Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова - обзор, особенности и история

В г. Новосибирске расположена одна из крупнейших российских авиастроительных компаний, которая называется Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова. Свою легендарную и героическую историю предприятие начинает с далекого 1936 года.

История возникновения завода

История предприятия начинается в 30-х годах двадцатого века. Первый камень в фундамент будущего авиационного завода положили летом 1931 года. Изначально на этом месте предполагалось построить завод горного оборудования, рядом с центральной частью города Новосибирска. Название завода – «Сибмашстрой».

В мае 1936 года Совет труда и обороны страны принял решение о том, что этот завод будет строить самолеты.

В этом же году, в соответствии с распоряжением народного Комиссара обороны К. Ворошилова, в Новосибирск были направлены более 300 демобилизованных военнослужащих. Их определили как специалистов по самолетам. Они и стали основной составляющей будущего коллектива завода. Уже через год на предприятии числилось более 2000 человек.

Истребитель И-16

Первенец завода – истребитель И-16

Первым самолетом Новосибирского завода стал моноплан Н. Н. Поликарпова, носил он аббревиатуру И-16. Его построили и успешно испытали в ноябре 1937 года. В период с 1937 по 1944 гг. на заводе выпущено для ВВС Красной Армии более 600 истребителей этого типа. Данный самолет был самым массовым летательным аппаратом этого класса для своего времени. Он нашел широкое применение в испанской войне, вооруженном конфликте на Халхин-Голе. Сыграл свою роль и на фронтах ВОВ. Это был легкий и очень маневренный деревянный самолет. В. П. Чкалов на нем впервые в мире совершил восходящий штопор.

Первенца завода, истребитель И-16, в народе любовно называли «Ишачок». Фактически самолет был сделан из дерева. Большую частью фюзеляжа составляла фанера. Прославился он еще и тем, что стал первым в мировой истории истребителем - монопланом. С «Ишачка» начал свою прославленную карьеру знаменитый уроженец Новосибирска, трижды удостоенный звания героя СССР, Александр Покрышкин.

Имя другого легендарного авиатора СССР В. П. Чкалова тоже неразрывно связано с историей завода. После того, как пилот трагически погиб, коллектив завода обратился в ВС СССР с просьбой увековечить его имя в названии предприятия. В январе 1939 года просьба рабочих была удовлетворена, и Новосибирскому заводу № 153 присвоили имя героя. Он стал называться Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова.

Истребитель ЛаГГ-3

Завод и самолеты ЛаГГ

В конце 30-х завод фактически стал родоначальником истребительной авиации СССР. В 1939 году коллектив завода начал строить первый скоростной истребитель, у которого была деревянная конструкция фюзеляжа с элементами так называемой дельта- древесины.

Самолет имел название ЛаГГ-3, по фамилиям конструкторов (Лавочкин, Гудков, Горбунов). Однако изготовление истребителей сопровождалось различными проблемами, одной из главных были трудности с покупкой фенольных смол, производимых только за границей. Вследствие этого с началом войны выпуск данных машин начал неуклонно сокращаться. В конце 1941 года ЛаГГ-3 фактически сняли с производства. Однако к этому времени заводом было произведено почти 900 машин этого типа.

Истребителем ЛаГГ заводчане гордятся. Он действительно внес большой вклад в обеспечении обороны СССР в ВОв. Самолет ЛаГГ имел прозвище "рояль" в связи с тем, что машину делали из дерева, подвергнутого специальной обработке. Фюзеляж самолета был тщательно отполирован, вследствие чего он становился схожим с концертным инструментом - роялем. Дельта-древесина, используемая в изготовлении самолета, не боялась огня. ЛаГГ был грозным оружием. Исторические хроники говорят, что Сталин сам принял решение о производстве истребителя. Самолично пытался поджечь образец дельта-древесины. Однако ни спички, ни угли его трубки это сделать не смогли. И Сталин, убедившись в стойкости самолета, дал указания начать его строительство. С этой древесиной можно ознакомиться, посетив заводской музей, из нее изготовлены перила лестницы и ступеньки. В этом же музее можно ознакомиться с отзывами о Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова. За всю его 80-летнюю историю.

Истребитель Як-9

Начало ВОВ, новые самолеты

После начала ВОВ Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова стал принимать эвакуированное оборудование авиационных предприятий Москвы, Ленинграда и Киева, а также специалистов-авиастроителей этих предприятий. В декабре 1941 года завод начинает производить новые самолеты - истребители Як-7б, конструктор А. С. Яковлев. Он в качестве заместителя наркома авиапрома СССР лично осуществлял контроль производства этих самолетов. Приток специалистов и производственных мощностей из европейской части СССР привели к тому, что завод значительно увеличил их выпуск. Площади, на которых осуществлялась производство авиационной техники, возросли в 5,5 раз. А количество оборудования и техники, задействованного в авиастроении, в 7 раз.

В конце 1941 года предприятием была построена первая партия истребителей Як-7 в количестве 21 самолета. В следующем, 1942 году, истребителей этого типа изготовили уже 2211 штук. В 1943 году Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова начал производить самолеты Як-9, которые стали самым массовым истребителем ВОВ.

Цех завода во время ВОв

Итоги работы за военное время

За время ВОВ заводом произведено около 15 500 самолетов модификации Як. Это стало возможным вследствие большой отдачи коллектива завода. Многие рабочие сутками не выходили из цехов, перевыполняли плановые задания, зачастую в несколько десятков раз. Такой самоотверженной отдачи мир не знал. Тем более, что больше 70% рабочих завода - это женщины и дети в возрасте 12-14 лет. Основным лозунгом сотрудников завода было «Полк в день!», а это порядка 28 - 30 изделий в сутки. Для достижения поставленных задач на заводе организовали поточные линии сборки истребителей. К моменту окончания войны таких линий было 29.

О том, как в войну на заводе трудились дети, есть воспоминания основательницы одной из заводских династий Анны Лутковской:

«...До сих пор помню в войну худые, изможденные лица девочек и мальчиков. Голодные, холодные, мы жили в цехах, спали на рабочих местах на полу. Детям выдавали резиновые чуни, которые примерзали к ногам.»

Очень трогательно отзывались заводчане о посещении завода Александром Покрышкиным. Он, посещая цеха, оказался под сильным впечатлением, когда увидел работающих заморенных детей. Он общался с каждым из них, обнимал, здоровался и постоянно повторял:

«Дети вы мои, дети. Все равно победа будет за нами. И будет это совсем скоро.»

В военное время заводчане создали фонд. В него выносили пожертвования из своих скромных заработков. За годы войны на нужды семей фронтовиков собрано 250 000 руб. На оснащение авиационных эскадрилий «За Родину» - 250 000 руб. На танковую колонну от завода - 130 000 руб. На развитие производства «Чкаловец» - 3 410 000 руб.

За военные годы все авиазаводы СССР произвели порядка 36 000 истребителей семейств ЯК. Из этих цифр следует, что НАЗ им. Чкалова произвел почти каждый второй самолет.

Самолет МиГ-19

Первое послевоенное время

Послевоенный период стал для завода определяющим. В 1947 году предприятие начало выпускать в серии реактивные самолеты-истребители МиГ-15. А с 1951 года перешло на выпуск МиГ-17 (истребители конструкторов Микояна и Гуревича). Для предприятия это время стало прорывным, насыщенным новыми научно-техническими разработками. В этот период механизация труда составила высокие 47 %.

В мае 1946 года на заводе создали ОКБ, руководимое конструктором Олегом Антоновым. В августе 1947 года здесь взлетел первый легендарный Ан-2. Но выпуск гражданских самолетов этого типа продолжался недолго. В 1952 году Антонов уехал в Киев, на Украину перевели и изготовление самолетов Ан-2. Завод вновь приступил к выпуску только военной продукции.

В 1954 году Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова перешел к выпуску уникальных для того времени самолетов - истребителей МиГ 19. Они по своим тактико-техническим и летным характеристикам намного превосходили самолеты аналогичного класса других мировых производителей. Почти 10 лет самолеты марки МиГ выпускал завод. Они состояли на вооружении ВВС СССР и стран Варшавского договора. За это время завод стал уникальным предприятиям Союза, которое было оснащено самой передовой техникой. Изготовление самолетов шло полным замкнутым циклом (за исключением двигателей, вооружения, авионики). В этот период в технологию выпуска самолетов внедрено более 2000 передовых разработок в области оснастки, освоена технологии литья под давлением. НАЗ им. В. П. Чкалова в это время был на передовых рубежах технического оснащения, а также технологичности производства. Все эти факторы сделали возможным довести выпуск современных реактивных самолетов до 1000 штук в год.

Самолет Су-24

Начало сотрудничества с ОКБ Сухого

Новой вехой в истории завода стало сотрудничества с ОКБ П. О. Сухого с конца пятидесятых годов. Не прекращается оно до настоящего времени. В 1956 году завод освоил выпуск Су-9. Это положило начало многолетнему серийному выпуску самолетов, разработанных конструкторским бюро имени Сухого.

Истребители марки Су, а именно Су-9, Су-11, Су-15, Су-15 УТ, выпущенные заводом, являлись основными силами авиации ПВО СССР. Их летно-технические характеристики, возможности боевого применения, а также конструктивно-технологические особенности заложили основы отечественного самолетостроения.

Важным этапом развития завода, а также самолетостроения страны в целом, стал запуск в серию самолета Су-24. Производство этого многоцелевого штурмовика завод начал в 1971 году. На тот период этот самолет намного превосходил образцы авиационной техники такого класса во всем мире.

Сборочный цех НАЗ им.Чкалова

Участие в выпуске мирной продукции

Завод занимался и выпуском мирной продукции. Так, в первые годы после ВОВ на предприятии освоили выпуск зажигалок, сделанных из авиационного алюминия, мебели, раскладушек. Очень популярен среди населения был велосипед ЗИЧ производства Чкаловского завода.

В начале девяностых годов с наступлением кризиса завод опять вынужден был заниматься выпуском не профильной продукции. Пришлось осваивать производство моторных лодок, колясок для детей, стиральных машин «Кедр».

В период освоения самолета Су-24 завод подключили к космической программе «Буран». Его специалисты участвовали в строительстве и испытаниях космического корабля. Однако планы по освоению космоса для завода не осуществились в связи с закрытием программы.

В конце девяностых годов завод приступил к выполнению конверсионной программы, в рамках которой он освоил производство гражданских самолетов. В середине 1994 года на аэродроме завода начались полеты разработанного ОКБ имени О. К. Антонова самолета Ан-38-100. Он предназначался для замены ряда самолетов,к этому времени признанными устаревших, а именно Ан-2, Ан-28, Л-410. Должен быть составить конкуренцию Ан-24 и Як-40.

Сухой суперджет-100

В настоящее время завод участвует в создании и строительстве авиалайнера Sukhoi Superjet 100 (SSj-100). Новосибирский авиационный завод имени Чкалова В. П. - авиастроительная организация, которая непосредственно участвует в его производстве, а Сибирский НИИ авиации осуществляет его испытания.

Самолет Су-34

Настоящее время

С начала девяностых годов завод участвует в изготовлении многофункционального истребителя Су-34. Эта машина располагает огромным потенциалом для модернизации, а также создания на ее базе различных модификаций.

Поставка ударных многофункциональных самолетов Су-34 началась для ВВС России с 2006 года.

С начала 2013 года завод является филиалом ОАО «Компания «Сухой» и носит название - Новосибирский авиационный завод (НАЗ) имени Чкалова.

Исторический обзор Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова доказывает, что он является гордостью авиационной промышленности РФ. Самолеты завода показали всему миру, что Россия – это страна, которая успешно развивает наисложнейшее производство.

Адрес Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова: г. Новосибирск, улица Ползунова, дом 15.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
а как можно посмотреть списки кто работал в годы войны на заводе
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.