О чем рассказали древние зубы, найденные в китайской пещере?

В китайской пещере исследователями обнаружен набор, состоящий из 47 зубов. Следы, что были оставлены в пещере Даоцзян, полностью меняют представление ученых о миграции древних людей. Эта находка позволяет отодвинуть сроки выхода гомо сапиенс из Африки, по крайней мере, на 20 000 лет назад.

Переписаны сроки ранней миграции

Исследование, опубликованное в журнале Nature, полностью меняет представление ученых о сроках ранней миграции гомо сапиенс. Группа археологов сообщила о том, что ими были обнаружены 47 человеческих зубов в полу массивной известняковой пещеры Даоцзян, что находится на юге Китая. Рядом с зубами были обнаружены останки гиены, останки гигантских панд, а также окаменелости, принадлежащие другим диким животным. В этом месте учеными не было найдено никаких следов древних орудий труда или оружия. Это позволяет предположить, что пещера не была жилищем людей, гомо сапиенс оказались там по вине хищников и были ими съедены.Зубы

Как определить возраст находки?

Ученым предстояла сложная работа по определению возраста самих окаменелостей, их принадлежности, возраста пород, в которых были найдены зубы, а также возраста останков диких животных. Один из руководителей исследования, палеоантрополог Университетского колледжа Лондона, Мария Мартинон-Торрес, рассказывает о том, что не сомневается в принадлежности зубов. Гомо сапиенс, в отличие от неандертальцев, имели зубы небольшого размера, с тонкими корнями и плоскими коронками. Именно такие окаменелости, сродни современным зубам человека, и были найдены в китайской пещере. Однако точный возраст человеческих окаменелостей установить не удалось.

Ученые не стали терять время и рассмотрели месторождение кальцита, в котором были зарыты найденные зубы. Урановая обработка показала, что сталагмиты в пещере образованы, по крайней мере, 80 000 лет назад. Следовательно, породы, которые залегают глубже, еще старше. Радиоактивное излучение останков животных подтвердило, что хищники были здесь примерно в это же время, в позднем плейстоцене. Если сложить все пазлы в одну картинку, выходит, что человек находился в этой местности более чем 120 000 лет назад. И если это предположение подтвердится, значит, новое археологическое открытие бросит вызов истории.

Ученые продолжают работу

До этого момента наука была склонна считать, что гомо сапиенс впервые появился в Африке около 200 000 лет назад. Однако долгое время новый вид не передвигался по миру и не осваивал новых территорий. Историки полагают, что основная миграция началась примерно 60 000 лет назад. И если находка, обнаруженная в китайской пещере, действительно такая древняя, как предполагают археологи, она способна переписать историю. Археолог Майкл Петраглия из Университета Оксфорда утверждает, что обнаруженные в Даоцзян зубы – одна из самых ценных находок последнего десятилетия.Исследование

Первые миграции гомо сапиенс

До начала массовой миграции первые смельчаки все же пытались покидать пределы африканского континента. Так, в двух израильских пещерах ранее были найдены окаменелости гомо сапиенс, оставленные 100 000 лет назад. Большинство ученых полагает, что эти находки являются признаком первых неудачных миграций человека. Людям не удалось закрепиться на новых территориях, и они на время оставили мысли о попытках освоения новых земель. Так считалось до нового открытия.

Ранее ученые полагали, что современные люди могли появиться на территории южной части Китая от 30 000 до 70 000 лет назад. Несмотря на то что Европа находится ближе к африканскому континенту, люди начали туда мигрировать намного позже, чем в Южную Азию. Возможно, это было связано с климатическими особенностями. В то время в Европе процветали неандертальцы, и преобладал холодный климат ледникового периода. Азия же была теплой, пустынной и необжитой.

Противоречивые мнения

Некоторые современные исследователи все же скептически оценивают возраст находки. Палеоантрополог Жан-Жак Хюблин из немецкого Института Макса Планка отметил, что некоторые найденные зубы имеют видимые полости и следы кариеса. Считается, что это поражение зубов появилось лишь 50 000 лет назад. Другие исследователи склонны полагать, что кариес мог быть вызван особенностями тропической азиатской диеты. Так или иначе, ученым предстоит немало потрудиться для того, чтобы полностью ответить на все поставленные вопросы и вынести окончательный вердикт.