Интеллектуальные ресурсы: виды, структура, формирование и системы управления
Интеллектуальные ресурсы, интеллектуальный капитал, человеческий капитал — категории, которые входят в число многовариантных и наиболее подвижных. Они широко используются в социологических и экономических исследованиях. Зачастую названные термины рассматриваются в качестве тождественных. Однако между ними очевидны определенные различия. В нашей статье особое внимание уделим первой из представленных категорий. Рассмотрим структуру интеллектуальных ресурсов, их классификацию, вопрос формирования и актуальные на сегодняшний день системы управления.
Введение
Такие средства постепенно становятся основополагающим компонентом благосостояния предприятий. Интеллектуальные и материальные ресурсы в совокупности определяют конкурентоспособность коммерческих структур и выступают основным фактором их развития. Из-за повышения научно-технического производственного уровня, роста необходимости в совершенствовании технологий и вхождения в общество постиндустриального типа возникла надобность в максимально пристальном внимании именно к интеллектуальной составляющей предприятия вместе с основными и оборотными денежными средствами.
На сегодняшний день интеллектуальный ресурс становится одним из ключевых конкурентных преимуществ компаний. Он является источником повышения производительности труда. Интеллектуальная собственность с середины прошлого столетия начала рассматриваться экономистами в качестве производственного фактора. Еще Карл Маркс указывал на зависимость развития общества в экономическом плане от общего научного и технологического уровня или использования данной науки в отношении производства.
Классификация по форме проявления
В настоящее время принято выделять достаточное количество видов интеллектуальных ресурсов. Следует отметить, что все они неоднородны по своей природе и включают разные элементы. Актуальна классификация в соответствии с различными признаками. По форме проявления принято выделять следующие разновидности категории:
- овеществленные, то есть материализированные;
- неовеществленные, то есть нематериализированные.
Примером первой разновидности интеллектуальных ресурсов организации считаются печатные издания разных, в частности, научных, исследований (это могут быть монографии, книги, доклады, отчеты и прочее). Примером второй разновидности являются программные продукты, базы данных и так далее.
Другие классификации
В соответствии с таким критерием, как субъект принадлежности, принято выделять следующие виды информационно-интеллектуальных ресурсов:
- Индивидуальные, другими словами, личные.
- Корпоративные, то есть коллективные.
- Общенациональные, которые составляют национальное богатство.
- Государственные.
- Глобальные, которые относятся к мировому хозяйству в общем смысле.
Далее целесообразно изучить классификацию по характеру предназначения. Так, ресурсы могут иметь теоретическое, научные, практическое, прикладное предназначение, а также обыденное (другими словами, рутинное), к примеру, для ведения домашнего хозяйства. Кроме того, речь идет о развлекательно-досуговом и морально-этическом предназначении. В зависимости от определенной области использования имеет место классификация, включающая политические, социально-экономические, экологические и другие типы.
Информационно-интеллектуальные ресурсы классифицируются и по методу формирования. Они могут создаваться на основе уже существующих или генерироваться самостоятельным образом в «головах» специалистов соответствующей области при условии предельно малого явного знания (по-другому его называют кодифицированным).
В соответствии с формой применения интеллектуальные ресурсы подразделяются на отчуждаемые и неотчуждаемые. Первая группа предполагает передачу в пользование иным субъектам, которые являются потребителями, в овеществленной форме (лицензия, патент) на тех или иных условиях или в устной, то есть неовеществленной форме, другими словами, в виде баз данных, символов и знаков. Ресурсы второго типа обычно существуют в неовеществленной, нематериальной форме. Именно поэтому они не могут отделяться от носителя, кем выступает индивид или коллектив. Даже если они актуальны в овеществленном виде (разработки научно-технического плана, рукописи), их отчуждение в будущих периодах предполагает выполнение особых правил.
Структура категории
Для полноценного управления интеллектуальными ресурсами важно знать их структуру. По своему содержанию они являются многослойной категорией. Иными словами, это интегрированное формирование, которое включает в себя такие составляющие:
- Научные знания, которые создаются в университетах, научно-исследовательских институтах государственного типа и в частной корпоративной области разработок и исследований.
- Технологические (технические) знания, главными поставщиками которых считаются структуры предпринимательского сектора, которые проводят собственные разработки и исследования, институты предпринимательской области и гос. научные университеты, другие учреждения, а также активность в плане исследований в новых предпринимательских формированиях, возникающих как при разработке нового бизнеса, так и как побочный продукт исследований, реализуемых в существующих организациях и объединениях.
- Инновации, которые осуществляют фирмы предпринимательского сектора, а также вновь созданные предприятия.
- Интеллектуальный капитал как интеллектуальный ресурс России. Стоит заметить, что создается он в результате работы университетов, связанной с подготовкой кадров и специалистов высшей категории, в процессе исследований в предпринимательском и государственном секторах, а также в иных заведениях высшего проф. образования, отличающихся своей спецификой.
- Компетенции (квалификации), получаемые при обучении в вузах, в корпоративном секторе, а также на курсах профессионального характера. Сюда же относятся и компетенции, которые являются результатом опыта сотрудников в профессиональном плане во всех областях экономики, куда входит и исследовательская сфера.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как ресурсы интеллектуального потенциала страны, которые создаются в корпоративном секторе и распространяются в результате их использования, а также деятельности сетевых компаний.
Формирование и использование ресурсов на практике
На сегодняшний день современные информационные средства считаются важнейшей исходной составляющей не только создания интеллектуальных ресурсов человека, но и условием для экономического развития общества в общем смысле. Под информационным ресурсом следует понимать в первую очередь информацию, которую накапливали, собирали, анализировали, в некотором плане обновляли, другими словами, преобразовывали для того, чтобы получить знания. Эти сведения, а также полученные на их основе знания стали материализованными в виде разных баз данных, алгоритмов, документов, произведений науки, литературы, искусства, программ и так далее.
Применение средств информационного плана связано с качественной и количественной оценкой, а также с их квалификацией. Данные ресурсы подразделяются на группы согласно указанному закону по признаку собственности. Принято выделять информационные средства иждивенца, организации, региона и страны.
Характеристики информационных ресурсов
Как выяснилось, в совокупности интеллектуальных ресурсов предприятия особое место занимают информационные средства. В их основе — информация, которая приобретает определенные свойства, присущие ей, сохраняет свои собственные характеристики в качестве инструментов конкретного формата. Данные качества включают:
- В отличие от иных разновидностей, информационные, как правило, не отчуждаются непосредственно от производителя. Так, их производство и последующее потребление взаимосвязаны функциональным образом.
- При передаче и использовании данных средств субъектами и системами они не уменьшаются, не уничтожаются. Более того, для субъекта, который принимает и является потребителем, объемы их (иными словами, количество информации) и знания, полученные на их основе, в любом случае увеличиваются. Подобный расклад не является свойственным для материальных объектов.
- В данном случае под оценкой их стоимости следует понимать неоднозначный процесс. Он зависит от многих факторов. Сюда входит стадия жизненного цикла данных средств, материальные расходы и время, необходимое для их производства и последующего распространения, характер использования их как ресурсов.
- В качестве объекта купли-продажи такие средства можно применять многократно, причем без потери их стоимости в потребительном плане и без производства повторно. При этом производители их, так или иначе, сохраняют собственный экономический статус, то есть по отношению к ресурсам они остаются владельцами. Именно по этой причине права потребителя и производителя информационных средств обычно определяют нормативные акты.
- Они могут многократным образом использоваться и в случае соответствующих условий храниться на протяжении неограниченного промежутка времени.
- Они, будучи объектом договора купли-продажи, в отличие от иных разновидностей не имеют материальной составляющей. Так, на рынке реализуются именно фактические права, связанные с их использованием. Часть данных ресурсов выступает как достояние мирового сообщества.
- Литературные произведения, фундаментальные открытия, законы невозможно механически перенести на их производство и последующее применение.
- У информационных средств есть свойство старения, то есть утраты собственной ценности. Именно по этой причине их необходимо постоянно обновлять. Это оказывает существенное воздействие на их потребительную стоимость и ценность конечных продуктов, которые создаются на их основе.
Системы управления интеллектуальными ресурсами
Повышение конкуренции почти во всех бизнес-секторах, которое вызвано технологическими изменениями и глобализацией торговли, заставляет российские фирмы уделять пристальное внимание инновационной работе, получению, извлечению и последующему развитию преимуществ в плане конкуренции за счет предельно эффективного управления интеллектуальным капиталом и знаниями.
Целесообразно рассмотреть управление интеллектуальными ресурсами на конкретном примере. Возьмем одну из наиболее крупных на территории РФ финансовую корпорацию под названием «Система». Структура имеет десять ключевых направлений в сфере бизнеса:
- Телекоммуникации (иными словами, сотовая и стационарная связь). Сюда целесообразно включить голосовые услуги, передачу данных, а также доступ в сеть Интернет; платное телевидение и иные услуги абонентам, то есть операторам, физическим, юридическим лицам.
- Инновационные решения в области информационных технологий, телекоммуникаций и микроэлектроники на территории России, в странах СНГ, причем с растущим присутствием в Восточной и Центральной Европе, в Африке и на Ближнем Востоке (больше чем 3500 клиентов).
- Недвижимое имущество: девелопмент (разработка, развитие); управление строительством и проектами, объектами недвижимости (в том числе эксплуатация зданий и сооружений).
- Банковский и финансовый бизнес: розничный, инвестиционный, корпоративный.
- Реализация товаров для детей (розничная и оптовая).
- Массмедиа: реклама и медиа-контент; платное телевидение, куда входит и управление сетями; управление контентом; производство кинофильмов.
- Радиотехника, куда относятся наземные и аэрокосмические системы, связанные с управлением; силовое аппаратостроение.
- Туристическая сфера: туроперирование; розничная реализация турпродукта; гостиничный бизнес; транспортные услуги.
- Производство оборудования для создания инновационных медицинских средств и фармацевтика; производство лекарственных форм, лекарственного сырья и инновационных субстанций химического типа.
- Медицина: сеть медицинских клиник разного профиля; служба скорой медицинской помощи.
Инвестиционная привлекательность
Одним из наиболее важных условий инвестиционной привлекательности структуры является высокая степень корпоративного управления. Создание единой системы контроля и управления интеллектуальными ресурсами, которая полностью интегрирована в структуру корпорации или предприятия, рассматривается в качестве еще одного инструмента для увеличения эффективности в развитии бизнеса.
Задача системы управления
Задача такой системы управления (СУИР) заключается, прежде всего, в контроле процессов трансформации интеллектуального капитала в настоящую прибыль в случае эффективного создания стоимости посредством применения соответствующих средств для увеличения:
- выгод от производственных инноваций, в частности, за счет знаний «скрытого» типа;
- доходов, получаемых от интеллектуальных ресурсов, не используемых структурой в текущих производственных процессах;
- выгод от полноценного применения «внешних» знаний (здесь крайне важным является соблюдение действующего на территории страны закона).
Заключение
Итак, мы рассмотрели виды, структуру, формирование и систему управления интеллектуальными ресурсами. Стоит заметить, что данная система содержит в себе несколько составных частей. Среди них формализованные механизмы (иными словами, бизнес-процессы), необходимые для выработки и последующего принятия решений; единое информационное пространство, относящееся к распространению знаний и управлению ими; среда, которая считается благоприятной для возникновения и дальнейшего роста инноваций. СУИР в любом случае подчиняется единой корпоративной идеологии.
Система управления с учетом настоящих возможностей экономики рыночного типа может создавать специальные условия для получения знаний, применяя их покупку, аренду, методики развития, а также современную корпоративную культуру. Функция, связанная с управлением знаниями, включает в себя рыночные методики в зависимости от специфики и характеристик той или иной стадии организации, приобретения и дальнейшего усвоения новых знаний. Стоит заметить, что на каждой стадии нужно использовать современные информационные технологии, изучать Интернет, инструменты интеллектуального анализа, всевозможные сети, системы управления документооборотом, экстрасети, системы поддержки решений, искусственный интеллект, а также программное обеспечение коллективного вида деятельности.
В СУИР могут превалировать разные компоненты, начиная от организационных механизмов (то есть внутрифирменных стандартов или регламентов), обеспечивающих передачу и абсолютное сохранение знаний внутри структуры, и заканчивая развитыми информационными системами (корпоративные хранилища и порталы со знаниями). При этом такая может быть корпоративной (внутрифирменной) или функционирующей согласно интересам современного рынка. В последней ситуации знания будут применяться продавцами, покупателями, а также агентами-посредниками, наделенными специальными функциями.