Монастырь в Боголюбово (Владимирская область)

Монастырь в Боголюбово является одним из древнейших православных культовых сооружений на территории современной России. Он находится в Суздальском районе Владимирской области, с XIX века именуется в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери. Официально относится к Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви. Примечательно, что монастырь располагается на территории замка-дворца Андрея Боголюбского - это единственное известное нам гражданское здание, относящееся к периоду домонгольской Руси. До нашего времени оно сохранилось лишь частично.

Замок

Боголюбский женский монастырь

Монастырь в Боголюбово располагается в замке, который изначально был основан Владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским. Это был второй сын князя Юрия Долгорукого. Андрей основал свою загородную резиденцию примерно в 1158 году, тут же тогда появился и храм, построенный в честь Рождества Богородицы. По преданию, место было выбрано не случайно, якобы это была воля Богоматери, которую она проявила то ли через Владимирскую икону, то ли явившись самому князю Андрею.

В этой княжеской резиденции было несколько построек, в том числе двухэтажный дворец из камня и киворий (навес над алтарем). Сам замок окружали каменные стены. Исследователи отмечают, что нам неизвестен другой подобный по значимости комплекс белокаменных зданий, построенный в домонгольской Руси. Интересно, что вплоть до 1950-х годов замок считали утраченным, пока советский археолог Николай Воронин, считавшийся крупным специалистом по древнерусской архитектуре, не обнаружил переходы на хоры и лестничную башню, соединявшие замок с собором Рождества Богородицы. В XVIII столетии над лестничной башней надстроили шатровую колокольню.

По утверждениям историков, белокаменный храм Рождества Богородицы был основательно разрушен в 1722 году, в 50-е годы XVIII века его заново восстанавливали.

История

Фото Боголюбского монастыря

Монастырь в Боголюбово начинает свою историю вскоре после того, как князь Андрей был убит в собственном замке. Предполагаемое место расправы над ним находится под лестницей лестничной башни, считается, что оно сохранилось до наших дней. По всей видимости, с целью искупления этого преступления и был основан женский монастырь в Боголюбово, фото которого есть в этой статье.

Еще Воронин высказывал предположения, что сам монастырь на территории замкового комплекса основал один из преемников Андрея приблизительно в XIII веке. Стоит признать, что ранние сведения, относящиеся к истории обители, скудны, при этом они датируются более поздним временем, так что это только версия. Женский монастырь в Боголюбово официально не числится в академических списках монастырей Древней Руси.

Сохранилась грамота от 1687 года, по которой цари Иоанн и Петр Алексеевичи, когда они еще правили вдвоем, придали монастырю статус патриаршего дома. В 1753 году этот монастырь в Боголюбово становится синодальным, со временем переходит к владимирским архиереям. С 1882 года и вплоть до его закрытия советской властью управляется викариями, представляющими Владимирскую епархию.

Когда в XVIII веке учреждались штаты, монастырю был присвоен третий класс, а к концу XIX века он уже получил первый. Масштабный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери, который многие называют грузным, был возведен к 1866 году. Он построен в стиле, который принято называть русско-византийским, автор проекта - архитектор Константин Тон.

Судьба в XX веке

Описание Боголюбского монастыря

В XX веке женский монастырь в Боголюбово Владимирской области ждала незавидная судьба, как и большинство православных построек на территории нашей страны. В июне 1923 года его закрыли, за два года до этого настоятелем был назначен епископ Афанасий (Сахаров) из Владимирской епархии.

Осенью того же года уездный исполнительный комитет во Владимире принял решение передать все имущество бывшего монастыря волостному и уездному исполкомам.

Постановлением губернского земского управления, выпущенным в начале 1924 года, весь архитектурный ансамбль переходил в ведение музейного отдела.

Возрождение монашества

История Боголюбского монастыря

Женский монастырь в Боголюбово Владимирской области начал возрождаться только в 1991 году. Именно тогда часть зданий была передана монаху Никодиму, который в тот момент был схиигуменом. В 1997 году сюда перевели 60 сестер из Задонского Спасо-Преображенского монастыря. Образовались два монастыря (женский и мужской), после этого началось еще более активное их восстановление.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери тщательно оштукатурили, провели паровое отопление. В самом здании установили паникадила - центральное было весом около двух тонн, также повесили еще девять боковых, значительно меньшего размера. Пол выложили мрамором и гранитом, алтарь, престол, горнее место и жертвенник - белым мрамором.

Были отреставрированы большинство росписей Свято-Боголюбовского женского монастыря в Боголюбово, а в 2002 году специально был изготовлен трехъярусный резной иконостас с позолотой. Удалось достаточно быстро восстановить хозяйственные постройки, келейные корпуса, даже высадить настоящий фруктовый сад. Сегодня на территории женского монастыря в Боголюбове есть своя иконописная, столярные мастерские, швейная. По праздникам окрестности оглашает благовест от трех колоколов весом от одной до восьми тонн. Неподалеку от монастыря в Боголюбово Владимирской области есть святой источник, возле которого выстроены две купели и небольшая часовня.

Крестный ход

Как добраться до Боголюбского монастыря

Современными монахами была возрождена традиция крестного хода с иконой Боголюбской Божией Матери в руках. Изначально традиция существовала с XVIII века, появилась она в память о чудесном прекращении морового поветрия после молитв монахов перед образом. Сегодня этот крестный ход каждый год совершается от стен Владимира до Свято-Боголюбского монастыря в Боголюбово. Его устраивают 1 июля в день Боголюбской иконы Божией Матери.

К тому же, церковное руководство сумело завершить строительство подворья на территории урочища Спас-Купалище в Судогодском районе. Именно там река Судогды впадает в Клязьму. В 2001 году буквально на пустом месте был возведен монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен святой источник, в данный момент уже завершены работы по восстановлению Спасо-Преображенского храма, в котором уже активно проводятся богослужения.

Архитектурный ансамбль

В архитектурный ансамбль монастыря в Боголюбово под Владимиром входит несколько построек, датированных преимущественно XVIII-XIX веками.

Среди них, конечно, выделяются остатки дворца Андрея Боголюбского, который был построен в 1158-1165 годах. Также это собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы (его строительство было завершено в 1758 году), Благовещенская церковь, существовавшая с 1683 года, но в 1804-м существенно перестроенная.

В 1841 году тут появилась Надвратная колокольня, а с 1855-го по 1866 год возводился собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Добраться до монастыря можно на личном транспорте по трассе Е22/М7, если вы едете из Москвы. На общественном транспорте следует ехать на ежедневных автобусах или поездах с пригородного вокзала до Владимира. Там необходимо пересесть на городской общественный транспорт - любой автобус до Владимирского хлебозавода. Оттуда стоит ехать дальше до монастыря в Боголюбово (отсюда будет около шести километров). С Владимирского вокзала вы также можете заказать такси до обители.

В обычные дни службы проходят четыре раз в день. В 6 часов утра проходит утреннее правило, в 6.40 начинается литургия и часы, в 8.30 - молебен с акафистом Боголюбской иконе Божией Матери. В 16.00 - служба со славословием.

Еженедельное расписание храмовых богослужений может меняться, оно постоянно обновляется.

При необходимости послушники и паломники могут заказать требы. Это может быть заказная обедня, крещение, отпевание, сорокоуст, соборование, панихида, молебен, царская литургия, поминовение в алтаре, неусыпаемая Псалтирь.

Появление иконы

Боголюбская икона Божией Матери

В рамках этой статьи о монастыре в Боголюбово Владимирской области, фото которого позволяют получить представление о его внешнем виде, стоит рассказать историю самой иконы, который посвящен этот монастырь.

Она была написана в XII веке по распоряжению русского князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. Считается одной из древнейших икон русского происхождения.

По сохранившемуся до наших дней преданию, Пресвятая Богородица явилась князю в 1155 году, когда Владимирскую икону переносили из Вышгорода в Залесье. Андрей Юрьевич увидел ее в пути, прямо в походном шатре. Она повелела ему поставить икону во Владимире. На месте этого чудесного видения и была основана резиденция, которая сейчас является селом Боголюбово. Специально для своего замка-дворца князь и повелел написать икону, которая бы изображала его видение. Этот образ был первоначально выставлен в Боголюбовском замке, по некоторым источникам, вместе с Владимирской иконой. Позднее был перенесен в основанный здесь Боголюбский монастырь в Боголюбово.

Летом 1918 году ее частично отреставрировали по распоряжению комиссии по сохранению памятников древней живописи, которую возглавлял Григорий Чириков. По его оценке, ее сохранность была определена как плохая. Уже во второй половине XX века ее отреставрировала Мария Романова. С 1992 года икона была перенесена в Свято-Успенский монастырь в самом Владимире. С 2009 года икона находится на реставрации во Владимиро-Суздальском музее, когда экспертами и священнослужителями было отмечено значительное ухудшение ее состояния.

Иконография

На этой иконе Богородица изображена в полный рост и без Младенца, якобы именно в таком виде она явилась Андрею Боголюбскому. Богородица стоит в полный рост в молении перед Господом, в ее руках - свиток.

В нескольких вариантах этой иконы к Богородице обращаются стоящие на коленях, состав которых меняется. Чаще всего в их числе изображают Андрея Боголюбского.

Настоятели

Первым известным настоятелем монастыря был игумен Сергий, который, как считается, был назначен на это место еще князем Андреем Боголюбским. Среди других известных настоятелей нужно отметить Аркадия (Федорова), который руководил обителью с 1818-го по 1823 год. Он занял этот пост в весьма молодом возрасте, когда ему было всего 34 года. Затем Федорова перевели в Могилевскую духовную семинарию, где он стал ректором. Был епископом Уфимским и Оренбургским, архиепископом Пермским и Верхотурским, Олонецким и Петрозаводским.

Архимандрит Петр (Кучер)

С 1997-го по 2010 год монастырь возглавлял архимандрит Петр (Кучер). Он прославился в первую очередь как сторонник праворадикальных взглядов, выступавший как борец с паспортами нового образца, ИНН, которые, по его мнению, содержали антихристианскую, сатанинскую символику.

При этом он активно призывал к возвращению монархии в России, считал императора Николая II царем-искупителем и при этом умудрялся оставаться ярым почитателем Иосифа Сталина.

Отношение к нему было различным. Сторонники называли его старцем, который борется за истинную веру и благочестие, а все негативные отзывы - лишь клевета. Критики находили в его проповедях еретические заявления и даже называли сторонников сектантами.

В 2003 году его сторонники написали заявления, в которых официально отказались от любой помощи со стороны государства, которое называли "сатанинским". В частности, они не захотели получать пособия и пенсии. Многие паломники и прихожане последовали их примеру.

В 2003 году руководство Русской православной церкви освободило архимандрита от должности руководителя мужской части монастыря, а всю братию перевели в Константино-Еленинский приход. На сам монастырь после этого была наложена епитимья, было запрещено служить литургии в период Успенского поста.

Приют для несовершеннолетних

При монастыре в Боголюбово (фото подтверждают его красоту) существует приют для несовершеннолетних, с которым в последнее время было связано немало скандалов. В частности, в 2009 году в средствах массовой информации появились сообщения о побеге двух воспитанниц из монастырского приюта. Одна из них, 16-летняя Валентина Перова, вскоре объявилась, направив официальные обличительные письма президенту России, генеральному прокурору и патриарху Кириллу.

В октябре стало известно, что специальная комиссия, собранная по распоряжению патриарха Кирилла, исследовала ситуацию, которая образовалась вокруг приюта. Некоторые при этом утверждали, что скандал спровоцирован, а сам побег был провокацией, направленной против излишне консервативно настроенного архимандрита Петра (Кучера). В ноябре глава Следственного комитета Александр Бастрыкин выступил с предложением на законодательном уровне гарантировать соблюдение прав несовершеннолетних, которые содержатся в подобных монастырских приютах. Его слова стали результатом проведенной проверки по заявлению Перовой. В частности, она жаловалась на незаконное лишение свободы.

Итогом многочисленных проверок стали заявления о выявлении многочисленных нарушений в работе приюта. Его настоятельница была лишена права опекунства, при этом установить факты жестокого обращения монахинь с воспитанницами не удалось, хотя они также упоминались в письме Перовой.

Следующей осенью из приюта сбежали еще две девушки, которым было по 17 лет. Они написали заявление в милицию. Вскоре в газету "Известия" обратился руководитель епархиального пансионата в Суздале отец Виталий Рысев с тремя воспитанницами, которые были в числе детей, переведенных в прошлом году из Боголюбского монастыря. Свидетели утверждали, что детей били ремнем, из комнат постоянно доносился плач, у многих детей, прибывших в Суздаль, на руках и ногах были обнаружены отпечатки от ремней. Павел Астахов, занимавший на тот момент пост уполномоченного по защите прав детей, пообещал расследовать издевательства над детьми. Еще одна воспитанница этого приюта рассказывала, что его наставники внушали детям, что в России восстановлена монархия, а кто-то из них (мужского пола) в будущем станет новым царем.

В октябре 2010 года стало известно, что владимирский архиепископ Евлогий распорядился прекратить любое пребывание детей в монастыре, даже если они там находятся с родителями.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.