Диагностика памяти. Тест на память и внимание

Диагностика памяти и внимания — это важный аспект раннего выявления одаренности детей. При правильном ее проведении воспитатель и педагог получают возможность подбирать для каждого воспитанника индивидуальную образовательную и развивающую траекторию, следить за продвижением по ней.

диагностика памяти

Теоретические аспекты

В психологии память рассматривают как компонент специальных и общих способностей. Это форма психического отражения реальности, которая характеризуется закреплением, сохранением, воспроизводством собственного опыта.

Память - это основа нашего сознания. Именно поэтому так важна диагностика памяти. Информация от органов чувств оказалась бы абсолютно бесполезной, если бы память не фиксировала связи между некоторыми фактами и событиями. Она долговечна, дает человеку возможность сохранять индивидуальность.

Для каждого человека память является уникальной. Лишившись ее, человек теряет свое "я". Она связывает прошлое и настоящее отдельного субъекта, считается основной познавательной функцией, которая лежит в основе обучения и развития.

Память – когнитивный процесс, который выполняет функции запоминания, утраты, а также сохранения и воспроизводства какого-то материала. Память характеризует обучение и воспитание, приобретение знаний, накопление личного опыта, формирование определенных навыков.

Видовая классификация

В основе видовой классификации памяти используются три важнейших показателя, именуемых критериями.

  1. Объект запоминания, который связан с тем, что требуется запомнить. Это могут быть предметы, мысли, чувства, движения. Выделяют образную, словесно-логическую, двигательную, эмоциональную память.
  2. Степень волевой регуляции памяти (деление произвольной и непроизвольной памяти).
  3. Длительность сохранения информации. Имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.
  4. По способу запоминания память бывает логической и механической.

Типы памяти

Для того чтобы выбирать методики диагностики памяти, отметим, что выделяют четыре основных вида памяти.

1. Наглядная и образная память - это память на ассоциации, на природные картины, а также на звуковые, вкусовые ощущения, запахи. Она бывает осязательной, слуховой, зрительной, вкусовой, а также обонятельной. Развитость слуховой и зрительной памяти считаются профессиональными качествами.

2. Словесная и логическая память – это специфический вид. При ней информация усваивается на слух, ее содержание составляют мысли, которые невозможны без нормального языка. Основываясь на других видах памяти, именно словесно-логический вариант выполняет основную нагрузку. От уровня ее сформированности зависит развитие иных вариантов памяти, а также качество усвоения материала в процессе обучения.

3. Эмоциональная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Она приобретается в рамках пережитых ощущений, как положительного, так и отрицательного характера. Например, это связано с какими-то событиями, которые произошли в прошлом. В настоящем подобные воспоминания, которые хранятся в эмоциональной памяти, могут стать человеку руководством для активных действий и интерпретации определенных событий.

4. Двигательная память - это процесс запоминания, воспроизводства разных движений и систем. Она является базой для создания различных практических и трудовых навыков. Без памяти движений человеку пришлось бы каждый раз снова учиться совершать определенные действия.

как проводится диагностика

Дополнительное деление

С учетом целей деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную. В тех ситуациях, когда мы ставим определенную цель, ведут речь о произвольной памяти. Процессы запоминания и воспроизводства информации выступают в виде специальных мнемических действий. В совокупности память представляет собой произвольную и непроизвольную составляющие.

Для долговременной характерно удержание на протяжении длительного временного промежутка определенного объема информации. В случае необходимости ее обладатель легко воспроизведет требуемые факты, причем, без каких-либо искажений и изменений.

Кратковременная память отличается весьма ограниченным периодом сохранения знаний, необходимостью немедленного воспроизводства определенной информации. В отличие от долговременной памяти, в ней единовременно может храниться только очень незначительное количество информации - не больше 7 ± 2 единиц какого-то материала.

Кроме того, выделяют в качестве отдельного элемента оперативную память. Она предполагает запоминание каких-то важных сведений, в которых человек нуждается только на несущественное время, что потребуется ему для выполнения операции, отдельного вида деятельности. Тест на память и внимание можно проводить даже в детском саду.

диагностика памяти и внимания

Тест на выявление типа восприятия информации

Как проводится диагностика памяти? Предлагаемый тест помогает выявить основные методы, приемы, формы, которые подойдут ребенку. Необходимо выбрать только те утверждения, которые подходят для испытуемого.

  1. Я всегда с собой честен, а потому отвечу искренне на все вопросы, предложенные ниже.

  2. Для меня существенное значение имеет общение с другими людьми (А).

  3. Личный контакт я предпочитаю переписке в разных социальных сетях (В).

  4. Я больше молчу, предпочитаю наблюдать за другими людьми (А).

  5. Читая про себя, я передвигаю губами (А).

  6. Я всегда эмоционален, многословен, общителен (К).

  7. Я активно жестикулирую во время беседы (В).

  8. Я могу подолгу смотреть в окно, разглядывать различные картинки, выбираю книги с иллюстрациями (К).

  9. Я не могу долго сидеть при чтении (В).

  10. В процессе работы я могу параллельно что-то рисовать, чертить, рисовать, штриховать (В).

  11. У меня хорошая память на людей, зато часто забываю или путаю имена (К).

  12. Мне нравится тестировать новые вещи, я увлекаюсь конструированием (К).

  13. Я делаю частые перерывы при выполнении многочисленных домашних заданий (В).

  14. В обучении мне важно быть в команде (А).

  15. Я люблю делать уроки в полном одиночестве (В).

  16. Мне легче запомнить прочитанное, чем услышанное (К).

  17. Мне лучше запоминать события, которые имели место быть, чем рассказанные кем-то (В).

  18. Я часто перебираю свои волосы или одежду, тереблю в руках какие-либо предметы (К).

Обработка результатов

Эта диагностика памяти основывается на тех буквах, которые выбирают испытуемые.

  • А (Аудиал).

Представителям данного типа довольно легко учиться. Они с удовольствием слушают учителя, легко воспроизводят информацию, полученную от него. При заучивании физических и математических формул ребенок старается проговаривать их вслух. Записанная информация должна им быть обязательно услышана. Важные моменты в конкретном тексте желательно несколько раз прочитывать вслух. Для данного типа памяти полезно выполнение любого домашнего задания вместе с другими ребятами.

  • В (Визуал).

Визуал получает новые знания с помощью образов. Для него картинка представляется в виде обобщенного материала, который имеет определенные важные моменты. Ребенок такого типа старается любой новый материал преобразовать в образ. Большая часть людей имеет именно такой тип памяти. Если преобладает данный вариант запоминания информации, лучше в анализируемом тексте отмечать важные моменты, упростив процесс их усвоения фантазией - образами. В процессе обучения максимально нужно использовать картинки, графики, различные таблицы, оригинальные схемы. Малейшее отвлечение от зрительного типа негативно отражается на запоминании. Психологи советуют таких малышей сажать за первые парты, чтобы они могли своими силами получать новую информацию.

  • К (Кинестетик).

Кинестетик всегда должен находиться в активном движении, сохраняя в голове новый материал. Дома можно практиковать данный метод. Полезным будет сооружение дома турника или шведской стенки. Выполняя различные физические упражнения, легко можно выучить стихотворение либо запомнить исторические даты.

При записи важного материала тактильные ощущения имеют определенное значение. К примеру, можно сжимать резиновый мячик, который приятен на ощупь. Слова и числа желательно делать "живыми", чтобы они оставались в памяти. Психологи рекомендуют применять объемные буквы и цифры, чтобы они оставались в памяти этого типа детей. Также хорошо использовать выпуклые географические карты, макеты, глобусы. При работе над учебной информацией помогает передвижение по комнате. Это помогает концентрировать внимание.

детская игра

Тест на воспроизведение словесно-логической информации

Как проверяется слуховая память? Диагностика, предлагаемая ниже, позволяет определять восприятие логической и словесной информации. Ребятам читается небольшой рассказ, который содержит несколько смысловых единиц, соединенных в логической последовательности. Необходимо его выслушать, затем переписать содержание, сокращая, изменяя предложения.

"Корабль зашел в порт (1), несмотря на большое волнение моря (2). Ночь стояли на якоре (3). Утром подошли к незнакомому причалу (4). 18 моряков ушли на берег (5,6). 10 человек отправились в музей (7,8). 8 матросов пошли гулять по городу (9,10). К вечеру все вернулись (11), зашли в городской парк (12), поужинали (13). В 23 часа матросы пришли на корабль (14, 15). Вскоре он отправился в иной порт(16)."

диагностика памяти у дошкольников

Обработка результатов

  • 4 балла - ребенок по памяти смог воспроизвести около 80 % материала и больше;
  • 3 балла - дошкольник вспомнил информацию в диапазоне от 55 до 80%;
  • 2 балла - ребенком по памяти воспроизведена половина информации;
  • 1 балл - ребенок без ошибок вспомнил 0-30% предложенного материала;
  • 0 баллов – ребенок не захотел контактировать, либо не принял, не понял предложенное задание.

Диагностика зрительной памяти необходима для подбора эффективных методик воспитания и развития детей дошкольного и школьного возраста.

методики диагностики памяти

Игра «Платочек»

Как можно развить в малышах желание к запоминанию определенной информации? Диагностика памяти у дошкольников вполне может быть проведена с помощью игры. На стол кладется несколько игрушек (15-20 секунд). Далее воспитатель накрывает их платочком, а ребенок должен перечислить все игрушки, которые были ему показаны ранее.

При этом осуществляется одновременно и диагностика, и развитие памяти. Далее можно поменять игрушки, предложив детям пояснить, какие из них были убраны.

Задание «Пары картинок»

Предлагаем еще одни тест на память и внимание для детей дошкольного возраста, а также для ребят 1-4 классов. Им предлагаются различные картинки. Они должны подобрать 7-8 пар, которые связаны между собой. Далее дети запоминают максимальное число картинок одного ряда, педагог убирает их. Малыши должны вспомнить расположение убранных изображений, пользуясь оставленными картинками второго ряда.

методики диагностики памяти

Подведем итоги

Диагностика нарушений памяти необходима для детального изучения каждого ребенка, подбора для него педагогом индивидуальной развивающей траектории. Благодаря разнообразным ролевым играм, воспитатель получает актуальную информацию о каждом воспитаннике, подбирает для него определенные варианты развития и совершенствования памяти.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.