Материализм это сомнение в материальном?

Материализм – это философское течение, которое отрицает духовную сущность вещей, опираясь в первую очередь на эволюционную составляющую в генезисе внешнего, по отношению к человеку, мира. Характерными особенностями такого подхода является полное отрицание существования бога и других высших субстанций.

Кроме того, для материалистов важно не столько осмысление сущности происходящих вокруг процессов, сколько поиск логического и псевдонаучного объяснения происхождения, существования физического пространства. В этом смысле можно утверждать, что материализм – это учение о телесности мира и вещей в этом мире. Для сравнения: идеализм с его концепцией первосущности высшего идеала (неважно, в какой форме он пребывает) главную ставку делает на самопознание идеального, поиск бога внутри себя. Иными словами, для представителей материализма основная категория – это физический мир как объективная реальность, для идеалистов – человеческое «Я» как духовная проекция высших сил.

Человеческое сознание и физика мира

Отрицание духовного начала привело к тому, что материалистам, начиная с эпохи Возрождения, требовалось как-то вписать человеческое сознание в эволюционную физику повседневной действительности. И тут возникла проблема, так как христианское мировоззрение не позволяло полностью отрицать божественной сущности человека. Выход нашелся в поиске морального и этического идеала – таким путем пошли гуманисты, превратив материализм в философии в прообраз социальной и политической теории. Позже французские мыслители только оформили наработанные концепции в протосовременные теории права и конституционализма. Материализм - это этика и право. Так условно можно обозначить ценностную эпоху 15-18 веков.

Два подхода

Возрождение материализма четко поставило вопрос: что первично и что вторично? Оказалось, что материализм – это не только поиск общих законов развития природы, но и определение, точнее говоря, осознание первоисточника мира. Вульгарный материализм искал первозданную материю, в сущности, он представлял собой продолжение греческой традиции (Демокрит, Эмпедокл). Последовательный материализм исходил из механического принципа пояснения объективных законов, существующих вне человеческого сознания. Однако, как ни парадоксально, именно последовательный материализм транзитом через материализм диалектический пришел к выводу о феноменологической природе материи. По этой логике, которую окончательно проложил В. Ленин, получалось, что окружающая действительность – это всего лишь представление, существующее в нашем сознании, причем само сознание – объективная реальность. А это, в свою очередь, означало, что внешний мир можно конструировать по собственному образу и подобию. В итоге место бога занял человек, что особенно хорошо прослеживалось в советском марксизме.

Декартово сомнение

Кроме этого, нельзя забывать, что теория материализма существенно преобразилась после того, как Р. Декарт ввел свой принцип сомнения. Оказалось, что все логические доводы материалистов, впрочем, как и иных философов, не выходят за рамки логического круга: если признавать сознание частью объективного мира, познание этого самого объективного мира возможно только через индивидуальное сознание. Разорвать круг - означает признать некоторые вещи не только объективно существующими, но и поверить в них. А это означает, что источником любой материалистической концепции является идеалистическая позиция самого философа.

Комментарии