Мишеневидные эритроциты: особенности, причины формирования

Эритроциты – весьма небольшие эластичные дископодобные красные клетки крови с диаметром 7-10 мкм. Они обогащают кислородом легкие и разносят его по всему организму. Маленькие габариты и гибкость способствуют их перемещению по капиллярам, а форма увеличивает площадь плоскости, упрощая газообмен. При заболеваниях, связанных с функциями крови, цвет, размер, форма красных телец может модифицироваться. Мишеневидные эритроциты, или кодоциты – клетки с блеклой тонкой внешней частью и утолщением в центре, в котором скапливается гемоглобин.

Особенности цитологии кодоцитов

В систематизации стандартных красные кровяных телец количество железосодержащего белка от объема клетки должно быть 30 %. Дефицит вещества порождает снижение величины эритроцита, развитие его плоской конфигурации. Модификация формы красных телец делает их жесткими, сплюснутыми и тонкими.

схематическая капля крови

Мишеневидные эритроциты имеют большие размеры и сильно уплотнены, что препятствует их свободному прохождению через тонкие сосуды. В клеточной мембране появляются касательные напряжения в виде капель. Они разрушают стенки клетки. Кодоциты приобретают конфигурацию звезды, а здоровье человека ухудшается.

Что способствует изменению формы кровяных телец

Кодоциты в мазке крови, циркулирующей по сосудам за пределами костного мозга, возникают, если объемы мембраны кровяных телец превышают содержащееся в ней количество гемоглобина. Мишеневидные эритроциты определяются при заболевании печени. Также изменения формы клеток крови могут возникать вследствие других патологий.

• Алкоголизм. Действие токсинов снижает уровень гемоглобина. Оставшейся железосодержащий белок концентрируется в одном месте эритроцита, скопление вещества по виду напоминает мишень, отсюда и название.
  • Ожирение.
  • Патогенез избытка моноурата натрия.
  • Талассемия.
  • Пойкилоцитоз.
  • Гемоглобинопатия.
  • Железодефицитная и В12-дефицитная анемия.

Талассемия

Наследственные модификации, или нарушения строения белка гемоглобина, характеризующиеся подавлением синтеза полимерных цепей, образующих структуру железосодержащего белка, в медицине именуют талассемией, или анемией Кули. Для данной патологии свойственны гипохромия, наличие мишеневидных эритроцитов, анизоцитоз.

кровь донора

Симптомы заболевания начинают проявляться в течение двух первых лет жизни ребенка. Маленьким пациентам присуще наличие переносицы в виде седла, нарушение прикуса, увеличение верхней челюсти. Люди с талассемией восприимчивы к кишечным инфекциям, ОРВИ, возможно формирование воспалений легочной ткани.

Диагностируют заболевание по цветовому показателю, наличию мишеневидных эритроцитов, повышению непрямого билирубина, снижению уровня железа в крови. Профилактика анемии Кули заключается в предупреждении рождения потомства от носителей генома данной болезни.

Пойкилоцитоз

Образование и наличие в крови ненормально модифицированных красных кровяных телец, которые из-за разных заболеваний приобрели отличную от круглой форму, называют пойкилоцитозом. К тому же клетки, помимо «облика», одновременно теряют определенные характеристики и навыки.

мишеневидные эритроциты

Пойкилоцитоз обнаруживают при исследовании мазка крови. Анализ показывает число разных по форме эритроцитов. В случае подтверждения наличия патологии ей дают одну из четырех степеней. Так, например, при диагнозе "пойкилоцитоз умеренный" мишеневидных эритроцитов в крови около 50 %. При острой степени – 100 % красных телец имеют отклонения от нормы.

Заболевания, при которых обнаруживаются кодоциты

Мишеневидные эритроциты определяются при гемоглобинопатиях, отравлениях свинцом, железодефицитной и В12-дефицитной анемии.

Гемоглобинопатия – генетическое или конгенитальное видоизменение, или нарушение строения белка гемоглобина. Нарушение структуры аминокислотных цепей аномальных железосодержащих белков происходит из-за изменения генома. Гемоглобинопатии бывают:

• Качественные. Им свойственно замещение органических соединений с содержанием карбоксильных и аминных групп. Если глутамин 6 заменяется на валин, то формируется гемоглобин S.
  • Количественные. Они сопряжены со скоростью синтеза спиральных и слоисто-складчатых амидных цепей.

Железодефицитная анемия – заболевание, при котором показатель железосодержащего белка в крови значительно ниже нормы. Для данного вида малокровия характерно изменение формы, уменьшение размеров эритроцитов, уменьшение количества сывороточного железа, увеличение меди в крови.

забор крови

В12-дефицитная анемия – тяжелая форма малокровия, образующаяся вследствие нарушения всасывания цианокобаламина (витамин В12). При этой болезни в периферической крови, движущейся в русле эластичных трубчатых образований, увеличивается цветной показатель, обнаруживается снижение ретикулоцитов и пойкилоцитоз.

В зависимости от того, при какой анемии мишеневидные эритроциты были обнаружены, назначают и соответствующее лечение.