Предложный падеж и правила употребления его с предлогами

Русский относится к тем языкам, в которых есть падежи. Правда, если бы их не было, то использовались бы другие указатели функции слов в предложениях, такие как предлоги, послелоги, а также порядок слов.

предложный падеж

Традиционно в рамках школьной программы по русскому языку изучается шесть падежей, связывающих слова в предложении и указывающих их синтаксическую роль. Склонение происходит путем изменения окончаний у именных частей речи: существительных, местоимений, числительных и прилагательных.

К каждому из них можно задать вопрос, отличающий один падеж от другого. Кроме того, есть дополнительные слова, помогающие при склонении. Например, предложный падеж имеет слова-помощники «думать», «мечтать», «жалеть», а также падежные вопросы: «о ком?», «в ком?», «о чем?», «в чем?» с подходящими предлогами.

Он имеет довольно разнообразные значения. Если предложный падеж связан с вопросами «о ком?», «о чем?», то он может согласовываться как с глаголами, так и с существительными. То есть он бывает как приглагольным, так и приименным.

Приглагольный употребляется с различными предлогами. Например:

а) «об», «обо» - мечтать об отпуске, думать о зарплате;

б) «по» (имеет значение «после») – по окончании училища, по получении бандероли;

в) «при» (для указания ориентиров или обстоятельств) - жить при усадьбе, числиться при театре, создать при отделе, присутствовать при осмотре;

г) «в», «во» как указатели места или предмета, если что-то или кто-то пребывает внутри – жить в городе, водиться в лесу, сидеть в холле, находиться во дворе, заметить во взгляде;

предложный падеж окончания

д) «на» как указатель поверхности - на Востоке, на солнце, стоять на берегу, лежать на диване; указатель места действия – быть на работе, находиться на ответственной должности, учиться на факультете филологии; указатель объекта, над которым производят действие – сосредоточиться на решении задачи, остановиться на самом интересном месте; указатель состояний, обстоятельств или условий, сопровождающих действие – находиться на пенсии, оставаться на отдыхе; указатель предмета, являющегося орудием или материалом, а также указатель времени действия – кататься на велосипеде, готовить на масле, играть на скрипке.

С ним также согласуются существительные множественного числа. Например: жизнь в городах.

Приименный предложный падеж употребляется с существительными и с отглагольными словами, управляющими падежом – доклад о русском искусстве, о принципах борьбы с курением.

Зачастую приименный употребляется с такими предлогами как «в» и «на», а также с предлогом «о», если нужно обозначить признак, свойство или качество предмета. Например: тулуп на овечьем меху, летопись в кожаном переплете, конь о четырех ногах.

существительные множественного числа

Бывает так, что школьники неправильно употребляют предложный падеж, окончания путают. Например: «Скучаю по нем», вместо правильного варианта «Скучаю по нему». «Попадаю по нем», а не «Попадаю по нему».

Если ученик путает предложный падеж с другими, значит, ему нужна практика в склонении существительных и других частей речи. Самое главное - при выполнении упражнений подчеркивать и запоминать окончания, которые часто зависят от того, с каким предлогом употреблено слово.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.