Сущность и задачи личностно-ориентированного воспитания

Воспитатель, который формирует самосознание ребенка за счет освобождения детского "Я" от внутренних оков, добьется значительных успехов гораздо быстрее, нежели педагог, который лишь диктует малышу жесткие правила, которые следует безоговорочно соблюдать и выполнять. Дети видят огромную разницу между такими взрослыми, словно между ангелом и демоном. Именно поэтому следует основательно подойти к личностно-ориентированному воспитанию в начальных классах и дошкольном возрасте. Что это за воспитание и каковы его задачи?

Как расшифровать термин?

Если говорить кратко, личностно-ориентированное воспитания – это методы, направленные на формирование личности ребенка в раннем возрасте. Большинство людей привыкли к тому, что в данном вопросе российская педагогика всегда придерживалась умеренной позиции. Не стоит слишком мягко относиться к ребенку, поощряя его за самые незначительные достижения, но и не нужно быть тираном, который за небольшой проступок ругает или даже бьет малыша.

Подобный подход оправдывал себя лишь до некоторого времени, пока молодежь действительно чувствовала, что демократия имеет реальную власть над всем происходящим, а деньги являются лишь ресурсом для достижения материальных целей. Однако в условиях кризиса все становится ровным счетом наоборот. Тяжело признавать, но миром стали править те, у кого больше денег. Поэтому необходимо проработать новую, более эффективную методику воспитания.

Конечно же, не стоит забывать о том, что эффективность педагогического процесса во многих случаях будет строго индивидуальной. Некоторые дети легче поддаются воспитательному процессу, поэтому с ними будет проще найти общий язык. Однако даже в самом тяжелом характере можно найти лазейку, которая позволит сформировать правильное самосознание ребенка. Вопрос лишь в том, как быстро педагог сможет добиться расположения малыша.

Проблема современного воспитания

Ясли, детский сад, школа с продленным учебным днем – люди отдают своих детей в подобные муниципальные учреждения практически с рождения и даже не задумываются над тем, насколько эффективными являются те педагогические методики, которые в них используются. В большинстве случаев в подобных местах присутствует одна и та же проблема – авторитаризм, т. е. власть воспитателя или учителя над детьми.

Учитель кричит на ученицу.

Проблема современного воспитания заключается в том, что педагоги даже не пытаются выйти на контакт с ребенком. Они лишь стараются поддерживать свой авторитет, который позволяет им заниматься образованием детей согласно одной и той же схеме: "Понял задание? Тогда выполняй работу!" – и никаких поощрений за проделанный труд, никакого равенства в общении. Именно из-за жесткой политики воспитания большинство детей потом становятся попросту неприспособленными к жизни.

Еще с раннего возраста у ребенка может возникнуть неуважение ко взрослым, хотя ценностные основания личностно-ориентированного воспитания в школах и садах направлены совершенно на обратное. Выходит, что методика не работает? Как правило, так и есть. Лишь небольшая горстка детей, которым дома успели привить основные жизненные ценности, слушается педагога не потому, что боится его, а из уважения к старшему человеку.

Правильный подход к воспитанию

Личностно-ориентированный подход в воспитании учащихся имеет огромное значение. Каждый начинающий педагог должен понимать, что для программирования ребенка на самосознание и свободу личности необходимо учитывать особенности психики малыша. Само собой, чтобы найти к каждому ученику персональный подход, необходимо потратить кучу времени и сил. Однако лишь в этом случае воспитание будет действительно эффективным.

Учитель начальных классов.

К счастью, большинство молодых педагогов на сегодняшний день начинают постепенно вытеснять из воспитательного механизма сложившиеся стереотипы о том, что учитель всегда прав, что ребенок не имеет права с ним спорить и так далее. Медленно и постепенно слова "я должен" в сознании ребенка заменяются на "я хочу". Возможно, старые педагогические привычки, которые передавались из поколения в поколение со времен СССР, были и устрашающими, но уж точно не эффективными.

Также стоит сказать пару слов о том, что теория личностно-ориентированного воспитания заключается в том, что ребенок является высшей ценностью, которая ставится превыше самого воспитательного процесса. Это противоречит самой идеологии той педагогики, где учитель являлся для учеников чуть ли не божеством. Отношение к ребенку как к полноправному участнику взаимоотношений повышает его самооценку и достоинство.

Задачи личностно-ориентированного воспитания

Чтобы лучше понять, в чем заключается сущность современного педагогического подхода, необходимо взглянуть на его основные задачи. Кроме того, подобные действия позволят сравнить их с целями старой педагогики, чтобы выявить, какая система все-таки является наиболее эффективной. Итак, вот лишь основные задачи, которым преследует современная воспитательная методика:

  • формирование собственного самосознание у ребенка;
  • выдвижение нравственных ценностей на передний план;
  • сохранение и защита демократических принципов и равенства.

Как видите, цели личностно-ориентированной педагогики позволят развить у ребенка мышление, повысить внутреннюю самооценку, а также понять, в чем заключается значимость собственного "Я". Однако приверженцы старых методов воспитания ошибочно полагают, что методика воспитывает лишь эгоистов, которые плевать хотели на мнение старших и окружающих. Это, конечно же, не так, поскольку в основе главных ценностей, которые прививаются ребенку, лежит равенство.

Что же давала детям старая педагогическая система? Практически ничего хорошего. Ребенок с детства чувствовал свою неполноценность, поскольку он стоит на ступень ниже любого взрослого человека. То мнение, которое выдвигал учитель, становилось единственно правильным для всех детей, поскольку не было возможности его оспорить. Подобную методику можно сравнить с диктатурой, при которой о равенстве никогда не может идти и речи.

Почему стоит придерживаться новой системы?

Ценностное основание личностно-ориентированного воспитания заключается в равенстве. Еще на начальных этапах ребенок будет чувствовать себя на одной ступени с педагогом, что позволит ему сформировать взрослое мышление гораздо быстрее. Такие дети обычно достигают успехов в жизни намного быстрее, чем большинство современных взрослых. Нередки случаи, когда малыш в возрасте 7-8 лет занимался творчеством на профессиональном уровне и получал известность.

Учитель в роли друга.

Если говорить о личностно-ориентированном подходе в физическом воспитании, то он также имеет огромную эффективность. Только вспомните советскую школу. Каждого ребенка заставляли бегать несколько километров кросса, даже несмотря на то, что некоторые ученики являются слишком полными и не могут этого делать. Учитель тогда повторял: "Тебе нужно бегать, чтобы похудеть!" А если ребенка устраивала своя комплекция? Мнение учителя было превыше всего.

Что предлагает современная система физического воспитания? Каждому ребенку назначаются индивидуальные задания исходя их тех качеств, которыми он владеет. Какой смысл заставлять хрупкую девушку бросить гранату на большое расстояние, когда ее основным качеством является отличная гибкость и пластика? Или зачем парня учить аэробике, если он хорошо прыгает в длину с разбега. Поэтому к каждому ребенку должен быть персональный подход и оценка его способностей.

Правильное привитие культурных ценностей

Согласно мнению одного из авторов личностно-ориентированное воспитания Е. В. Бондаревской, в фундаменте современной педагогической методики должны лежать культурные ценности своей страны и малой родины. Если ребенка не принуждают к действию, а показывают на примерах, что так поступают взрослые, которые стали прославленными артистами или героями, то малыш самостоятельно придет к пониманию тех или иных ценностей.

Школьники в музее.

Не стоит забывать, что самостоятельно сформировавшееся у человека мировоззрение является более правильным, нежели то, которое навязывалось педагогом в течение нескольких лет. Как дать ребенку понять, что такое хорошо, а что - плохо? Достаточно будет посещать вместе с классом различные культурные выставки, картинные галереи, музеи и прочие заведения, которые на примере показывают, как именно должен вести себя человек, который хочет добиться успеха в жизни.

Однако формирование внутреннего самосознания должно основываться на индивидуальных особенностях детской психики. Многие педагоги начинают водить детей в музеи воинской славы еще в первом классе школьного учреждения, когда малыши даже не начали изучать историю и не понимают, что такое война. Гораздо эффективнее было бы отправить детей на какой-нибудь культурный ансамбль для самых маленьких.

Удовлетворение уникальных интересов ребенка

Сама сущность личностно-ориентированного воспитания ребенка заключается в признании его уникальности перед остальными детьми. Необходимо не только замечать, какие интересы есть у детей, но и обязательно их удовлетворять при возможности. Если большая часть девочек в вашем классе занимается вышивкой, это еще не значит, что такое занятие будет интересно выполнять абсолютно каждому ребенку. Поэтому не стоит занижать оценку ученику, у которого нет к этому таланта.

Учитель по информатике.

Кроме того, большинство детей в современных школах относятся к образовательному процессу без должного внимания. Все дело в специфике того менталитета, который сложился в течение нескольких лет образовательной деятельности – каждый ученик должен изучать те же предметы, что и его одноклассники. И совершенно неважно, есть ли у ребенка склонность к естественным наукам, или он больше понимает обществознание и литературу.

К счастью, все больше учреждений стали переходить на профильную систему образования. Ребенок сам выбирает предметы, которые он будет изучать. К примеру, ученики с профилем "Математика и информационные технологии" будут больше других изучать алгебру, геометрию, физику и информатику, зато у них сокращены уроки русского языка, истории и литературы. Довольно удобная система, учитывающая личные качества ребенка.

Уважение ребенка и равноправие в отношениях

Личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании – это не только индивидуальный подход к каждому ученику, но и абсолютное уважение по отношение к каждому ребенку. Скажите, кто из современных учителей называет первоклассников на "Вы"? А ведь именно так должен поступать любой педагог вне зависимости от того, обучает ли он взрослого выпускника или малыша. Взгляните на систему образования в Европе или Японии и скажите, что подобный метод не работает.

Учитель жмет руку ученику.

Кроме того, во многих школах присутствует такая тенденция: если ученик не справляется с заданием, его наказывают или унижают перед остальным классом. До поры до времени он будет таить злобу и чувство обиды внутри себя, после чего рано или поздно выплеснет все на учителя. До этого момента между педагогом и учеником будет зреть внутренних конфликт, начало которому положил именно взрослый, осудив ребенка перед сверстниками.

Технология "любимой школы" является одной из самых новых и эффективных, некоторые ее элементы все чаще стали заимствовать многие образовательные учреждения. Принцип довольно прост: главными лицами в детском саду являются дети, а воспитатели – это взрослые друзья, с которыми можно решить любой вопрос. Педагог охотно играет такую роль, благодаря чему дети чувствуют себя намного комфортнее. Однако полностью перенять методику для школы было бы ошибкой.

Понимание ребенка – главный ключ к воспитанию

Большинство "сложных" детей не соглашаются выполнять какое-либо задание только потому, что их отказываются понимать воспитатели. В некоторых случаях ребенку просто не хватает внимания и заботы. Как правило, именно такие дети способны на грандиозные свершения, если они получат то, чего так сильно хотят. В противном случае та внутренняя энергия, которая все это время копится внутри детского организма, выплескивается во что-то плохое.

Ребенок грозит кулаком.

Чтобы понять ребенка, необходимо поставить себя на его место. Как бы вы отреагировали на месте малыша, который получил двойку за невыполненное домашнее задание, когда причиной тому стала незапланированная поездка родителей? Вместо того чтобы наказывать малыша, позвоните его родителям и попросите, чтобы они планировали свой график таким образом, чтобы это не мешало ребенку заниматься. В этом случае ученик будет сильнее уважать своего педагога.

Зачастую воспитатель не может подавить внутри себя "первую реакцию", которая в большинстве случаев основывается на неправильных суждениях. К примеру, воспитатель видит, как мальчик ударил девочку, после чего сразу же вмешивается в конфликт, обвиняя малыша и утверждая, что так делать нельзя и что он неправ. Конечно же, распускать руки – дело последнее, однако прежде чем обвинять ребенка, постарайтесь выяснить, что привело к конфликту.

Именно поэтому так важно, чтобы личностно-ориентированное воспитание в начальных классах и детском саду базировалось на умении педагога понимать своих подопечных. Воспитатель или учитель должен уметь хладнокровно анализировать определенную ситуацию и принимать сторону ребенка, даже если он во многом не прав. Ведь дети никогда не совершают плохих поступков просто так – виной всему неправильное воспитание, полученное от взрослых.

Признание права малыша быть самим собой

В содержании личностно-ориентированного воспитания детей есть очень интересный пункт, который называется "Признание ребенка". Каждый педагог должен уметь не только поставить себя на место ученика, но и примириться с его особенностью. Ведь далеко не все дети получают дома любовь в достаточном количестве. Педагог не может понять всех обстоятельств формирования характера малыша, поэтому должен принимать его таким, какой он есть.

Особое значение признание личности имеет в случае воспитания подростка, когда у большинства из них начинает формироваться собственное сознание, жизненные принципы, характер и моральные ценности. Если учащийся школы видит, что его взгляды на жизнь, которые были сформированы личным опытом, не признаются взрослыми людьми, то он перестает их уважать или даже начинает презирать. Поэтому так важно принимать чужую точку зрения, даже если она не идеальна.

Что касается технологии личностно-ориентированного воспитание дошкольников, то она играет не менее важную роль, чем воспитание подростков. Ведь формирование личности может происходить еще на ранних этапах развития ребенка. Все зависит от ситуаций, которые удалось пережить малышу в своем возрасте. В некоторых случаях пятилетние дети только начинают общаться со своими сверстниками, а в других – уже успели познать горечь обиды и предательства.

Принятие ребенка таким, какой он есть

Речь идет о безусловном принятии малыша со всеми его достоинствами и недостатками. Конечно же, это проще сказать, чем сделать, ведь каждый воспитатель должен научить ребенка тому, что такое хорошо и что такое плохо. Однако принимая малыша, вы признаете за ним готовность к изменениям, которые будут с ним происходить под влиянием поведения сверстников и рекомендаций старших людей.

В большинстве случаев педагоги повторяют одну и ту же ошибку – начинают принимать своего воспитанника формально. К примеру, учитель обещает ребенку помочь в каком-то деле, но потом отказывается от своих слов, ссылаясь на более важные дела. Педагог должен понимать, что, принимая ребенка, он становится для него лучшим другом и советчиком. Предательство такого человека может восприниматься куда больнее, чем невыполненное обещание от сверстника.

Надеемся, теперь вы лучше понимаете, в чем заключается модель личностно-ориентированного воспитания дошкольников и школьников. Конечно же, чтобы обучиться такой методике, потребуется несколько месяцев упорных исследований и годы практики. Однако если говорить кратко, личностно-ориентированное воспитание ребенка – это равноправное и индивидуальное отношение к каждому малышу. Старайтесь быть для своих воспитанников не грозным учителем, а хорошим другом, который может помочь справиться с любой задачей или хотя бы даст ценный совет. Лишь в этом случае у педагога получится добиться полного и безоговорочного уважения со стороны детей, а сам процесс воспитания окажется максимально эффективным.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.