Развитие психологии обусловлено изменениями в обществе и науке

Впервые еще Сократ указывал на разграничение между душой и телом. Он определял душу как разум, который является началом божественного. Именно в античные времена начинается развитие психологии. Сократ защищал идею бессмертия души. Так впервые наметилось движение к идеалистическому пониманию данной субстанции.

Наивысшего развития это понимание достигает у Платона. Он создал учение «об идеях», которые являются неизменными, вечными, не имеющими возникновения и не осуществляющиеся в какой-либо субстанции. Материя, в отличие от них, - это ничто, небытие, которое при соединении с любой идеей может стать вещью. Составной частью идеалистической теории является учение о душе, которая выступает связующим началом между идеями и вещами. Душа – часть мирового духа, она зарождается прежде, чем тело.

Развитие психологии не стояло на месте. В XVII веке появилась отличная от уже существующих методологическая установка – эмпиризм. Если до этого господствовали знания, ориентированные на авторитет и традицию, то отныне это воспринимается как нечто внушающее сомнение. Произошли значительные открытия и прозрения, отражающие последние изменения в системе научного мышления. Психология на многовековом историческом пути развития считалась наукой о душе, сознании, психике, поведении.

С каждым из этих терминов связано и предметное содержание, и конфронтация противоположных взглядов. Но, несмотря на это, сохранились общие точки зрения, общие мысли, на пересечении которых возникли новые различные идеи. Периоды развития психологии зачастую выделялись в те времена, когда в жизни общества происходили какие-либо существенные изменения, или в смежных науках – философии, медицине - появлялись новые знания, дающие точку отсчета для изменения ранее существовавших взглядов. К примеру, в Средневековье новые психологические концепции были обусловлены великим триумфом механики и математики. Первая психологическая концепция, созданная с учетом математики и механики, принадлежала Р. Декарту. Он рассматривал организм, как автоматическую систему, работающую механически. Развитие психологии несколько в ином направлении продолжил Ф. Бэкон, стремившийся очистить человеческое сознание от предрассудков и суеверий, которые его затемняют. Именно ему принадлежит известное высказывание: «Знание – сила». Ученый призывал к опытному изучению мира, ведущую роль при решении данного вопроса отводя эксперименту, а не созерцанию и наблюдению.
Человек обретает власть над природой, искусно задает ей вопросы и вырывает у нее тайны с помощью специально изобретенных орудий.

Развитие психологии в XVII веке раскрывается в следующих разработках учений:

- о живом теле как механической системе, в которой нет места каким-либо скрытым качествам или душе;

- учение о сознании как присущей каждому индивиду способности с помощью внутреннего наблюдения получать наиболее верное знание о своих психических состояниях;

- учение об аффектах как регуляторах поведения, заложенных в теле, которые направляют человека к тому, что для него полезно, и отвращают от того, что вредно;

- учение о соотношении физиологического и психического.

Особенности развития психологии в XIX и XX веке ознаменовались появлениями новых течений: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология. Бурное развитие общества и науки, как и в средние века, и в эпоху античности, подтолкнуло к появлению взглядов, отличных от ранее существовавших. В этот период выделились и окончательно оформились различные отрасли психологической науки.

Комментарии