Туманность Тарантул: характеристики, структура, особенности

В близкой карликовой галактике, спутнике нашего Млечного Пути, расположен один из наиболее зрелищных объектов неба – туманность Тарантул. В различных каталогах она фигурирует как NGC 2070 либо ESO 57-EN6. Также за ней числится еще одно, старое наименование – 30 Золотой Рыбы. Попробуем разобраться, что она собой представляет и чем так привлекательна и для профессиональных астрономов, и для любителей.

Как далека NGC 2070 и насколько она велика

Туманность располагается в Большом Магеллановом Облаке. Ее отделяет от нас приблизительно 170 тысяч световых лет (около 52 парсек). На территории России она не наблюдается. Ее можно видеть, находясь в Южном полушарии и в низких широтах Северного полушария, поскольку созвездие Золотая Рыба, к которому «приписана» туманность, расположено довольно близко к южному полюсу небесной сферы.

Тарантул на карте неба

Видимые размеры ее составляют 30 на 20 угловых минут. Это значит, что туманность на самом деле огромна: если бы мы мысленно поместили ее на то же расстояние, что отделяет от нас ближайшую область звездообразования – Большое молекулярное Облако Ориона, – мы увидели бы объект, в 60 раз превышающий видимый диаметр Луны. Большой диаметр NGC 2070 – около тысячи световых лет.

Что представляет собой Тарантул

Астрономы прошлого, не располагавшие такими мощными наблюдательными средствами, какие есть в распоряжении современных ученых, посчитали туманность NGC 2070 за яркую звезду, в связи с чем и присвоили ей совершенно «звездное» имя – 30 Золотой Рыбы.

Однако позже выяснилось, что так называемая «звезда» – на самом деле гигантская эмиссионная туманность, ионизированное водородное облако, интенсивно излучающее в ультрафиолете и оптическом диапазоне. Такие облака характеризуются активными процессами рождения очень горячих звезд.

Звездное скопление в туманности Тарантул

Силуэт, образуемый туманностью, очевидно, напомнил наблюдателям очертания паука, и объект получил неофициальное, но очень употребительное название «Тарантул».

Структура туманности Тарантул

Составить представление о строении ESO 57-EN6 астрономы смогли, когда развитие средств наблюдательной техники позволило получать снимки высокого разрешения в разных длинах волн. Выяснилось, что наиболее масштабные структурные элементы туманности – это пузыри горячего, излучающего в рентгеновском диапазоне газа. До столь высоких температур этот межзвездный газ был нагрет ударными волнами от взрывов сверхновых, а также жестким излучением молодых звезд-гигантов и сверхгигантов. Совмещенное фото, в котором на рентгеновский снимок (синий цвет) наложено инфракрасное изображение (оранжевый), представленное ниже, наглядно демонстрирует эти огромные пузыри.

Рентгеновский и инфракрасный снимок Тарантула

В центральной части туманности концентрируются именно такие яркие звезды больших масс и светимостей. Там находится скопление R136, возраст звезд в котором оценивают примерно в 2 миллиона лет – подобные звезды в астрофизике считаются юными. NGC 2070 содержит еще несколько групп молодых светил не старше 30 млн лет. Что касается периферийных областей, то там присутствуют шаровые звездные скопления, также небольшого возраста.

Скопление R136

В скопление входят свыше 100 тысяч звезд, а малая протяженность говорит о том, что яркие светила очень плотно в нем упакованы. Нередко происходят столкновения, точнее, слияния, в результате которых, как предполагается, могут образовываться сверхмассивные звезды. Таких чудовищ в кластере R136 слишком много, и трудно объяснить их число как-то иначе.

Само скопление имеет неравномерную структуру: в его составе наличествует сверхкомпактный компонент с аномально большим количеством очень ярких и, следовательно, массивных звезд. Они более чем в 35 раз, а некоторые и более чем в 100 раз превосходят по этому параметру Солнце. Поверхность их раскалена более чем до 40 тысяч кельвин.

Скопление R136

Предполагается, что R136 превратится, в конце концов, в шаровое скопление, подобное тем, что уже есть в туманности Тарантул.

Ярчайшая звезда

Интереснейший и во многом до сих пор загадочный феномен – звезда R1361a. Она как раз и является рекордсменом среди сверхгигантов необычного скопления. Этот монстр массивнее Солнца в 265 раз, а при рождении, по некоторым оценкам, мог обладать массой, и в 320 раз превышающей солнечную. Дело в том, что столь тяжелые и горячие объекты интенсивно теряют вещество – его просто «выносит» лучевым давлением. Светимость звезды, то есть ее мощность, таким образом, приблизительно в 9 миллионов раз больше светимости нашего родного Солнышка. На сегодняшний день R1361a считается звездой с самой высокой светимостью из всех известных.

Проблема в том, что существование подобных объектов пока не может быть объяснено в рамках современной модели эволюции звезд, отлично работающей вдали от этой экстремальной границы. Но если наблюдательный факт не сходится с моделью, то «виновен» не факт, а модель. Что ж, тем интереснее – ведь модель нуждается в доработке, в ходе которой возможны новые открытия.

Самая яркая звезда R136a1

Сокровищница в Большом Магеллановом Облаке

NGC 2070 – весьма ценный источник информации для астрофизиков. Настолько экстремальных объектов, расположенных достаточно близко, чтобы можно было наблюдать их в хорошем разрешении, в распоряжении ученых – считаные единицы.

Один из столпов астрофизики – теория звездной эволюции, которая, как мы видели, нуждается в уточнении. Возможно, именно изучение эмиссионной туманности Тарантул позволит это сделать. Кроме того, большинство ее звезд – чрезвычайно массивные, характеризующиеся короткой жизнью с бурным финалом. Думается, ученые вправе ожидать вспышки сверхновой в NGC 2070, что существенно пополнило бы наши знания о Вселенной. Наблюдательные данные по остаткам сверхновых свидетельствуют о том, что сверхновые здесь должны быть частым явлением.

Сейчас составляется подробная карта туманности Тарантул, которая призвана помочь лучше понять ее строение. Ну а мы будем любоваться замечательными снимками этой красивой космической структуры и ожидать новостей о ней.