разнообразные линзы для этих целей.

Привычная человеку линейная перспектива появилась позднее. Что интересно, ученые отмечают, что изначально человеку стала более ясна обратная перспектива. Обратите внимание на мастер-классы по живописи. Что они собой представляют? Здесь, как правило, освещают линейную и обратную перспективу, лишь вскользь затрагивая остальные виды.

Виды

С течением истории люди открывали новые типы изображения в перспективе. Одни позднее признавались ложными, другие - только укрепились в своих понятиях, а третьи и вовсе слились в некий новый подвид. В изобразительном искусстве виды перспективы делятся на несколько групп. Это зависит от их назначения. На настоящий момент выведены:

  • прямая линейная перспектива;
  • обратная линейная;
  • панорамная;
  • сферическая;
  • тональная;
  • воздушная;
  • перцептивная.

Каждый из видов перспективы в изобразительном искусстве значительно отличается друг от друга как визуально, так и по смысловому наполнению и назначению, так что заслуживает быть рассмотренным подробнее.

Прямая перспектива

Прямая линейная перспектива в рисунке

Данный тип рассчитан на точку зрения с единой точкой схода на горизонте: то есть, все объекты уменьшаются с отдалением от них наблюдателя. Впервые мнение о линейной перспективе высказал Амброджо Лоренцетти еще в XIV веке. Об этой теории стали упоминать только в эру Возрождения. Альберти, Брунеллески и другие исследователи опирались на элементарные законы оптики, которые легко было подтвердить на практике.

Прямая перспектива долго считалась единственно истинным изображением окружающего мира на плоской поверхности. При том, что линейная перспектива по сути является изображением на плоскости, она может быть ориентирована как вертикально, так и горизонтально, или под углом в соответствии с назначением изображения. К примеру, вертикальная поверхность, как правило, использовалась при станковой живописи или создании настенных панно. Поверхность, расположенная под углом, обычно применялась при занятиях живописью: например, при росписях внутренних помещений. В станковой живописи на наклонной поверхности художники строили перспективные изображения больших построек. Перспектива в горизонтальной плоскости использовалась в основном при росписи потолков.

В современности преобладает обращение к прямой линейной перспективе, в основном из-за особой реалистичности получающихся картин. А также из-за применения этой проекции в компьютерных играх. По сей день на мастер-классах по живописи именно о прямой перспективе рассказывают первым делом.

Для получения похожей на реальную линейную перспективу проекции на снимках, фотографы прибегают к специальным фотобъективам с особым фокусным расстоянием, примерно равняющимся диагонали желаемого кадра. Для еще большего эффекта они могут использовать широкоугольные объективы, которые визуально делают изображение выпуклым – так перспектива обостряется еще сильнее. Для эффекта смягчения применяют, наоборот, длиннофокусные объективы, способные уравнять разницу величин ближайших и отдаленных объектов.

Обратная перспектива

Принцип обратной линейной перспективы

Этот вид применялся в живописи: в данной технике образы выглядят увеличивающимися с отдалением от точки зрения наблюдателя. Картина в данном случае будет иметь несколько линий горизонта и точек зрения. Таким образом, при создании обратной линейной перспективы на плоскости центр схода линий расположен не на линии горизонта, а в самом наблюдателе.

Данный вид возник в период становления средневекового искусства, когда были особенно популярны такие виды изобразительной деятельности как иконы и фрески. Такое изображение подчеркивало религиозную тему, которая была особенно популярна в изобразительном искусстве в то время. Обратная перспектива подчеркивала полную ничтожность зрителя перед божественным изображением, возвышая последнего не только визуально с помощью перспективы, но и с применением других изобразительных эффектов. Такой метод создает особый трепет в душе зрителя, что было особенно важно во времена Средневековья, когда роли религии отдавалось очень большое значение, и искусство также не обходило его стороной.

Причем обратную перспективу в этот период замечали в разных областях – как в византийских странах, так и в Западной Европе. Данный феномен ученые объясняют тем, что художники еще неумело отображали окружающий мир, каким его видел зритель. Такой метод считали ложным способом, как и вообще перспективу. По заявлению исследователя П. А. Флоренского, обратная перспектива четко обоснована математически: по сути она равна прямой перспективе, при это создавая символическое пространство, обращенное к наблюдателю. Такая техника подразумевает связь наблюдателя с миром символических и порой религиозных образов. Она помогает воплощать сверхчувственное содержание в зримую форму, лишенную, однако, материальной конкретности. Л. Ф. Жегин считал, что обратная перспектива является перенесенной на какую-либо изобразительную поверхность суммы визуальных восприятий зрителя, который, тем самым, становится «точкой схода». По его заявлению, данная перспектива не может быть единственно верной пространственной системой в живописи. Б. В. Раушенбах также опротестовал мнение об обратной перспективе как о единственной верной. Тому были приведены доказательства. Он продемонстрировал, что зрение в некоторых условиях видит объекты не в прямой, а в обратной перспективе. По мнению Жегина, феномен явления находится в самом человеческом восприятии.

Панорамная перспектива

Панорамная перспектива в рисунке

Данное изображение основано на цилиндрической или сферической поверхности. Само понятие «панорама» имеет значение «вижу все», то есть по дословному переводу панорамная перспектива подразумевает изображение на плоскости всего, что наблюдатель может видеть вокруг себя. При создании рисунка точка зрения будет находиться на оси цилиндра. Горизонт в таком случае окажется на линии окружности на уровне взгляда зрителя. Таким образом, в идеале при просмотре панорам зритель должен стоять в центре круглой комнаты. Существуют и более плоскостные изображения, не требующие такого положения картины, но тем не менее, каждое панорамное изображение так или иначе подразумевает собой отображение на поверхности цилиндра.

Обычно такой метод изображения пространства в перспективном ракурсе применяется для рисунков и фотографии городов или пейзажей: такой способ максимально охватывает окружающее пространство, делая изображение более обостренным, интересным и эффектным.

Перспектива в сфере

Сферическая перспектива на рисунке

Сферическая перспектива – отдельная техника, которая выполняется с помощью фотообъектива «рыбий глаз». Такая линза искажает изображение, делая его визуально более выпуклым, вытянутым по кругу в сферу. Из-за схожести получающихся снимков с выпуклым и прозрачным рыбьим глазом, объектив и сам эффект получили такое название.

Сферическая перспектива отличается от панорамной тем, что если при панорамном изображении картинка находится как бы на внутренней поверхности сферы или цилиндра, то при сферической изображение идет по внешней поверхности сферы.

Подобные искажения по сути легко заметить на любых сферических зеркальных поверхностях. Взгляд наблюдателя остается в центре отражения шара. При создании изображений объектов все линии будут соединяться в главной точке или просто оставаться прямыми. Прямыми также будут главная вертикаль и горизонталь – остальные линии с отдалением от главной точки будут все сильнее искажаться, постепенно превращаясь в окружность.

Перспектива посредством тона

Тональная перспектива в рисунке

Тональная перспектива - понятие из области монументальной живописи. Это такая перемена в тоне, цвете и контрасте объекта, что его характеристики имеют свойство приглушаться при отдалении вглубь. Впервые законы этого вида перспективы объяснил Леонардо да Винчи. Человеческое зрение и восприятие устроено так, что ближайшие предметы выглядят для людей более четкими и темными, в то время как самые дальние - наиболее неясные и бледные. Именно на этом свойстве восприятия окружающего мира и основана методика тональной перспективы. Сложно не признать, что подобное отображение пространства действительно делает рисунок куда более реалистичным и правдоподобным, хотя он не соответствует настоящей реальности, как и при любом изображении объекта в перспективе на плоской поверхности.

Данный метод не является широко распространенным, однако имеет место быть в живописи, а иногда и в графике. Также эти законы перспективы применяются и в фотографии для придания снимкам большей реалистичности и художественности. С проработанным тоном фотография более походит на реальное изображение окружающего пространства.

Воздушная перспектива

Пример воздушной перспективы

Ей свойственна потеря ясности границ объектов с их отдалением от точки зрения. Дальний план понижает яркость - глубина от этого кажется намного темнее, нежели ближний план. Воздушная перспектива также считается тональной, поскольку она вызывает изменение тона объектов. Впервые закономерности этой техники были исследованы в трудах Леонардо да Винчи. Он полагал, что предметы вдалеке кажутся сомнительными, а значит, их и нужно изображать неясными и расплывчатыми, так как на расстоянии границы не так ощутимы. Изобретатель отмечал, что удаление предмета от зрителя связывается также с переменой цвета этого объекта. Именно поэтому предметы, находящиеся ближе всего к наблюдателю, должны быть написаны в своих собственных цветах, а объекты, находящиеся в отдалении, должны получать синий оттенок. А самые отдаленные объекты – к примеру, горы на горизонте – должны фактически сливаться с окружающим пространством ввиду большой массы воздуха, находящегося между предметом и зрителем.

Выходит, многое зависит от качества и чистоты воздуха, и это особенно заметно при тумане или в пустыне при ветреной погоде, когда в воздух взлетает мелкий песок. В целом ученые объясняли данный эффект не только посредством "затуманивания" предметов воздухом, но и основываясь на свойстве восприятия человеком окружающего пространства - как на физическом уровне, так и на психологическом.

Альтернативный взгляд на перспективу

Экспозиция на тему перспективы

Ученый Б. В. Раушенбах размышлял, как люди воспринимают глубину с учетом бинокулярности человеческого зрения, подвижности точки зрения и перманентности форм в человеческом сознании. В итоге он сделал вывод: ближайший план воспринимается людьми в обратной перспективе, в то время как неглубокий дальний – в сложной аксонометрической перспективе, а самый отдаленный – в прямой линейной. Этот тип, сочетающий в себе все эти виды в изобразительном искусстве, он назвал перцептивной перспективой, таким образом предполагая не единственный верный вариант, а их сочетание.

Способы получения перспективы

Помимо множества видов, существует еще и несколько способов получения изображения перспективы на плоскости. Геометрический и фотографический способы.

  1. Геометрический способ предполагает перспективное изображение, полученное путем проведения лучей к точкам изображаемого объекта из любой точки Евклидова пространства – из так называемого центра перспективы. Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в точках схода, а параллельных плоскостей – в так называемых линиях схода.
  2. Фотографический способ позволяет создавать изображения с большим углом обзора. Поскольку между «панорамной» и «широкоугольной» фотографией нет ясной границы, последняя из них, как правило, относится к типу объектива. Определение панорамы включает в себя понятие, что ширина снимка должна быть больше высоты кадра как минимум вдвое, но при этом современное понятие панорамы намного шире.

Итак, в данной статье были рассмотрено понятие, виды перспективы в изобразительном искусстве и способы ее получения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Замечательная статья. Писатель - молодец!
Копировать ссылку
😃 😃
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.