Эраст Гарин, актер: биография, личная жизнь, фильмография

Эраст Гарин - актер, режиссер и сценарист, с одинаковым успехом работавший как в кино, так и на театральной сцене Советского Союза. На сегодняшний день больше всего известен по роли Короля в картине "Золушка" 1947 года. Биография Эраста Гарина, его творчество и личная жизнь интересуют многих.

Ранние годы

Эраст Павлович Гарин (настоящая фамилия Герасимов), родился 28 октября 1902 года в Рязани (тогда - Российская Империя), в небогатой семье простых рабочих. Учился в Рязанской мужской гимназии. Маленький Эраст не был усидчивым ребенком, но мгновенно усваивал любую информацию, что позволяло ему получать хорошие отметки, не засиживаясь за домашними заданиями. Как и вся семья, Эраст поддерживал и проявлял открытую симпатию новой советской власти, и поэтому, едва окончив школу, в 17 лет он добровольцем пошел в Красную армию. Там и произошло первое столкновение Эраста с театром и творчеством - он выступал на сцене гарнизонного театра, который позже переквалифицировался в Первый самодеятельный театр Красной армии. Товарищи по театру, замечая актерский ажиотаж юноши, говорили, что он "горит" на сцене - отсюда и появился псевдоним начинающего актера "Гарин". Его актерским дебютом стала небольшая роль в постановке комедии Якова Княжнина "Сбитенщик", с которой театр отправился в Москву. На фото ниже Эраст Гарин в 20-х годах.

Молодой Эраст Гарин

Несмотря на то что у Эраста была действительно маленькая роль, на московских гастролях его заметил Всеволод Мейерхольд, разглядев в юноше задатки настоящего актера. Он посоветовал Гарину начать учебу по профессии и пригласил в Высшие Государственные режиссерские мастерские, которыми сам и руководил - юноша поступил туда в 1921 году.

Начало профессионального творчества

В 1922 году Эраст Гарин стал актером Государственного театра имени Мейерхольда. Молодой человек быстро заслужил доверие Всеволода Эмильевича, став его любимым актером и учеником. Великий режиссер прислушивался к мнению Гарина, ценя его трезвый, аналитический ум.

Первой большой ролью начинающего актера стали сразу десять персонажей в спектакле "Даешь Европу" (в афишах и репертуаре значился как "Д.Е."). Среди них было шесть изобретателей, одна изобретательница, фашист, убитый рабочий и поэт из пустыни. В этой работе Гарин продемонстрировал настоящий талант к пародии и перевоплощению, подкрепленный ловкостью и характерностью. Он идеально вписался в гротескную атмосферу постановок Мейерхольда, играя голосом, интонациями, преувеличивая человеческую пластику. В этой постановке зародились все черты будущего "гаринского стиля игры".

Признание

Слава обрушилась на молодого актера в 1925 году, после исполнения главной роли в постановке пьесы Николая Эрдмана "Мандат". Воплощенный им образ нэпмана Павла Гулячкина стал символом "бичующей сатиры", более трехсот раз (по подсчетам одного из критиков) вызвав взрывной смех зрителей. Гарин в образе Гулячкина на фото ниже.

Гарин в роли Гулячкина

Не менее успешными стали последующие роли Хлестакова (спектакль "Ревизор" 1926 года) и Чацкого ("Горе уму" 1928 года). Вот что писали критики-современники о работе Гарина в спектакле "Горе уму":

Он был не похож на других, сыгранных до него Чацких, он был непривычным, неожиданным. Э. Гарин оказался не просто актером комедийным, эксцентричным, актером-простаком, каким его видели до Чацкого, он был удивительно лиричен, что стало главной находкой Вс. Мейерхольда в спектакле.

Именно работа в постановках Мейерхольда зародили в Эрасте Гарине склонность к эксцентрике и сатирической буффонаде, которые будут сопровождать его во всех последующих актерских работах.

Эраст Гарин в образе Чацкого

Вначале 30-х годов Гарин имел успех и в радиоспектаклях. В то время радио только начинало внедряться в повседневный быт советских людей, и выразительный голос Гарина сделал его одним из первых радио-любимцев у простых слушателей.

В 1936 году Эраст Гарин решил покинуть своего друга и наставника Мейерхольда, желая попробовать собственные силы в режиссуре. Он ушел в Ленинградский театр комедии (современный Санкт-Петербургский академический театр комедии), ставя пьесы и одновременно играя в них вплоть до 1950 года. Всеволод Эмильевич не был против творческого развития своего любимца, а потому поддержал его выбор и многолетняя дружба не прервалась. Когда в 1938 году Мейерхольд потерял свой театр и подвергся многочисленным гонениям, только Эраст Гарин остался предан ему - единственный из всей бывшей труппы режиссера. Свой последний вечер перед арестом великий режиссер провел именно с Гариным и его супругой. На фото ниже Эраст Гарин и Всеволод Мейерхольд на репетиции "Ревизора".

Гарин и Мейерхольд

Дебют в кино: "Женитьба"

Первым фильмом с Эрастом Гариным стала историческая картина "Поручик Киже" 1934 года, где он исполнил роль адъютанта Каблукова. Кинематограф понравился Гарину, поэтому в 1936 году, покинув театр Мейерхольда и получив больше творческой свободы, он решил снять собственный кинофильм. Выбор пал на экранизацию "Женитьбы" Гоголя, которую Эраст Павлович снимал в авангардном стиле постановок Мейерхольда, умело сочетая откровенную театральность с кинематографическими стандартами. Первая же премьера не оставила равнодушным ни одного критика: отзывы разделились на крайне-восторженные и отрицательно-разгромные. Но в ходе кампании по борьбе с "формализмом" 1937-1938 года "Женитьба" была жестоко раскритикована, все копии изъяты и уничтожены, а исходный негатив смыт с пленок. В настоящее время не найдена ни одна копия этой картины.

Афиша фильма "Женитьба"

"Доктор Калюжный"

Борьба с "мейерхольдовщиной" в СССР набирала обороты, а потому Гарин вновь обратился к театру. В 1938 году режиссерским и актерским успехом Гарина стала постановка пьесы "Сын народа", которую драматург Юрий Герман написал специально для него. Блистательно исполнив на сцене роль доктора Калюжного, самоотверженного и душевно чистого представителя советской интеллигенции, Эраст Павлович заслужил одобрения критиков, и потому решил перенести успешный спектакль в кино. Однако худсовет "Ленфильма" не одобрил режиссера на исполнение главной роли. По их мнению, облик Гарина не подходил для роли "советского положительного героя". В итоге роль досталась Борису Толмазову, который, по просьбе режиссера, не играл, а "копировал" персонажа, уже созданного Эрастом Гариным. На фото ниже сравнение образов Калюжного в исполнении Гарина и Толмазова.

Доктора Калюжные - Гарин и Толмазов

"Золушка"

На огромный гонорар, полученный за кинорежиссуру "Доктора Калюжного", Гарин купил квартиру в Москве, и в 1941 году вместе с женой переехал в столицу. Там он начал сниматься на студиях "Союздетфильм" и "Мосфильм", однако некоторое время его экранные роли не заслуживали такого успеха у публики, как театральные. Все изменилось в 1947 году, когда в прокат вышел сказочный фильм "Золушка". Эраст Гарин исполнил в нем свою самую лучшую кинороль - эксцентричного, рассеянного, но очень доброго Короля, отца Принца. Своей популярности, неугасающей по сей день, картина обязана двум актерским работам - самого Гарина и Фаины Раневской, сыгравшей не менее эксцентричную мачеху Золушки.

Гарин в роли Короля, фильм "Золушка"

Дальнейшее творчество

После "Золушки" Гарин исполнил череду небольших ролей, проявив себя как великого мастера эпизода. Появляясь на экране даже на несколько минут, актер успевал оставить своего персонажа в памяти зрителей. Гарин также не оставлял театрального творчества. В Москве он поставил четыре спектакля на сцене театра Киноактера и один в театре Сатиры. На протяжении кинокарьеры он еще трижды играл разных сказочных Королей в фильмах "Каин Восемнадцатый" (1963-й), "Обыкновенное чудо" (1964-й) и "Полчаса на чудеса" (1968-й). Помимо этого Гарин озвучивал Королей и Царей в мультфильмах "Исполнение желаний" (1957-й), "Краса ненаглядная" (1958-й) и "Храбрый портняжка" (1964-й), в основном повторяя образ, впервые созданный в "Золушке". Кстати, озвучивание мультфильмов занимает достаточно большое место в творчестве актера: с 1947 по 1978 год он подарил свой голос более чем сорока персонажам, самым известным среди которых стал Ослик Иа в мультфильме 1972 года "Винни Пух и день забот".

ослик иа-иа

Последние годы. Кончина

Последней большой актерской, и одновременно последней режиссерской, работой Эраста Гарина стала картина "Веселые расплюевские дни" 1966 года, в которой он исполнил главную роль Кандида Тарелкина. Во время съемок этого фильма Гарин получил травму, в результате которой лишился одного глаза и практически ослеп на другой. Это поставило крест на его режиссерской карьере, исполнять главные роли в кино он тоже больше не мог. Последними яркими эпизодическими ролями Эраста Гарина стали профессор Мальцев в фильме "Джентльмены удачи"(1971-й) и театрального критика в "12 стульев" (1971-й).

Гарин в фильме "Обыкновенное чудо"

Актер скончался 4 сентября 1980 года в своей московской квартире, ему было 77 лет. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Личная жизнь

Эраст Гарин женился в 1922 году на актрисе театра Мейерхольда Хесе Локшиной. Безумно влюбленная в Эраста, она стала не только женой, но и творческой спутницей, оставаясь ею на протяжении всей жизни. Все сценарии, спектакли и фильмы Эраст Павлович создавал в соавторстве с Хесей - они очень тонко понимали друг друга, что помогало в создании совместных проектов. Вначале 1937 года, после запрета фильма "Женитьба", между супругами возникло первое недопонимание, вылившееся в ссоры, и они на время расстались, не оформляя официального развода. В этот период Гарин жил с литератором Любовью Рудневой. Однако в разлуке Эраст Павлович очень быстро понял, что никто и никогда не сможет заменить ему Хесю - не только прекрасную женщину, каких много, но и друга, соратника, творческого единомышленника. Хеся и Эраст вновь начали жить вместе - большое сердце супруги позволило не ревновать Гарина, когда выяснилось, что Любовь Руднева беременна. Он беспрепятственно навещал и поддерживал мать своего будущего ребенка, а когда в 1938 году родилась его дочь Ольга - вновь вернулся к Хесе, теперь уже навсегда. Ольга Эрастовна является единственным ребенком артиста, и Хеся Александровна никогда не препятствовала общению отца с дочерью. На фото ниже супруги Гарины.

Хеся и Эраст

После возвращения сплетники часто говорили, что Эраст вернулся к Хесе из жалости, а на самом деле все еще влюблен в Любу. Но воспоминания людей из близкого окружения супругов говорят об обратном. Вот цитата из воспоминаний актера и режиссера Евгения Весника:

Эраст Гарин и Хеся Локшина — святая пара. Друг без друга они жить не могли. Детей у них не было. Она относилась к нему, как к сыну, к брату, а Эраст ее заботы принимал с важной и гордой безропотностью, как само собой разумеющееся. Она часто болела, лежала в больницах, и в эти дни можно было ощутить, кем была Хеся для Эраста. Он сникал, худел, мрачнел, старел, обрастал бородой, делался мятым, неуютным и даже злюкой с глазами, полными тревоги, печали и растерянности.

Когда он ушел из жизни, Хеся Александровна сгорела очень быстро. Без Эраста Павловича она стала потерянной, вскоре ушла к нему. Такие пары не забываются. Голубки!

Хеся Александровна действительно прожила без любимого мужа всего два года, скончавшись в июне 1982-го.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Главное он был ЛЮБИМ!!! И осталось дочь Ольга. Интересна ее судьба)))
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.