Один из наиболее долгих периодов в истории человеческой мысли - средневековая философия. Патристика и схоластика являются одними из ее важнейших этапов. Первый из этих двух терминов относится к трудам «отцов Церкви»: от ранних последователей апостолов до мыслителей 7-8 века. Рассмотрим второе философское явление.
Понятие схоластика заимствовано из греческого языка. Само по себе оно изначально указывало на обучение в школе. Точнее, этот термин относился в основном к образовательным заведениям, открываемым на деньги церковного бюджета. Учителей, которые работали в них, называли схоластами. Образование в те времена было основано лишь на зубрежке подаваемого материала и поддерживалось системой наказаний детей в школах. Кроме того, оно было во многом религиозного характера. Именно поэтому образовательные учреждения и открывались при церквях. Производным термином от греческого слова «школа» через некоторое время стали называть целую систему. Схоластика – это комплекс явлений, который в течение веков характеризовал интеллектуальную жизнь католической римской Церкви. Эту эпоху еще делят на пять основных периодов. Первый из них – это еще не схоластика в известном смысле слова, а лишь ее зарождение. Он охарактеризовался деятельностью ряда католических мыслителей, которые способствовали пробуждению интеллектуального интереса к тому, что происходит в
жизни. В итоге появилось множество школ, институтов и, соответственно, учащихся в них. Второй период многие исследователи истории называют «золотым веком в эпохе схоластики». Он начинался с 13 столетия. Ознаменовался деятельностью ряда выдающихся мыслителей, таких как Фома Аквинский, Альберт Великий и Бонавентура. Затем наступил период резкого упадка, когда интеллектуальная активность мыслителей католической Церкви сошла на нет. С приходом эпохи Возрождения наступил четвертый этап. Выдающимися мыслителями в тот период были: Франциск Сильвестр, Луис Молина, Доминго Баньес и другие. Однако с распространением идей Декарта и его последователей это течение стало увядать. Новый толчок к развитию оно получило в середине девятнадцатого века. С тех пор начался пятый период схоластики. Он длится по сей день.
Схоластика – это философское направление, созданное для обоснования церковного вероучения. Многие католические догматы с трудом воспринимаются. Поэтому схоластика – это философское направление, которое часто использовало искусственные, формальные аргументы для обоснования постулатов католической церкви. Порой такие доводы были, по сути, «высосаны из пальца». В целом материал, с которым работали мастера католической мысли, был далек от реальной жизни. Как пример можно привести трактат Боэция "О благости субстанций в силу их существования". Поэтому в нынешнем представлении многих людей схоластика – это некое искусственное учение, нигде не применимое в реальной жизни. Основной ее предмет – это вопросы религии и теологии.
Схоластика в философии – это система рассуждений, основанная не на разборе отдельных тезисов, как, например, это было принято у античных мыслителей, а на анализе языковых средств, которыми сформулированы те или иные постулаты. Этим отчасти и объясняется оперирование искусственными терминами, непрактичность и сухость самого учения.