Бизнес-модель: 8 пунктов на пути к успеху
Многие хотят начать свое дело, но немногие знают, как грамотно за это взяться. Искать инвестиции? Писать бизнес-план? Налаживать контакты с партнерами или завоевывать сердца клиентов? За что хвататься в первую очередь? Ответить на этот вопрос поможет бизнес-модель. На первый взгляд, все кажется простым.
Для того чтобы представить идею всесторонне и многогранно, необходимо будет ответить на несколько вопросов, определиться с рядом параметров. Вот один из основных способов, как можно разработать бизнес-модель.
Во-первых, определитесь с заказчиками. Кто будет основными клиентами? Проанализируйте целевую аудиторию - пол, возраст, материальное положение заказчиков, а также то, чем будет для них товар или услуга - роскошью или первой необходимостью.
Во-вторых, выясните значимость - какие потребности клиента удовлетворяют ваши товары, какие их проблемы решают?
В-третьих, продумайте каналы сбыта. Каким образом вы хотите вступать в контакт с вашими клиентами? Будет ли это бутик, а может, интернет-магазин или сеть рекомендаций? Будет ли общение проходить лицом к лицу или только через сеть или по телефону?
В-четвертых, задумайтесь об отношениях, то есть психологической составляющей. Какого мнения о вас можно ожидать от клиентов и во что это вам обошлось? Создаете ли вы имидж самого доступного или элитного бизнеса для избранных? Каким образом вы будете выстраивать отношения с потенциальными клиентами - с помощью автоматизации процесса (например, рассылки, формуляры) или же будете активно участвовать в жизни местного сообщества? Хотите ли вы организовать мероприятия, семинары, конференции, шоу?
В-пятых, изучите денежный поток. Сколько ваши клиенты платят сейчас и сколько будут готовы заплатить? Какой процент составляют различные потоки доходов в бизнесе? Одни учитывают повременную оплату, другие предлагают пакет услуг, третьи - подписку, четвертые - прямые продажи.
В-шестых, проанализируйте ресурсы, на которых будет базироваться ваша бизнес-модель. Пример? Авторские рестораны, издательства, агентства, то есть случаи, когда репутация дела основана на имидже и известности владельца. Или это интеллектуальные ресурсы, такие, как имя, знания, умения, налаженные отношения и связи в обществе. Физические источники получения прибыли - это оборудование, транспортные средства, системы, программное обеспечение. К примеру, как клиенту вам ведь будет безразлично, кто является владельцем сети такси и какая у него репутация.
В-седьмых, важным моментом, который должно включать описание бизнес-модели, является деятельность. Что сделать, какие меры необходимо будет предпринять, чтобы продать, найти новых клиентов и поддержать отношения с существующими? Возможно, вы будете регулярно предлагать постоянным заказчикам скидки, вводить новые товары или услуги. Или же примете активное участие в отраслевой конференции, напишете статью в профессиональный журнал.
Восьмой пункт, который должна включить бизнес-модель - это партнеры. Кто они? Как вы можете им помочь, какие виды деятельности они будут выполнять для вас? Нельзя за все браться самому, ведь у других есть навыки и знания. Они сделают дело быстрее, а вы займетесь в это время своей творческой деятельностью. Бухгалтерский учет, маркетинг, ведение фан-пейджа, написание текстов - все можно передать партнерам.
Проанализировав все эти пункты, вы сможете комплексно представить бизнес-модель вашего дела, наметить направления развития и начать предпринимать первые шаги на пути к успеху.