Нервно-психическое развитие: показатели оценки развития детей

Нервно психическое развитие показывает насколько зрелая нервная система у маленького человечка. Естественно, что необходимо контролировать этот вид развития не меньше, а порой и даже больше, чем физическое. И это можно сделать самостоятельно.

Причины отставания развития или задержки

Как развиваются малыши

Нервно психическое развитие зависит от большого количества факторов. В особенности: гипоксия плода, гестоз или токсикоз в период беременности, энцефалопатия перинатальная, стимуляция, вакуумная экстракция, родовая травма, инфекции в период беременности, стресс во время вынашивания, низкие показатели по шкале Апгар.

Как оценить развитие

Во время оценки нервно психического развития всегда учитывают несколько факторов:

  • есть ли рефлексы или формируются ли они (в первую очередь, это условные рефлексы, зрительные, пищевые или слуховые);
  • безусловные рефлексы;
  • улыбка у ребенка;
  • реакции эмоциональные;
  • попытки привлечь внимание взрослых людей;
  • оживление;
  • узнавание родителей или людей, которые за ребенком ухаживают;
  • появление в речи слов и слогов;
  • гуление;
  • играет ребенок или нет;
  • осуществление действий;
  • негативная реакция на игрушки или внешние раздражители;
  • восприятие речи окружающих;
  • понимание смысла слов "можно" и "нельзя".

Как диагностировать

Развитие детей

Диагностируют нервно психическое развитие детей в поликлиниках с помощью невролога или педиатра. Основывается диагностика на течении беременности, на возрасте маленького человечка, предболезненного состояния либо анамнеза.

Врачи не упускают ни один показатель, но нужно не проглядеть момент родителям. Когда ребенок не держит головку, не начал переворачиваться, не произносит никаких звуков, не интересуется игрушками и не провожает их глазами, не говорит, не сидит, не ходит, либо же говорит очень мало слов для своего возраста, во всех этих случаях нужно обращаться к врачам. И не нужно ждать чего-то, потому что промедление бывает чревато.

На что опираться

Чтобы понимать в правильном ли направлении происходит нервно психическое развитие детей, нужно опираться на таблицы развития. Более подробные составлены для деток до года (на каждый месяц свои требования), а для детей до трех лет нормы развития определены уже по годам. Разберем подробнее.

Развитие детей от месяца до полугода

Развитие детей до года

Нервно психическому развитию детей раннего возраста уделяют чуть больше времени, потому как первый год самый важный в жизни человека.

  1. Первый месяц жизни. Ребенок концентрирует свое внимание на короткий промежуток времени на блестящих и ярких предметах. Вздрагивает, когда слышит громкие и резкие звуки. Именно в первый месяц жизни большинство детей начинают улыбаться. Если ребенок лежит на животе, то пытается держать голову.
  2. Второй месяц жизни. Маленький человек, не отрываясь следит за игрушкой, которая находится перед его лицом. Начинает прислушиваться к громким звукам и улыбаться в ответ на речь взрослых. Ребенок может отвечать гулением, когда с ним разговаривают. Уже держит головку в период лежания на животе по несколько минут.
  3. Третий месяц жизни. Физическое и нервно психическое развитие прогрессирует. Теперь дети могут фиксировать взглядом какой-либо предмет и рассматривать его продолжительное время. Ребенок в три месяца уже умеет прислушиваться. Наблюдается оживление в ответ на речь, это может быть улыбка, гуление или активные движения рук и ног. Продолжает удерживать голову на несколько минут во время лежания на животе.
  4. Четвертый месяц жизни. Ребенок вертит головой во все стороны, узнает родителей или людей, ухаживающих за ним. Громко и заливисто смеется. В этом возрасте ребенок часто переворачивается со спины на живот и обратно. Активно гулит и берет в руки заинтересовавшие его игрушки.
  5. Пятый месяц жизни. Оценка нервно психического развития в этом возрасте осуществляется по узнаванию маленьким человеком близких ему людей, неприятию чужаков. С помощью взрослых ребенок может встать на ножки, но периодически будет их поджимать. Все больше желания хватать и разговаривать.
  6. Шестой месяц жизни. В этом возрасте дети переворачиваются с одного бока на другой, сами берут игрушки. Теперь ребенок разговаривает слогами, которые поддаются распознаванию. Он может есть с ложки и не давиться.

Развитие от полугода и до года

Что умеет ребенок
  1. Седьмой месяц жизни. Начинается активный двигательный период. Дети начинают или пытаются ползать. Перекладывают игрушки и интересующие их предметы с одного места на другое, а также активно играют. Малыш четко произносит слова и делает это с удовольствием. Ребенок с готовностью пьет с поильника или бутылочки, а также с удовольствием рассматривает предметы, которые ему показывают взрослые.
  2. Восьмой месяц жизни. Показателями нервно психического развития ребенка в этот период являются активные действия малыша. Восьмимесячные дети очень хорошо ползают, могут сами сесть, встать и перемещаться по комнате. Ребенок уже на какое-то время может заняться игрушками. Он произносит слова, слоги или пытается это сделать. Дети в этом возрасте активно учатся всему, поэтому можно научить их любому действию, например, махать "пока-пока".
  3. Девятый месяц жизни. Маленький человек уже может ходить с поддержкой. Сам способен придумывать, как поступит с тем или иным предметом. Лепет ребенка приобретает смысл, можно распознать слова или слоги. Он показывает, где, что находится, если его попросят, или реагирует, когда произносят его имя. Пьет из взрослой кружки и понимает, что от него хотят взрослые.
  4. Десятый месяц жизни. Ребенок может влезать на диван или кровать, открывать двери и коробки. Уже начинают копировать речь взрослых, даже интонацию и тембр. Ребенок понимает, что от него хотят старшие, пьет из кружки, произносит первые слова.
  5. Первый год жизни. Словарный запас ребенка насчитывает десяток слов. Большинство детей самостоятельно ходят. Маленький человек исполняет просьбы взрослых, сам пьет из кружки и берет ее в руки.

После года все еще много важных моментов в развитии, которые нужно контролировать.

Развитие ребенка до полутора лет

Ребенок может подниматься по ступенькам, приседает, наклоняется. В этом возрасте у детей появляется желание есть самому. В игре ухаживает за игрушками (кормит, умывает, расчесывает), может показать животных, которых знает или другие предметы. Выбирает среди множества вещей свою игрушку, выполняет простые просьбы взрослых. Копит пассивный запас слов, может выразить словесно свои эмоции или интерес.

Развитие ребенка от полутора до двух лет

Ребенок играет

До года и девяти месяцев дети могут частично снимать с себя одежду, понимают короткие рассказы или сказки. Если показать картинку и спросить, кто на ней изображен, они будут отвечать. В этом возрасте ребенок понимает, что в туалет нужно ходить на горшок. Когда играет, начинает строить что-то. Разговаривает уже предложениями из двух слов, постоянно добавляются новые понятия.

От года и десяти месяцев и до двух лет малыш совершает скачок в развитии и теперь умеет очень многое. Например, ребенок учится бегать, попадать по мячу ногами, прыгать на одном месте. Может надеть шапку, носки или ботинки. В игре прослеживаются логичные действия (куклу кормят, а потом умывают). Если ему показать предмет определенного цвета и попросить найти такой же, то он найдет. В этом возрасте дети учатся играть между собой. Может выразить свою мысль предложениями из двух или трех слов.

Развитие от двух до двух с половиной лет

Умения ребенка

Оценка нервно психического развития детей в этот период происходит по следующим критериям:

  1. Ребенок умеет сам одеться, но не застегнет и не зашнурует вещи.
  2. Имеется последовательность в играх. Например, игрушку сначала кормят, потом купают, а потом только укладывают спать.
  3. Может выполнить сложную просьбу, такую как "открой шкаф, принеси книжку". За весь день может не замараться.
  4. В предложениях увеличивается количество слов до пяти. Ребенок уже использует более полусотни слов. Начинает спрашивать: что это такое? почему? когда? Знает, как его зовут и свою фамилию. Может ответить на некоторые вопросы.

Развитие до трех лет

Психологическое развитие

Степень психологического развития определяют по следующим признакам:

  1. Ребенок может сам одеться и застегнуться, а также завязать шнурки.
  2. В играх проявляет фантазию, у него шкаф — это дом, а стул — машина. Начинает играть в ролевые игры (во время игры делит персонажей на мам, пап и так далее). Называет основные цвета, рисует карандашом и лепит несложные фигуры из пластилина.
  3. Знает, как зовут родителей. О себе говорит с использованием местоимения "я", задает большое количество вопросов. Предложения становятся сложные. С помощью речи ребенок что-то объясняет или высказывает свои мысли.

Таковы критерии нервно психического развития детей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.