Созвездие Журавль: ярчайшие звезды, интересные объекты

Созвездие Журавль располагается на небе в Южном полушарии. Площадь его - 366 квадратных градусов, что позволяет поставить это скопление на 45-е место. Всего в нем находится 53 звезды. Существует возможность наблюдения их с Земли невооруженным глазом. В отличие от множества других созвездий, легенды у Журавля не имеется.

История открытия

Схематичное изображение

Созвездие Журавль, фото объектов которого приведены в статье, является одним из самых молодых. В 1598 году оно помещено на глобус голландским астрономом Петером Планциусом. А позже, в 1603 г., Иоганном Байером оно было воспроизведено в звездном атласе «Уранометрия», после этого и получило признание. На латыни название созвездия Grus. Было у него и другое наименование – Фламинго.

До указанного времени астрономы придерживались мнения, что созвездие входит в состав Южных Рыб. Но Планциус, используя записи таких голландских мореплавателей, как Фредерик де Хаутман и Питер Дирксзун, выделил отдельное созвездие.

Расположение и связь с мифами

Журавль с расправленными крыльями

Журавль тянется с севера на юг – от Южной Рыбы до Тукана. В его окружении, кроме двух указанных скоплений, можно узреть Скульптора, Феникса, Индейца, Микроскоп. В Южном полушарии созвездие Журавль охватывает четвертый квадрант SQ4. Отыскать его можно в следующих широтах: от +34° до -90°.

Так как Журавль был выделен, как и другие 12 созвездий, только к концу XVI века, никаких связанных с ним мифов не обнаруживается. Просматривается лишь одна ниточка, которая ведет к журавлю, являвшемуся священной птицей древнегреческого бога Гермеса.

Чаще всего созвездие изображают как большого журавля, голова которого поднята вверх, шея слегка искривлена, а крылья расставлены в стороны.

Условия наблюдения

Туманность в созвездии Журавль

В России Журавль «показывается» лишь частично, в южных районах, а точнее - в местностях, расположенных южнее 53 градусов сев. широты. Наибольшее количество входящих в него звезд лучше всего наблюдать в сентябре-октябре, так как именно в это время они наиболее различимы.

Ярчайшей среди них является Альнаир, имеющая показатель звездной величины, равный 1,7. Она находится от нас на расстоянии, составляющем 100 световых лет. Это одна из звезд, которые используются в астронавигации.

При этом ее и Бету в созвездии Журавля, как правило, в России не видно. Их можно наблюдать только на юге Северной Осетии, в том числе в Орджоникидзе, где их блеск виден у самого горизонта. Кроме того, они светят и в Ингушетии, в Чечне и в Дагестане. А Бету Журавля можно заметить также, находясь в городе Владивостоке, у самого горизонта, если будут благоприятные условия.

На юге России созвездие можно наблюдать вместе с двумя указанными звездами, но все же лишь частично. Полная видимость возможна в местностях, находящихся к югу от 33 градусов сев. широты.

Ярчайшая в созвездии

Как уже отмечено выше, наиболее яркой из звезд, относящихся к рассматриваемому созвездию, является Альнаир, или Альфа Журавля. Первое из указанных названий в переводе с арабского языка (al-nayyir) означает «яркий».

Радиус Альнаира в 3,4 р. больше радиуса Солнца, а его масса в 4 раза превышает солнечную. А также он ярче Солнца приблизительно в 263 раза. Возраст звезды приближается к 100 миллионам лет. Видимая величина, называемая визуальной, – 1.74 – стоит на первом месте в созвездии Журавля. Расположен данный космический объект на расстоянии 101 световой год от нашей системы.

Вращение Альнаира очень быстрое, его скорость - 215 км в секунду. Замечено, что звезда выделяет очень большое инфракрасное излучение. Поэтому предполагается, что на орбите может размещаться пылевой диск.

Другие главные звезды

Галактика в созвездии Журавль

Среди них находятся следующие:

• Бета Журавля, или Груид, представляет собой красный гигант, визуальная величина которого 2.146. Этот показатель свидетельствует о том, что звезда в 1500 раз светлее, чем Солнце. Она удалена от нас на 177 свет. лет. По яркости в созвездии Журавля стоит на 2-й позиции. Яркость является переменной, изменяясь в продолжение 37 дней или дольше на 0,4 величины. Раньше эту звезду рассматривали как часть хвоста Южной Рыбы, а затем ее приписали к Журавлю. Она превышает Солнце по массе в 2,4 раза, а по радиусу – в 180 раз.
  • Гамма Журавля, или Аль Данаб, – это гигант, визуальная величина которого 3.003, что говорит о том, что он в 390 раз светлее, чем Солнце. Его удаленность – 211 световых лет. По яркости в созвездии находится на третьем месте. Вращается со скоростью 57 км в секунду. С арабского имя звезды переводится как «хвост», что является отсылкой к предшествующему ее причислению к созвездию Южной Рыбы.
  • Дельта Журавля является двойной звездой и имеет видимую величину, значение которой – 3.97. Если искать эти две звезды на небе при хороших условиях, то их можно увидеть и без использования специального инструментария.
  • Тау-1 Журавля – это желтый карлик. Здесь показатель визуальной величины – 6.03, а удаленность от нашей системы – 108.58 св. года. В 2002 г. на орбите была обнаружена экзопланета, масса которой равняется 1.23 массы Юпитера. А по яркости она превосходит последний в 3.6 раза.
  • Глизе 832 классифицируется как красный карлик, кажущаяся визуальная величина которого – 8.66, а абсолютная – 10.19. Располагается он на расстоянии 16.16 св. г. от Солнечной системы. Его возраст достигает 9.5 миллиардов лет. Что касается размеров и массы звезды, то они стремятся к половине таковых у Солнца. Оборот вокруг собственной оси совершается за 46 дней. Этот объект выделяет то, что он в созвездии ближе всего находится к нам и имеет две экзопланеты.