Административное управление структурными подразделениями компании и ценообразование в рыночной экономике

Усиление коммерческой самостоятельности подразделений компаний требует отработки системы взаимодействий между ними и предприятием в целом, между конкретным исполнителем и трудовым коллективом, в котором он работает. Реализация элементов коммерческих отношений на уровне внутрипроизводственных подразделений предприятия вынуждает проводить изыскания, направленные на создание органа финансового управления, отвечающего требованиям рыночной экономики.

Ценообразование на мировом рынке, рыночные отношения на уровне внутрипроизводственных подразделений, требуют формирования сквозной системы налогообложения подразделений предприятия. Решение указанного вопроса связано с формированием трансфертной цены на продукцию и услуги данных подразделений, будь то ценообразование на рынке транспортных услуг или каком- либо другом и является исключительно сложным в связи с необходимостью установления реального вклада каждого подразделения предприятия в получение общего дохода. Особенно ценообразование в рыночной экономике представляется там, где возникает вопрос установления доли дохода по наиболее мелким подразделениям цеха (участкам, бригадам), непосредственно участвующим в изготовлении продукции.

Повышение уровня реализации экономической ответственности непосредственных исполнителей работ требует разработки системы предъявления хозяйственных претензий структурных подразделений друг к другу и к конкретным исполнителям.

Ценообразование в рыночной экономике предполагает, что одним из наиболее важных аспектов хозяйствования внутрипроизводственных подразделений является планирование производства, которое целесообразно развивать в направлении реализации принципов рыночных взаимоотношений. Должна быть изменена сама концепция планирования путем сочетания административных и экономических методов. При этом внимание исследователей должно быть направлено на отказ от таких основ планирования и ценообразования в структурных подразделениях предприятия, как затратный механизм, субъективное регламентирование нормативной базы. Ценообразование в рыночной экономике должно учитывать основные концептуальные направления разрабатываемой системы планирования и ценообразования, которые могут основываться только на принципах рыночного механизма, законе стоимости, одним из проявлений которого является учет общественно необходимых затрат труда, комплексного использования конструктивно-технологических характеристик продукции и организационно-технических факторов производства.

По мнению одних авторов, в новых условиях самоуправления подразделений, компании должны устранять директивное начало, жесткость иерархического подхода к управлению. По мнению других, отмечается, что при переходе к преимущественно экономическим методам менеджмента, не отвергаются в принципе административные методы.

Вопреки мнению многих ученых-экономистов, предлагающих в период трансформационной экономики отказаться от административных методов, заменив их экономическими, целесообразным представляется усилить административные методы менеджмента, в то же время интенсивно реализуя экономические.

Необходимо найти оптимальное соотношение между административными и экономическими методами менеджмента, действующими на уровне внутрипроизводственных подразделений предприятия и на основе этого симбиоза организовывать ценообразование в рыночной экономике.

Для эффективного функционирования структурных элементов компании с помощью экономических методов менеджмента представляется целесообразным предоставить им внутри предприятия имущественную, экономическую и финансовую самостоятельность. Для этого нужно исходить из следующих теоретических предпосылок:

- предприятие должно обеспечить структурным подразделениям имущественную самостоятельность и ответственность (аренду, акционирование, создание малых предприятий);

- во взаимоотношениях между предприятием и его структурными подразделениями должны действовать административные методы менеджмента в сочетании с экономическими;

- если определенные функции могут выполняться как централизованно предприятием, так и его структурными подразделениями, их выполнение следует отдавать подразделениям;

- структурные подразделения должны полностью использовать гибкое ценообразование, кредитные взаимоотношения, инвестиции;

- взаимоотношения подразделений предприятия между собой в наибольшей степени должны строиться на рыночной основе;

- необходимо повысить качество менеджмента, маркетинга на уровне структурных подразделений предприятия;

- подразделения предприятия должны сочетать экономическую ответственность за результаты труда с экономической заинтересованностью.

В настоящее время методы менеджмента на уровне структурных подразделений крупных промышленных предприятий претерпевают принципиальные изменения в сторону усиления экономических аспектов и ослабления административных.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.